Экстрадиция в уголовном праве мирового сообщества и России

Понятие экстрадиции пришло к нам из древних времён. Уже тогда в цивилизованном мире существовала практика передачи перебежчиков, еретиков и политических преступников другими государствами на родину для свершения правосудия над ними. До XVII века случаи экстрадиции были единичны.

Рост договоров между странами о передаче нарушителей Закона был отмечен в XVIII веке. Причём экстрадировать начали не только бунтарей и перебежчиков, но и простых преступников.

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства.

Согласованные действия стран в отношении покинувших родину преступников начинаются с 1840 года. А с 1948 года началось стремительное развитие международных отношений в правовых областях, продолжающееся и по сей день. В 2021 г. применяются усовершенствованные принципы экстрадиции.

У каких стран нет экстрадиции в Россию узнайте на нашем сайте.

Экстрадиция в XXI веке

В наши дни выдача преступников одной политической единицей другой обрела особую значимость, что диктуется перерастанием внутригосударственной преступности в международную. Рассмотрим ныне действующие условия экстрадиции, как осуществляется процедура выдачи граждан и в каких случаях запрашиваемой стороной принимается решение об экстрадиции.

Как в прошлом, так и в наши дни экстрадиция была и остаётся процедурой, в основе которой выдача одной страной другой лиц, которыми на её (второй страны) территории были совершены некие преступные, уголовного характера деяния.

Речь всегда идёт исключительно об уголовных преступлениях. Гражданско-правовые и административно-правовые деяния не являются поводом для проведения процедуры.

Экстрадиция не является обязательным действием. Это право страны откликнуться на обращение другого государства и передать указанных в официальном обращении преступников в руки его правосудия. Любая держава может отклонять запросы об экстрадиции под тем или иным предлогом.

Виды договоров

Важно понимать, что основой для проведения процедуры всегда служат правовые нормы международного и национального значения. В каждом государстве применяются свои понятия и законы, относящиеся к экстрадиции. Основанием для выдачи лиц всегда служат заключённые между странами договора. Они могут быть двух видов:

  1. Между соответствующими странами.
  2. Многосторонняя Конвенция, к которой примкнули сразу несколько государств.

Ярким примером успешного международного взаимодействия является Европейская конвенция о выдаче, датированная 57 годом прошлого столетия.

Если экстрадиция в уголовном праве запрашиваемой страны не предусматривается, возврат нарушителей Закона на территорию, где они совершили преступление, может производиться и при отсутствии заключённого ранее договора между сторонами.

Вместо итогов

Подводя итоги своей заметки, я бы хотел сказать несколько выводов:

  1. Под эсктрадицией стоит понимать выдачу виновного в уголовном преступлении лица представителям другого государства.
  2. Такая форма взаимоотношений возможна лишь между странами, подписавшими двухстороннее соглашение.
  3. Чтобы инициировать выдачу преступника, необходимо, чтобы выполнялись определенные условия.
  4. Не все страны выполняют подобные условия, и без договора о сотрудничестве подобный запрос может быть удовлетворен только по желанию другого государства.

Условия, при которых производится выдача

Как говорилось выше, выдача лиц иной стране по её запросу не является обязанностью. Это лишь право державы откликнуться на обращение другого государства. Процедура переходит в разряд обязательных только в том случае, если между сторонами заключены договорённости, предусматривающие взаимную помощь правового характера в ведении уголовных дел.

Основания отказа в экстрадиции

Не подлежат передаче поголовно все преступники. В договорах и Конвенциях оговаривается, в каких случаях возможна выдача. Экстрадиция обычно учитывает фактор «двойной подсудности». Это означает, что правонарушение на момент запроса является таковым в обоих государствах.

В заключаемых договорах оговариваются ситуации, когда допускается отказ в экстрадиции. В большинстве случаев не выдаются лица, если:

  • существуют опасения, что их подвергнут пыткам;
  • преступников могут подвергнуть смертной казни;
  • речь идёт о политическом преследовании.

В Законодательстве каждого отдельного государства предусмотрены свои основания, позволяющие отклонять поступающие запросы об экстрадиции.

Узнать подробнее об экстрадиции на Украине и других странах можно на нашем сайте.

Основные условия

Для реализации процедуры экстрадиции преступников должны соблюдаться определенные условия:

  1. между РФ и другой страной подписано специальное соглашение;
  2. лицо, которое должно быть выдано, представлено иностранным гражданином, поскольку на основании ст. 61 Конституции власти РФ не имеют право экстрадировать россиянина независимо от совершенных им деяний;
  3. страна, подавшая запрос, представляет доказательства виновности человека в каком-либо уголовном преступлении;
  4. выдается только лицо, являющееся подданным страны, составившей запрос;
  5. в законодательстве обеих стран имеются схожие моменты в отношении конкретного преступления;
  6. преступник передается при оптимальных условиях, поэтому не допускается нарушение его прав.

Справка! Если государство, которое запрашивает иностранного преступника у России, не может подготовить доказательства виновности данного человека, то Главный прокурор РФ откажет в экстрадиции.

Основные классификации экстрадиции, виды

Анализируя правовые основы в международном и национальном ракурсе, можно выделить несколько классификаций экстрадиции:

  • регулятивную (откуда и куда);
  • целевую;
  • нормативно-правовую (наличие и отсутствие соглашений);
  • субъективную.

Экстрадиция (выдача преступников) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

В отношении РФ регулятивная экстрадиция предполагает:

  1. Выдачу гражданина из РФ по заявлению, отправленному из иностранного государства.
  2. Экстрадицию лица иным государством по запросу, отправленному из РФ.

Нормативно-правовая классификация предусматривает наличие в Законодательстве страны оснований для выдачи граждан. В данном аспекте применяются два вида экстрадиции:

  • основывающуюся на принципах взаимности;
  • базирующуюся на правовых актах как международного, так и национального характера.

Целевые виды экстрадиции применяются для осуществления следующего:

  • исполнения приговора;
  • суда, то есть отправления правосудия;
  • преследования.

Основания субъективного характера зависят от гражданства иностранных нарушителей Закона, подлежащих выдаче. С точки зрения Законодательства России, различают выдачу:

  • гражданина России;
  • лица с иностранным подданством;
  • лица, имеющего гражданство сразу двух стран;
  • лица без гражданства.

Кроме экстрадиции на основе правового акта передача может осуществляться и между странами, не связанными между собой подобным договором, по запросу.

На настоящий момент РФ подписала свыше 300 соглашений с различными государствами, основная цель которых в оказании взаимной помощи правового характера. Помимо положений об экстрадиции, они включают договора об уголовном преследовании, производство судебных, а также процессуальных и следственных действий.

Кого выдаёт Россия?

Российская Федерация является участницей:

  • большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
  • ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.
Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Выдача собственных граждан

В Российском Законодательстве закреплён принцип невыдачи своих граждан. Именно с такой оговоркой РФ подписала Европейскую Конвенцию.

Такой принцип действует не во всех странах. К примеру, Франция, Греция, Соединённые Штаты и ряд иных государств на основании международных договоров об экстрадиции выдают своих граждан, но только с тем условием, что они стали таковыми после совершения противоправных действий, предусмотренных заключёнными соглашениями.

К примеру, в Японии зачастую не подлежат экстрадиции не только граждане страны, но и этнические японцы. Однако, если правонарушитель не японец принял японское гражданство после того, как совершил уголовно наказуемое деяние, он может быть выдан запросившей стороне для осуществления уголовного преследования и исполнения приговора за противоправные действия, а также для проведения суда.

В РФ основанием для отказа может служить наличие у запрашиваемого гражданина своего гражданства. Не выдают даже совершивших преступление в другой стране до получения гражданства РФ. С территории России не допускается выдача лиц с двойным гражданством, если одно из подданств – российское.

Иммунитет о невыдаче собственных граждан не всегда распространяется на военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, располагающихся на территории иных государств. Если они совершили преступления общеуголовного характера за пределами воинской части, отвечать будут согласно уголовному праву государства пребывания.

Право или обязанность?

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  • правом государства;
  • его прямой обязанностью.

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.
Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  • по своему усмотрению;
  • в согласии со своим внутренним законодательством.

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Процедура в общих чертах

Первым шагом экстрадиции является отправка запроса. Документ составляется либо на языке государства, в которое шлётся обращение, либо на одном из общепризнанных международных языков. В письме излагается суть дела. Передаваться документы могут напрямую в прокуратуру, министерства юстиции, внутренних дел или в Министерства иностранных дел.

жегодно Генпрокуратура направляет свыше 300 запросов в другие страны, чтобы добиться экстрадиции россиян, которые скрываются от уголовного преследования на Родине.

Получившая запрос сторона предпринимает действия к задержанию лица или лиц, указанных в документах. Как только производится задержание, начинается судебная процедура. Её суть в том, что любое подобное действие должно подвергаться тщательной проверке.

Порядок исполнения экстрадиции

Порядок исполнения экстрадиции предусматривает подтверждение юридической обоснованности полученного запроса. Этим занимаются экстрадиционные юристы.

После изучения вопроса выносится судебный вердикт. Суд имеет право отклонить запрос. В этом случае процедура будет прекращена. В случае подтверждения судом возможности выдачи, дело передаётся в административные органы, принимающие окончательное решение, которое, с точки зрения, международных отношений носит политический характер.

Предусмотрены сроки официальных запросов на высылку граждан. С момента их задержания на процедуру отводится 40-дневный срок. После вынесения решения об экстрадиции, предварительно задержанное лицо уведомляется о результатах расследования. В 10-дневный срок задержанный гражданин имеет право подать жалобу. В случае её отклонения, ещё неделя выделяется на подачу кассационной жалобы.

Основные причины отклонений запросов на экстрадицию

В российском праве, а также в правовых актах иных государств предусмотрен целый ряд причин, по которым запрашиваемый гражданин не может быть выдан государству, на территории которого им было совершено преступление.

В Российской Федерации основанием для отказа в выдаче предполагаемых преступников служит:

  • получение гражданином права на политическое убежище, экстрадиция в отношении таких лиц не применяется;
  • запрашиваемое лицо, на момент поступления запроса, в силу определённых обстоятельств не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • возбуждение уголовного дела невозможно из-за других законных оснований;
  • срок давности совершённого преступления истёк;
  • запрашивается экстрадиция гражданина РФ;
  • противоправное действие преследуется в порядке частного обвинения.

“бегуны” предпочитают скрываться и в тех странах, с которыми у России нет соглашений о международно-правовой помощи в сфере уголовного преследования

Окончательное решение в РФ принимает Генпрокурор. В некоторых случаях эта обязанность может быть возложена на его заместителя.

Сроки экстрадиции

Срок наказания экстрагируемого правонарушителя должен быть не менее полугода. В некоторых случаях Генпрокурор может отсрочить экстрадицию. Как правило, это связано с нюансами дела, тормозящими расследование. Причиной также может быть рассмотрение вопроса о предоставлении запрашиваемому лицу убежища иным государством.

Причины отказа

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

  • субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
  • ему выдвинуто частное обвинение;
  • субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
  • имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:

  1. Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
  2. Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).

То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Как избежать экстрадиции

Международное сотрудничество в плане взаимопомощи в ведении уголовных дел находится в стадии усовершенствования. Именно поэтому у граждан, боящихся преследования властей или уже осужденных к аресту есть возможность уйти от правосудия. Причём избежать его можно вне зависимости от тяжести совершённого преступления.

Те, кому удалось выехать за пределы РФ, должны правильно выбрать страну, в которой рассчитывают укрываться от отечественного правосудия. В любом случае лучше прибегнуть к юридической помощи, так как даже пребывание в странах без экстрадиции не является для сбежавших абсолютно безопасным.

Статистика по выдаче в Россию и из России лиц, совершивших преступления

На настоящий момент у России есть договора об экстрадиции только 65 государствами, в то время как членами Интерпола являются 188. Однако, отсутствие соглашений не означает, что в случае обращения РФ, правительство страны, с которой нет договора не пойдёт навстречу РФ. Всё зависит от выгод и заинтересованностей.

К примеру, Венесуэла, с которой нет договорённости, депортировала А.Белоусова, занимавшегося контрабандой кокаина, в РФ. Предпосылкой для такого шага послужила активная борьба органов правопорядка Венесуэлы с наркоторговцами.

Одна из самых перспективных для россиян стран – Англия. За последние 20 лет она не выдала РФ ни одного преступника. А также в число популярных в этом плане государств входят США, Швеция, Камбоджа.

Помощь адвоката

Тем, кто выехал, но опасается экстрадиции, может помочь адвокат по экстрадиции. За пределами РФ функционирует немало юридических компаний, оказывающих помощь в вопросах, связанных с преследованием отечественных властей.

Обратившись в одну из них, граждане получат именно ту поддержку, которая поможет не прятаться от правосудия. Это может быть получение статуса беженца или юридическое сопровождение обращения в ЕСПЧ. Зачастую Европейский Суд – последняя инстанция, которая может помочь человеку, несправедливо преследуемому на родине.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

1. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определено Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ с учетом особенностей и ограничений, установленных федеральными законами и международными договорами.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 11, 12, 13 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ):

временно пребывающие в РФ (иностранные лица, находящиеся в РФ на основании визы или прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание);

временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание);

постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).

Срок законного нахождения иностранных граждан в РФ

Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):

1)по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3, 8 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):

определяется сроком действия выданной визы, или свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, или удостоверения беженца, или свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ;

не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке. В отношении отдельных категорий иностранных граждан указанный срок может быть увеличен до 180 суток или сокращен;

определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;

2)для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который по общему правилу составляет три года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ);

3)для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который до 01.11.2019 выдавался, как правило, на пять лет, а с указанной даты выдается бессрочно. Исключением является вид на жительство, выданный высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, срок которого ограничен сроком действия разрешения на работу, выданного указанному специалисту, а также с 01.07.2021 — вид на жительство в форме карты с электронным носителем, выдаваемый сроком на десять лет (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ; п. 3 ст. 1, ст. 3 Закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ; п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ).

С 01.07.2021 на территории РФ (территориях отдельных субъектов РФ) вид на жительство при наличии технической возможности выдается в форме карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и папиллярных узоров двух пальцев его рук, пригодных для его идентификации), а также для хранения персональных данных владельца — фамилии, имени, отчества (последнее — при наличии), даты и места рождения, пола, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ; п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 274-ФЗ).

В связи с COVID-19 течение сроков временного пребывания иностранцев в РФ и сроков их постановки на учет по месту пребывания приостановлено с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты возобновления транспортного сообщения с соответствующим иностранным государством. С 16.06.2021 до 31.12.2021 включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания находящихся в РФ иностранцев и сроков их регистрации по месту жительства в РФ. Если иностранец прибыл в РФ до 15.03.2020 и не имел по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для нахождения в РФ, он вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в МВД России с заявлением об урегулировании своего правового положения либо выехать за пределы РФ (пп. «а» п. 1, пп. «б» п. 2, п. п. 3, 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364; Информация МВД России).

Права иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1)на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2)на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3)на свободу передвижения по территории РФ, выбор места пребывания и жительства. Исключение составляют случаи, когда, например, ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в некоторых случаях может быть установлено ограничение на выбор временно проживающим в РФ иностранным гражданином места своего проживания в РФ (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);

4)на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5)на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6)на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7)заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8)на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9)участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);

10)иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранный гражданин по общему правилу не вправе, в частности (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ; ч. 1 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 13 Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755):

находиться на муниципальной службе;

замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

быть командиром экспериментального воздушного судна;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

быть нотариусом или патентным поверенным;

занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;

избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

При этом постоянно проживающие в РФ иностранные граждане на основании международных договоров РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (п. 2 ст. 12 Закона N 115-ФЗ).

Особенности трудовых прав иностранных граждан в РФ

По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и в установленных случаях — других категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Патент — документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1)постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н);

2)являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

3)обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;

4)признанных беженцами на территории РФ, — до утраты ими или лишения их статуса беженца;

5)получивших временное убежище на территории РФ, — до утраты ими или лишения их временного убежища.

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане обязаны, в частности:

при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ — сдать ее должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ при отсутствии основания для освобождения от заполнения миграционной карты (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ);

Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):

члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;

иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;

граждане Республики Беларусь;

граждане иных государств — членов ЕАЭС (Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) при въезде в РФ на срок не более 30 суток по документам, допускающим проставление отметок о пересечении государственной границы.

соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);

выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ);

подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин — шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ (п. 11 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Ответственность иностранных граждан в РФ

Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Например, иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ).

Такие же меры ответственности предусмотрены для иностранных граждан, которые ведут трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Обратите внимание! В связи с COVID-19 до 30.09.2021 включительно в отношении иностранцев (за некоторым исключением) не принимаются, в частности, решения об административном выдворении за пределы РФ (пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ N 364).

При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности есть некоторые особенности. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, его присутствие является обязательным. Также, например, в целях пресечения административного правонарушения возможно помещение иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов (ч. 3 ст. 25.1, п. 12 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ).

Отметим также, что выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

1)задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2)осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

3)уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4)не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;

5)привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

2. Неотвратимость уголовной ответственности иностранных граждан.

В соответствии со статьей 4 Уголовного кодекса Российской Федерации лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно статье 11 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по данному Кодексу.

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за несоблюдение режима пребывания (проживания) в РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства (далее — иностранный гражданин), временно пребывающие в РФ, постоянно или временно проживающие в РФ, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания и обязаны выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).

Обратите внимание! В связи с COVID-19 течение сроков временного пребывания иностранцев в РФ и сроков их постановки на учет по месту пребывания приостановлено с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты возобновления транспортного сообщения с соответствующим иностранным государством. Также с 16.06.2021 до 31.12.2021 включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания находящихся в РФ иностранцев и сроков их регистрации по месту жительства в РФ. В случае если иностранец прибыл в РФ до 15.03.2020 и не имел по состоянию на 16.06.2021 законных оснований для нахождения в РФ, он вправе до 30.09.2021 включительно обратиться в МВД России с заявлением об урегулировании своего правового положения либо выехать за пределы РФ (пп. «а» п. 1, пп. «б» п. 2, п.п. 3, 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364; Информация МВД России).

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, постановку на учет иностранного гражданина в РФ

За фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Фиктивной признается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им данное помещение для проживания (п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ).

Кроме того, уголовная ответственность предусмотрена за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в РФ (ст. 322.3 УК РФ).

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (примечание к ст. 322.3 УК РФ):

на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

в помещении без намерения иностранных граждан фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);

по адресу организации, в которой иностранные граждане в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством деятельность.

После установления факта фиктивной регистрации либо факта фиктивной постановки на учет (что фиксируется в соответствующих заключениях) территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина соответственно с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания (пп. «е» п. 16, пп. «г» п. 37, п. 40 Правил).

3. Осуществление экстрадиции иностранным государством в РФ лица, совершившего преступление

В случае совершения преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Российская Федерация вправе направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Основанием к этому служит наличие международного договора с таким иностранным государством (ч. 1 ст. 460 УПК РФ).

При отсутствии договора основанием выступает письменное обязательство Генерального прокурора РФ о выдаче в будущем этому государству лиц в соответствии с законами РФ.

4. Прием на работу иностранных граждан

Как принять на работу иностранца

При приеме на работу иностранцу нужны национальный паспорт и СНИЛС. Если СНИЛС нет, зарегистрируйте иностранца в ПФР. Трудовую книжку или СТД-Р иностранец предъявляет, если они у него есть (ст. 65 ТК РФ).

От безвизовых иностранцев требуйте патент. Исключение — иностранцы с РВП или видом на жительство, а также граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. На высококвалифицированного или визового иностранца вместо патента придется оформить разрешение на работу.

Полис ДМС должен быть у всех, кроме граждан Белоруссии и иностранцев, имеющих РВП или вид на жительство (ст. 327.3 ТК РФ).

Не позднее 3 рабочих дней отправьте в МВД уведомление о заключении трудового договора. О трудоустройстве белорусов уведомлять не надо (ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4).

За неподачу уведомления о заключении договора штраф от 400 000 до 1 000 000 руб., а за неподачу уведомления о прибытии — от 400 000 до 500 000 руб. (ст. ст. 18.15, 18.9 КоАП РФ).

Как принять на работу по трудовому договору

При приеме на работу нужны три документа: паспорт, СНИЛС, трудовая книжка или СТД-Р. Для человека, впервые устраивающегося на работу, — только паспорт и СНИЛС. Если у человека нет СНИЛС, зарегистрируйте его в ПФР (ст. 65 ТК РФ).

Военный билет нужен только для военнообязанных.

Документы об образовании или квалификации требуйте, только если они нужны для работы по конкретной должности или специальности. Например, водительское удостоверение для водителя. Если работник претендует на вычеты, нужна справка о доходах с прежнего места работы, а для оплаты больничных — справка о заработке.

Заявление о приеме на работу не обязательно — все будет оформлено трудовым договором. Но если вам так удобнее, то пусть работник напишет заявление.

Приказ о приеме на работу и трудовой договор оформите не позднее трех рабочих дней со дня выхода сотрудника на работу (ст. 68 ТК РФ).

Если работник принес бумажную трудовую книжку, внесите в нее запись о приеме на работу.

Информация по вопросам 1 и 4 подготовлена помощником прокурора Хабаровского района Геюшовым А.А., по вопросам 2 и 3 помощником прокурора Хабаровского района Конопля И.С.

Особенности экстрадиции из некоторых стран

Нередко граждане, спасающиеся от правосудия, ошибочно выбирают страны, о которых бытует мнение, что они не выдают запрашиваемых граждан. К таким относится Израиль. Считается, что экстрадиция из этого государства крайне редкое явление.

Какие страны имеют соглашение об экстрадиции с США узнайте здесь.

Об экстрадиции с другими странами больше узнайте из видео, представленном ниже.

Экстрадиция из Израиля

Каждое дело в Израиле рассматривается отдельно. Если государство, с которым нет договора, выдаёт израильтянам затребованного преступника, последние также готовы положительно отвечать на аналогичные запросы.

При депортации иностранцев или собственных граждан, такое тоже возможно, израильская сторона требует, чтобы мера пресечения соответствовала тем мерам, которые предусмотрены за подобные преступления в Израиле.

Экстрадиция из Израиля в Россию и другие страны часто предполагает отбывание наказания на территории Израиля. Граждане не будут выданы, если на Родине их ожидает смертная казнь. Если за совершённое преступление в Израиле заключают под стражу менее чем на год, запрос об экстрадиции не удовлетворяется.

Несмотря на сказанное выше, Израиль более надёжное убежище, нежели европейские государства. Гораздо чаще случается экстрадиция из Италии, Франции, Германии и других стран Европы.

Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола

Экстрадиция из Германии

Если человек рассчитывает на справедливое решение, хорошим вариантом будет ФРГ. В судебной практике этой страны существует много прецедентов, когда запрошенный гражданин не был экстрадирован из Германии в Россию или иное государство.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]