Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений


Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Версия для печати

Статья 23 (часть 2) Конституция РФ провозглашает:

«2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.».

Под тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений понимаются определенные отношения, которые складываются между лицами по поводу осуществления решений и действий «секретодателя», связанными с обеспечением секретности конкретных сведений и выражающимися в ограничении либо исключении доступа к ним и к их носителям помимо воли «секретодателя». Утверждается, что одним из выражений отношения по поводу сохранения тайны сообщений является ее (тайны) защита, под которой имеется в виду система организационно-правовых, технических, экономико-финансовых средств по сохранению конфиденциальности конкретных сведений.

Реализация данного права означает, с одной стороны, обязанность государства защищать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от неопределенного круга лиц. Статьёй 63 Федерального закона «О связи» предусматривается, что операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Согласно уголовно-процессуального закона при наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

С другой стороны, государство устанавливает механизм ограничения данного права, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права на тайну переписки телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации о противоправных деяниях, а именно:

— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

— о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Результаты данных оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Информация, полученная кем-либо с нарушением тайны корреспонденции, признается недопустимым доказательством и не может использоваться в уголовном судопроизводстве. Следует отметить, что принцип обеспечения права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений не перестает действовать с момента ограничения этого права на основании судебного решения в указанных выше случаях. Уголовно-процессуальный закон обеспечивает сохранение в тайне полученных сведений на протяжении всего производства по уголовному делу.

В открытом судебном заседании переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные отправления могут оглашаться только с согласия лиц, являющихся адресатами (отправителями или получателями) этой корреспонденции. В противном случае указанные материалы оглашаются только при удалении публики из зала суда.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Кроме того, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.

Запрет нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений распространяется не только на операторов почтовой и иных видов связи, лиц, ведущих расследование уголовных дел и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но и на всех остальных граждан.
Дата публикации: 21.03.2013 г. Дата изменения: 14.12.2016 г.

Гражданские права и свободы граждан

Гражданские права и свободы граждан — это те возможности, которыми обладает каждый гражданин в сфере личной жизни. Они призваны обеспечить независимость и самостоятельность людей в их частной жизни, защиту от вмешательства в их внутренний мир. Личные права и свободы охватывают широкий круг общечеловеческих ценностей, без соблюдения и охраны которых существование человека как самостоятельной и независимой личности невозможно.

Гражданские права и свободы признаются за человеком государством и закрепляются в Конституциях РФ и РТ и других законах, соответствующих Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, а также другим международным нормам. Права и свободы принадлежат человеку независимо от его гражданства.

Рассмотрим гражданские права и свободы граждан подробно. Каждый человек имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст. 31 Конституции РТ). Это — самое главное и неотъемлемое право человека, гарантия его достойного существования.

Государство берет на себя защиту людей от незаконных посягательств на их жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Смертная казнь за особо тяжкие преступления против жизни других лиц устанавливается федеральным законом в качестве исключительной меры наказания.

Лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь, если оно является результатом защиты от незаконного насилия, следствием необходимой обороны или крайней необходимости, происходит во время войны.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает, что человеку обеспечивается защита от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу (ст. 22 Конституции РФ, ст.33 Конституции РТ). Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний. Словом, только свободный человек имеет возможность делать осознанный выбор.

Гражданин свободен и вправе совершать любые действия, не противоречащие закону. При этом он не должен подвергаться какому-либо принуждению или ограничению в правах. Он самостоятельно определяет свои поступки, располагая собой, своим временем. Свобода и личная неприкосновенность могут быть ограничены только компетентными государственными органами и только в установленном законом порядке. Так, например, никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. В случае ареста или содержания под стражей гражданин имеет право на судебное обжалование этих действий.

Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена согласно закону в рамках надлежащей правовой процедуры. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Без добровольного согласия человека нельзя подвергать его медицинским, научным или иным опытам.

Государство гарантирует право на защиту (ст. 46 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Если человек не может оплатить услуги адвоката, юридическая помощь ему оказывается бесплатно.

Государство обязано охранять достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ, ст. 32 Конституции РТ), ничто не может быть основанием для его умаления. Обратим внимание на категорический, однозначный характер этого утверждения. Ничто, никакие соображения пользы или добра не могут оправдать унижение личности.

Что мы понимаем под достоинством? Достоинство — это признание за человеком особых духовно-нравственных, волевых и интеллектуальных качеств. Охрана достоинства означает право на уважение со стороны окружающих. Люди различаются по своим физическим, интеллектуальным и другим качествам, имущественному и социальному положению. Но закон в равной степени охраняет их достоинство. Внутреннее нравственное достоинство человека, честь человека. Многие люди обостренно относятся к защите своей чести и достоинства. Немецкий поэт и драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) писал: «Честь дороже денег». В старину существовала пословица: «Чести дворянин не кинет, хоть головушка сгинет», за оскорбление чести и достоинства вызывали на дуэль, нередко погибали.

Вспомните историю гибели А.С. Пушкина. Когда вокруг него стали говорить об измене жены Натали, связывая с именем Дантеса, он вызвал его на дуэль. Недруги Пушкина подогревали эту грязную молву. Поэт решил защитить свою честь и честь жены на дуэли. Он предполагал, что может погибнуть, но предпочел поединок и смерть, чем жизнь в бесчестье. Был ли у Пушкина другой выход? Существуй тогда закон о защите достоинства и чести, он мог бы обратиться в суд.

Но тогда такой процедуры не существовало.

Гражданин вправе по российскому законодательству требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений и возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В тех же случаях, когда посягательства на честь и достоинство имеют признаки состава преступления, виновное в этом лицо привлекается к уголовной ответственности.

Каждому гражданину обеспечивается неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 55 Конституции РТ). Это — существенный элемент свободы человека. Никто не имеет права войти в жилище и провести обыск или осмотр против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Обыск производится по возбужденному уголовному делу по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.

Тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и использование других средств связи гарантируется законом (ст. 23 Конституции РФ, ст. 36 Конституции РТ). Ни один посторонний человек не может читать чужие письма и подслушивать чужие телефонные разговоры. Нарушение этого права влечет за собой юридическую ответственность. Только для правоохранительных органов государства установлены изъятия из этого правила и то лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Наложение ареста на корреспонденцию и прослушивание телефонных переговоров возможно лишь в ходе производства по уголовному делу и не иначе как с санкции прокурора либо по определению или постановлению суда.

Конституция закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь — это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей.

В знаменитой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука » есть такой эпизод. Герой фильма у подъезда дома садится в такси, в руках у него авоська. Бдительная общественница, увидев это, произносит: «Советские люди в овощной магазин на такси не ездят». Желая его разоблачить, она организует за ним слежку, мобилизует «общественное» мнение. Подозрительность и желание заглянуть в личную жизнь жильца их дома, т.е. увидеть то, что никого касаться не должно, приводит к нарушению права этого гражданина. Он, оказывается, ничего не нарушал, наоборот, помогал правоохранительным органам. Как вы думаете, изменилась ли бы оценка поведения «общественницы», если бы жилец оказался преступником-расхитителем?

Человек имеет право жить так, как ему нравится. В частной жизни человек добивается удовлетворения личных интересов. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гражданин вправе ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом. Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и местопребывания, на свободный въезд и выезд из страны (ст.27 Конституции РФ, ст.39 Конституции РТ). Ограничения этого права могут устанавливаться только законом. Граждане имеют право свободно покидать Россию, Республику Татарстан и в любое время возвращаться, не могут быть выселены из страны.

В недавнем прошлом в нашей стране это право грубо попиралось. Местожительство было связано возможностью прописаться в местном органе внутренних дел, а передвижение было ограничено местами, куда въезд мог осуществляться только по специальному разрешению. За границу могли выехать только единицы после тщательной проверки в «благонадежности». Неугодного человека высылали из страны, чтобы потом не впускать обратно. Так было с писателем А.И. Солженицыным. Лишены были гражданства и также не допускались в страну наш знаменитый музыкант М. Рострапович и его жена — талантливая певица Г. Вишневская.

Гражданам обеспечивается свобода совести и вероисповедания (ст.28 Конституции РФ, ст.37 Конституции РТ). В соответствии со своими убеждениями каждый имеет право свободно выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь, распространять религиозные или атеистические взгляды, действовать в соответствии с ними, заниматься религиозным или атеистическим воспитанием и образованием детей. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспитание ребенку в соответствии с их убеждениями и выбором. Допускается свобода отравления религиозных культов и ритуальных обрядов. Провозглашено и гарантировано право на создание религиозных и иных объединений, на получение религиозного образования.

Преследование верующего за религиозные убеждения — опасное явление. Не менее опасны и религиозный фанатизм, нетерпимость к верующим других религий. Вспомните из курса истории кровавые религиозные войны во Франции, Англии, России.

Запрещается возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. В соответствии с законодательством гарантируется равноправие граждан независимо от их отношения к религии. Все религиозные объединения равны по закону. Религиозные и атеистические объединения отделены от государства, органы и должностные лица государства не вмешиваются в вопросы их деятельности. Вместе с тем государство охраняет законную деятельность религиозных организаций. Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповедания и совести, несут юридическую ответственность.

Каждый гражданин вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, он свободен в выборе языка общения, воспитания, обучения и творчества, в том числе имеет право пользования родным языком (ст.26 Конституции РФ, ст.34 Конституции РТ). Нельзя принуждать определять и указывать свою национальную принадлежность. Пользование родным языком пока для многих затруднено. Осуществление этого права требует увеличения школ, дошкольных учреждений, в которых дети обучались бы на родном языке.

Каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст.29 Конституции РФ, ст.42 Конституции РТ). Эти права способствуют духовной и нравственной независимости человека, а следовательно и политическому, идеологическому многообразию. Без этих прав нет настоящего развития общества.

Равным образом обеспечивается свобода получения информации (ст. 29 Конституции РФ, ст. 48 Конституции РТ). Право это гораздо шире, оно означает не просто получать, а еще и свободно искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода учреждения средств массовой информации (периодических печатных изданий, радио-, теле- и видеопрограмм, кинохроники). Цензура запрещается. Пользование указанным правом сопряжено с определенными ограничениями только с одной целью — охраны государственной тайны, нравственности, прав и свобод других лиц. Злоупотребление свободой массовой информации, использование для совершения преступлений не допускается.

Как видим, закон предусмотрел очень широкий круг личных прав и свобод. Но надо всегда помнить, как указано в ст. 17 Конституции РФ, ст. 27 Конституции РТ, что реализация гражданином своих личных прав и свобод не должна противоречить личным правам и свободам других людей. Осуществление этих прав и свобод также несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, защите прав и свобод других лиц.

Правоохранители хотят получать доступ к переписке граждан без судебного решения

Минкомсвязи совместно с МВД, ФСБ и Минэкономразвития подготовили законопроект, которым предусматривается, что собственники или иные владельцы технологических сетей связи, имеющих номер автономной системы, обязаны обеспечивать хранение на территории РФ информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий. По требованию органов, осуществляющих ОРД или обеспечение безопасности России, такая информация должна передаваться для выполнения возложенных на эти органы задач.

Предусматривается также, что собственники или иные владельцы сетей связи должны будут приостанавливать оказание пользователям услуг на основании мотивированного решения одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД или обеспечение безопасности России, и возобновлять на основании решения суда или мотивированного решения того, кто принял решение о приостановлении.

В комментарии «АГ» член Совета ФПА РФ Елена Авакян указала, что положения законопроекта грубым образом нарушают нормы ч. 2 ст. 23 Конституции в части обеспечения права на тайну переписки. Она отметила, что, исходя из толкования этой конституционной нормы, данного различными судебными инстанциями, включая ЕСПЧ (Определение Конституционного Суда от 2 октября 2003 г. № 345-О, Постановление ЕСПЧ по делу «Роман Захаров против России», решение Верховного Суда от 25 сентября 2000 г. № ГКПИ00-1064), к информации, охватываемой понятием «тайна переписки», относится не только информация о содержании письма, но и служебная информация об отправителях письма и адресатах его получателя.

По мнению Елены Авакян, предусмотренная законопроектом модель регулирования не только противоречит Конституции в части возможности предоставления доступа к информации обо всех сообщениях «уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации» без соответствующего решения суда, но и посягает на само право гражданина на свободу в его широком толковании, так как предоставляет возможность бесконтрольного и произвольного отключения услуг связи для любого лица по указанию неких «руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

«Таким образом, судебный контроль за вмешательством в частную жизнь граждан фактически устраняется и бремя обращения в судебные инстанции перекладывается на гражданина, которому фактически предлагается бегать за “правоохранителями” в попытках обжалования их действий по приостановлению услуг связи, что в современных условиях, когда львиная доля всех жизненных потребностей граждан реализуется через мобильные телефоны и онлайн-сервисы, когда большая часть финансовых операций совершается через онлайн-приложения банков, когда юридически значимая переписка с государственными органами ведется через портал государственных услуг, фактически означает полное блокирование жизни человека, то есть ограничение его свободы в новой цифровой реальности. Полагаю, что если и можно нанести больший урон цифровой трансформации общества и популяризации цифровых технологий у населения, чем принятие этого законопроекта в предлагаемой редакции, то весьма затруднительно», – резюмировала Елена Авакян.

Партнер АБ «ЗКС» Алексей Буканёв посчитал, что поправки в закон являются последовательной политикой государства по возможности контролирования передачи данных различными видами связи. Он заметил, что изменения действительно помогут оперативным сотрудникам в раскрытии преступлений и привлечении виновных к уголовной ответственности. «С развитием технологий передачи данных для выявления преступлений требуются и новые возможности для фиксирования преступлений. При законном и надлежащем правоприменении это действительно поможет сотрудникам правоохранительных органов в защите прав и интересов граждан и государства. Однако в современной России данная норма будет чаще применяться для тотального контроля за гражданами, их переговорами и обменом информацией в любом виде», – полагает эксперт.

По его мнению, принятие законопроекта также существенно затормозит развитие телекоммуникационных сетей, в частности 5G, поскольку многократно вырастет финансовая нагрузка на собственников сетей для покупки необходимого оборудования для хранения громадного объема информации. «Государство облегчает работу оперативникам, но значительно усложняет, а может, даже “губит” развитие сетей. Кроме того, часть финансовой нагрузки будет возложена на обычных граждан в связи с увеличением стоимости тарифов», – указал Алексей Буканёв.

Он также обратил внимание на незаконное и противоречащее Конституции положение о том, что приостановление оказания пользователям услуг связи может быть на основании мотивированного решения одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ.

Адвокат АП Московской области Ольга Карлова подчеркнула, что предложенные изменения делают абсолютно бессмысленными положения ч. 2 ст. 23 Конституции, согласно которой каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Кроме того, поправки полностью уничтожают основополагающее право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

«Это именно тот хрупкий момент и та тонкая грань, перейдя которую, государство превращает частную жизнь человека в личное достояние уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ (а точнее, конкретных должностных лиц из этих органов). Ведь, как видно из предложенных изменений, этим органам, перечень которых к тому же является открытым, даже и судебное решение не нужно. На мой взгляд, это просто чудовищно», – указала Ольга Карлова.

Адвокат заметила, что доступ к такой информации можно иметь тайно, а полученные сведения использовать по своему усмотрению. Также, согласно положениям законопроекта, обоснование перед судом необходимости запроса информации о конкретном лице, в отношении которого имеются обоснованные предположения о его причастности к преступной деятельности, не требуется.

Ольга Карлова обратила внимание на то, что суд исключен и из ситуаций приостановления оказания пользователям , – указала адвокат.

По ее мнению, бороться с преступностью во всех ее проявлениях, в том числе и с помощью возможности доступа правоохранительных органов к переданной различными способами информации, необходимо, однако прежде всего и, безусловно, важно обеспечить гарантии полной сохранности информации от возможной «утечки», а также возможность доступа к данной информации правоохранительных органов только по согласованию с надзирающим органом – прокуратурой и только после получения разрешения суда на такой доступ, которое должно быть мотивированным и обоснованным.

Статья 29

Комментируемая статья декларирует принцип свободы информации.

Она основывается на положениях ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Свобода информации представляет собой понятие, охватывающее целую группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Примерно такой перечень прав и

свобод содержит ст. 29 Конституции РФ. В ней содержится ряд гарантий и одновременно ограничений свободы информации. Наиболее важная гарантия свободы информации – запрет цензуры, запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений, а также к отказу от них. Главное ограничение свободы информации состоит в запрете любой пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Одновременно гарантия и ограничение свободы информации закреплены положением п. 4 ст. 29 Конституции, согласно которой перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Свобода информации не является абсолютным правом

и может быть ограничена в отдельных, прямо предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами случаях (например, в период действия чрезвычайного или военного положения). Ч. 3 ст. 55 Конституции предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Однако это возможно лишь путем издания федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следует отметить, что включение в конституции большинства государств «развитой демократии» положений о недопустимости пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства свидетельствует о полной неспособности демократических институтов противопоставить этому какую-либо альтернативную идеологию. Поскольку основными ценностями современного демократического общества являются ценности материальные, значительная часть мыслящих людей, не желающая поклоняться золотому тельцу, стремится

к иным, духовным, национальным, религиозным ценностям. В связи с этим в мире постоянно растет популярность националистических и религиозных (в том числе экстремистского толка) структур. Но демократии нечего противопоставить им в идеологическом плане, поэтому приходится попросту запрещать подобную идеологию. Подлинная же демократия заключалась бы в практической реализации изречения Вольтера: “Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право их высказывать”.

Свобода мысли – одна из основных личных свобод человека, которая означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29.

Свобода слова представляет собой составную часть более общего права, получившего название “свобода информации”. Свобода слова – это возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли). Законодательство и судебная практика в демократических странах выработали систему ограничений свободы слова с целью не допустить злоупотреблений. В частности, в большинстве государств мира запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению законной государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны, для подстрекательства к совершению преступлений, для разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорблений и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Перечень ограничений свободы слова может быть расширен в период действия режимов чрезвычайного или военного положения.

Свобода массовой информации (свобода печати) – одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью более общего права – свободы выражения. Впервые провозглашена во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Свобода печати подразумевает право свободно учреждать печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т.п.), свободно издавать и распространять любую печатную продукцию, а также запрет цензуры. В демократических государствах закон устанавливает ряд ограничений свободы печати с целью предотвратить злоупотребления. Перечень этих ограничений тот же, что и у свободы слова. В связи с появлением в мире все новых видов средств массовой информации (телевидения, радиовещания и др.) в новейших конституциях понятие свободы печати поглощается, как правило, понятием “свобода массовой информации”. Именно таким образом этот вопрос сформулирован в ч. 5 комментируемой статьи.

Цензура (лат. censura) представляет собой контроль официальных властей за содержанием,

выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радиои телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способу осуществления цензура делится на предварительную и последующую. Предварительная цензура предполагает необходимость получить разрешение на выпуск в свет книги, постановку пьесы и т.д., последующая цензура заключается в оценке уже опубликованных, выпущенных изданий и принятии запретительных или ограничительных мер в отношении лиц, нарушивших требования цензуры.

Большинство современных конституций (в т.ч. Конституция РФ 1993 г.), провозглашая свободу информации, прямо запрещают цензуру. Однако во всех странах мира введение цензуры допускается при объявлении некоторых из режимов чрезвычайного положения (в РФ цензура может вводиться при объявлении режима чрезвычайного или военного положения – см. ст. 56 Конституции и комментарий к ней).

Ч. 5 комментируемой статьи, а также Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» декларируют запрет на цензуру, хотя в РФ фактически имеет место последующая цензура.

Так, на Федеральную регистрационную службу РФ (Росрегистрацию) указом президента РФ возложены полномочия по ведению списков экстремистских материалов. Такие списки периодически публикуются в средствах массовой информации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном названным законом порядке.

Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации

Верховный суд РФ разъяснил особенности рассмотрения уголовных дел о нарушении неприкосновенности частной жизни и тайны переписки или переговоров: проект пленума предлагает относить сообщенную адвокату информацию к личной тайне, включить в разглашение «секретов» не только содержание переписки и разговоров, но и сам факт их наличия, а также не наказывать за обнародование тайны, если один из участников беседы или переписки был согласен на ее разглашение.

Информация для адвоката или врача

Личную или семейную тайну составляют сведения о жизнедеятельности человека или членов его семьи, которая не подлежит контролю со стороны общества и государства, носит непротивоправный характер и информация о которой не является общедоступной и не предается огласке самим гражданином, поясняет ВС РФ.

«В частности, к числу составляющих личную или семейную тайну следует относить сведения о частной жизни, доверенные лицом в конфиденциальном порядке представителям определенных профессий или ставшие известными им по службе или работе — сообщенные адвокату сведения, необходимые для оказания профессиональной юридической помощи; ставшие известными врачу по результатам медицинского обследования сведения о наличии и характере заболевания пациента; и т.п.», — говорится в проекте пленума.

При этом ВС поясняет, что для привлечения к уголовной ответственности за разглашение личной или семейной тайны необходимо, чтобы у обвиняемого был умысел.

«Если сведения об определенной области жизнедеятельности гражданина или членов его семьи не являются общедоступными и не предаются огласке самим гражданином, для наличия состава преступления, предусмотренного статьей 137 УК РФ, отнесение таких сведений к составляющим личную или семейную тайну гражданина должно охватываться умыслом виновного лица», — указывается в документе.

Не только содержание

Судам следует иметь в виду, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений признается нарушенной, когда совершён доступ как к их содержанию, так и к информации о самих фактах переписки, переговоров, сообщений без согласия того, чью тайну они составляют, поясняется в проекте постановления.

«В частности, нарушением тайны телефонных переговоров является незаконный доступ к информации о входящих и исходящих сигналах соединения между абонентами или абонентскими устройствами пользователей связи: дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов», — уточняет ВС РФ.

Незаконный доступ к содержанию переписки, переговоров, сообщений может состоять в ознакомлении с текстом и материалами переписки, сообщений, прослушивании телефонных переговоров, звуковых, знаковых сообщений, их копировании, записывании с помощью различных технических устройств, указывает он.

Под термином «иные сообщения» для целей статьи 138 УК РФ следует понимать любые конфиденциальные сообщения, передаваемые по сетям электрической связи — SMS- и MMS-сообщения, факсимильные сообщения, передаваемые через интернет мгновенные сообщения, электронные письма, видеозвонки — и пересылаемые почтовой или курьерской связью, в том числе в форме электронных документов на электронных носителях информации, говорится в документе.

Когда один согласен

ВС предлагает не считать преступлением разглашение сведений из переписки или переговоров, если один из ее участников согласен на обнародование информации.

«Ознакомление с фактом или содержанием переписки, переговоров, сообщений при наличии добровольного согласия хотя бы одного из лиц, чью тайну сообщений они составляют, состава указанного преступления не образует. Если же после такого ознакомления были распространены сведения о частной жизни гражданина, составляющие его личную или семейную тайну, без его согласия, то действия виновного лица могут квалифицироваться по статье 137 УК РФ», — говорится в проекте постановления.

Примирение с потерпевшим

ВС напоминает, что уголовные дела о нарушении неприкосновенности частной жизни, тайны переписки или переговоров относятся к категории частно-публичного обвинения и не подлежат обязательному прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

«Вместе с тем в случаях, если лицо впервые совершило такое преступление, являющееся преступлением небольшой тяжести, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред, то суд вправе на основании заявления потерпевшего прекратить уголовное дело в отношении этого лица», — указывает он.

ВС подчеркивает, что при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных главой 19 УК РФ, судам следует реагировать на нарушения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией, а также другие нарушения закона путем вынесения частных определений или постановлений в адрес соответствующих организаций и должностных лиц для принятия ими необходимых мер.

Алиса Фокс

Верховный суд России разъяснил, что является вмешательством в тайну личной жизни

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Вмешательство в личную жизнь становится преступлением, если речь идет о сведениях, которые гражданин сам не хотел предавать огласке. Это разъяснил пленум Верховного суда РФ в принятом во вторник постановлении «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 УК РФ)».

«При решении вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 137 УК РФ («Нарушение неприкосновенности частной жизни») суду необходимо устанавливать, охватывалось ли его умыслом, что сведения о частной жизни гражданина хранятся им в тайне», — пояснил пленум.

При этом не может повлечь уголовную ответственность сбор или распространение таких сведений в государственных, общественных или иных публичных интересах, «а также в случаях, если сведения о частной жизни гражданина ранее стали общедоступными либо были преданы огласке самим гражданином или по его воле».

Под сбором сведений о частной жизни лица, пояснил Верховный суд, «понимаются умышленные действия, состоящие в получении этих сведений любым способом, например путем личного наблюдения, прослушивания, опроса других лиц, в том числе с фиксированием информации аудио-, видео-, фотосредствами, копирования документированных сведений, а также путем похищения или иного их приобретения».

Распространение сведений о частной жизни лица заключается в сообщении (разглашении) их одному или нескольким лицам в устной, письменной или иной форме и любым способом, в том числе через интернет.

Кроме того, уголовная ответственность за нарушение тайны переписки или телефонных переговоров (ст. 138 УК РФ) наступает независимо от наличия в них сведений, составляющих личную или семейную тайну.

«По статье 138 УК РФ подлежат квалификации незаконные действия, нарушающие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений конкретных лиц или неопределенного круга лиц, если они совершены с прямым умыслом. При этом ответственность по данной статье наступает независимо от того, составляют ли передаваемые в переписке, переговорах, сообщениях сведения личную или семейную тайну гражданина или нет», — пояснил пленум.

В качестве предусмотренных статьей 138 УК РФ «иных сообщений» выступают sms- и mms-сообщения, факсимильные сообщения, передаваемые через интернет мгновенные сообщения, электронные письма, видеозвонки, а также сообщения, пересылаемые иным способом. «При рассмотрении уголовных дел о преступлении, предусмотренном этой статьей, судам следует иметь в виду, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений признается нарушенной, когда доступ к переписке, переговорам, сообщениям совершен без согласия лица, чью тайну они составляют, при отсутствии законных оснований для ограничения конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», — говорится в постановлении.

Нарушением тайны телефонных переговоров является и незаконный доступ к информации о входящих и исходящих сигналах соединения между абонентами или абонентскими устройствами пользователей связи (дате, времени, продолжительности соединений, номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов), подчеркнул пленум.

Незаконный доступ к содержанию переписки, переговоров, сообщений может состоять в ознакомлении с текстом и (или) материалами переписки, сообщений, прослушивании телефонных переговоров, звуковых сообщений, их копировании, записывании с помощью различных технических устройств и т. п.

Согласно данным судебной статистики, в прошлом году по этой статье в России были осуждены 63 человека, в 2021 году — 50 человек.

Комментарий к ст. 138 УК РФ

Объект данного преступного посягательства составляют общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Указанные права согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ могут быть ограничены только на основании судебного решения.

Предметом рассматриваемого преступления выступают почтовая или телеграфная корреспонденция, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения. Для квалификации преступления носитель информации и ее содержание значения не имеют.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 138 УК РФ, выступает установленный законом, иными нормативными правовыми актами порядок производства, приобретения, сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения и состоит из выполнения любых незаконных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ч. ч. 1, 2 ст. 138 УК РФ), а также альтернативных действий в виде незаконных производства, сбыта или приобретения в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ч. 3 ст. 138 УК РФ).

Незаконность действий означает их совершение, получение доступа к содержанию переписки, телефонных переговоров и т.д. в условиях, не оговоренных законом. Поэтому нельзя признать нарушением тайны телефонных переговоров их прослушивание, осуществленное с разрешения судьи на основании и условиях, установленных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .

———————————

СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Конституция РФ, гарантируя каждому право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускает возможность ограничения этого права только на основании судебного решения (ст. 23), что конкретизируется, в частности, в ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которой проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации .

———————————

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N 178-О-О // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. N 13.

Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, выступают в качестве предмета преступного посягательства (ч. 3 ст. 138 УК РФ), а также средства совершения рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 138 УК РФ).

Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, понимаются аппаратура, техническое оборудование и (или) инструменты, разработанные, приспособленные или запрограммированные для негласного получения и регистрации акустической информации; прослушивания телефонных переговоров; перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; контроля почтовых сообщений и отправлений; исследования предметов и документов; получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи .

———————————

См.: Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3382.

К таким средствам относятся, например, специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации, для негласного визуального наблюдения и документирования, для негласного прослушивания телефонных переговоров, для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений, для негласного исследования предметов и документов, для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов и иные.

Незаконность совершения действий, указанных в диспозиции ч. 3 ст. 138 УК РФ, означает их совершение в нарушение установленного порядка.

Так, например, ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено требование лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность . В развитие положений Закона принято Постановление Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность» .

———————————

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2965.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214 утверждено Положение о ввозе указанных средств и их вывозе из Российской Федерации .

———————————

СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1292.

Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 138 УК РФ, образует совершение указанных в законе действий в нарушение приведенных и иных нормативных правовых актов. При наличии соответствующих признаков рассматриваемое деяние может быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 138 УК РФ, — совершение деяния с техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации.

Под производством указанных технических средств следует понимать их промышленное или кустарное изготовление, приспособление бытовой аппаратуры под специальные цели, ее модернизацию для негласного получения информации и др. Сбыт предусматривает передачу предмета другому лицу (хотя бы одному), обмен, дарение и т.п. В качестве приобретения может рассматриваться любая форма завладения ими. Если способ завладения предметом содержит признаки самостоятельного состава преступления (например, кража), деяние следует квалифицировать по совокупности составов преступлений.

Ознакомление с содержанием переписки или телефонных переговоров с согласия одного из абонентов хотя и нарушает указанные конституционные права другого, не образует рассматриваемого состава преступления.

Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения деяния, нарушающего указанную тайну, либо выполнения действий по производству, сбыту или приобретению в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

При решении вопроса о наличии состава нарушения тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений граждан необходимо основываться на всех обстоятельствах дела: отношения с потерпевшим, мотивация поведения, частота случаев нарушения, способ совершения деяния и т.д. Это необходимо для того, чтобы отграничить преступное деяние и малозначительное деяние. Так, например, вряд ли может быть признано преступлением деяние, при котором сосед из любопытства вытащил из почтового ящика письмо и, прочитав его, вернул на место. Деяние было совершено единственный раз. Формально в этой ситуации состав преступления имеет место. Однако отсутствие общественно опасных последствий, единственный факт такого действия дают основания для вывода об отсутствии состава преступления в силу малозначительности деяния.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что осуществляет действия, направленные на нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, и желает их выполнить. В квалифицированном составе (ч. 2 ст. 138 УК РФ) лицо, кроме того, сознает, что оно использует для ознакомления с содержанием переписки, телефонных переговоров или почтовых, телеграфных или иных сообщений специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и желает действовать с их использованием. Мотив преступления не влияет на квалификацию деяния. Им может быть любопытство, корысть, зависть и др.

При выполнении деяния, запрещенного ч. 3 рассматриваемой статьи, лицо сознает, что оно незаконно производит, сбывает или приобретает в целях сбыта специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, желает выполнить эти действия.

Приобретение указанных технических средств образует состав преступления только при наличии цели их сбыта, которая должна преследоваться покупателем уже в момент приобретения товара.

В основных составах (ч. ч. 1, 3 ст. 138 УК РФ) субъект преступления общий. Им является вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. В квалифицированном составе (ч. 2 ст. 138 УК РФ) субъект специальный. Им является лицо, использующее свое служебное положение (см. комментарий к ст. 136 УК РФ).

Это могут быть как «рядовые» сотрудники (почтальон, радист, телеграфист), так и должностные лица, которые в силу выполнения своих служебных обязанностей оказывают услуги связи, имеют доступ к аппаратным средствам связи, их обслуживанию или ремонту, перевозке или доставке корреспонденции и др.

Действия должностных лиц могут быть квалифицированы по совокупности с должностными преступлениями при наличии состава этих преступлений.

В тех случаях, когда нарушение тайны переписки и т.д. является способом нарушения неприкосновенности частной жизни, как отмечалось выше, деяние следует квалифицировать по ст. 137 УК РФ.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Ограничение права человека на неприкосновенность частной жизни

 В данной статье рассматриваются возможные ограничения права человека на неприкосновенность частной жизни. Несомненно, важным является то, что они должны быть соразмерными, предусмотрены законом, основаны на судебном решении и необходимы в целях достижения безопасности того или иного государства, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: право человека на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность частной жизни, ограничения права человека на неприкосновенность частной жизни.

Право на неприкосновенность частной жизни, согласно определению Конституционного суда Российской Федерации (далее — КС РФ) от 9 июня 2005 г. № 248-О, «означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера».

Ограничение права на неприкосновенность частной жизни, как и других конституционных прав и свобод человека и гражданина должно быть соразмерным, предусмотрено Конституцией РФ или федеральным законом и установлено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства [3].

Что касается зарубежного опыта, то право на неприкосновенность частной жизни может быть ограничено в том случае, если это закреплено непосредственно в законе. В ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод указано, что вмешательство со стороны государства в частную жизнь человека правомерно, если это необходимо «в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц» [1].

Также следует обратить внимание на решения Европейского суда по правам человека, которые являются составной частью указанной выше конвенции. Обобщив их, можно сформулировать некоторые условия легального вмешательства в частную жизнь человека, а именно:

– оно должно быть обоснованным и необходимым в демократическом обществе для достижения целей, предусмотренных п. 2 ст. 8 Конвенции;

– его следует толковать ограниченно, так как оно является исключением из права, гарантируемого п.1 ст. 8 Конвенции;

– ограничения права на неприкосновенность частной жизни должно быть предусмотрено внутригосударственным законодательством, при этом оно должно определять четкие основания такого ограничения с достаточной ясностью [2].

Просмотрев опыт зарубежных стран в решении данного вопроса, следует выяснить правомерные условия ограничения права на неприкосновенность частной жизни в России.

Согласно ст. 56 Конституции РФ, при введении режима чрезвычайного положения на территории РФ в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя не подлежат ограничению конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. В них входят право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и достоинства человека и гражданина.

Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может быть предусмотрено в связи с введением правового режима контртеррористической операции в целях защиты жизненно важных интересов личности и государства, пресечения и раскрытия террористического акта. В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовой режим контртеррористической операции предполагает ведение контроля телефонных переговоров и иной информации и других мероприятий.

Также основываясь на Федеральном законе от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», возможность проведения мероприятий, относящихся к борьбе с терроризмом, ограничивающих права человека, предусмотренные ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, возможно только на основании постановления судьи и мотивированного ходатайства руководителя или заместителя органа по борьбе с терроризмом [8].

Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при проведении оперативно-розыскных мероприятий, органы, осуществляющие их, должны обеспечивать права и свободы человека и гражданина, содержащих их право на неприкосновенность частной жизни. Но конституционные права, предусмотренные ч. 2 ст. 23, допускают вмешательство в частную жизнь человека, их ограничение на основании определенного судебного решения и при наличии информации «о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно, о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации» [5].

Также в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ закреплено то, что конституционные права, прописанные в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, подлежат ограничению только на основании судебного решения [6].

Таким же образом контроль и запись телефонных переговоров, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления могут осуществляться исключительно на основании решения суда в том случае, если данные сведения, предметы и документы имеют значение для уголовного дела. В связи с этим, следователь подает ходатайство в суд и ждет соответствующего решения. И только на основании решения суда он вправе налагать арест. Также по решению суда он может производить осмотр и выемку сведений, содержащихся в электронных сообщениях, если они будут иметь значение для уголовного дела.

Следует также рассмотреть неприкосновенность сведений, составляющих личную тайну человека, которые впоследствии становятся профессиональной тайной.

Что касается врачебной тайны, то составляющие ее сведения не подлежат разглашению лицам, которым они стали известны при исполнении их профессиональных обязанностей. Либо допускается их разглашение с письменного согласия носителя данных сведений или его законного представителя. Но в определенных случаях допускается их разглашение. Во-первых, если гражданин из-за состояния своего здоровья не способен выразить свою волю, а данные сведения необходимы для его медицинского обследования и дальнейшего лечения. Во-вторых, это становится возможным при угрозе распространения различных инфекционных заболеваний. В-третьих, в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования о его состоянии здоровья родителей или законных представителей. И другие исключения [7].

Если рассматривать адвокатскую тайну, то разглашение ее возможно только в том случае, если сведения и предметы, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, могут быть использованы в качестве доказательств обвинения [4].

Таким образом, ограничения прав, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Конституции РФ должны быть предусмотрены законом, основываться на решениях суда, проводиться в случае необходимости обеспечения безопасности государства, защиты прав и основных свобод человека и гражданина, их здоровья и нравственности. Также важным является то, что они не должны толковаться абсолютно, так как предполагают их реализацию в течение строго определенного времени.

Литература:

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Рим 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (подписан в г. Париж 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г. Страсбург 16.09.1963), «Протоколом № 7″ (подписан в г. Страсбург 22.11.1984)).
  2. Постановление ЕСПЧ от 12.01.2016 «Дело «Сабо и Виши (SzaboandVissy) против Венгрии» (жалоба № 37138/14).
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 № 248-О.
  4. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (последняя редакция).
  5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция).
  6. Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019).
  7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция).
  8. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (последняя редакция).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]