Таблица штрафов за нарушения в закупках по 223-ФЗ: изменения с 2021 года

Новая редакция Ст. 223 УК РФ

1. Незаконные изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия, его основных частей (за исключением огнестрельного оружия ограниченного поражения), а равно незаконное изготовление боеприпасов —

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет.

4. Незаконные изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а равно незаконные изготовление, переделка или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию —

наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности по данной статье.

Что изменится в 2021 году

02.01.2021 вступает в силу Федеральный закон №453-ФЗ от 22.12.2020, который утвердил штрафы за просрочку оплаты в закупках с ограничениями для СМСП по 223-ФЗ. Этот закон ввел ч. 9 в ст. 7.32.3 кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ответственность вводят не только за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, но и за неоплату исполненных обязательств по отдельному этапу договора, который заключен по итогам закупки с ограничениями для СМСП. Размер штрафа установили такой:

  • от 50 000 до 100 000 рублей — для заказчика;
  • от 30 000 до 50 000 рублей — для должностного лица.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали что делать, если привлекают к ответственности. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какая ответственность грозит участникам за несоблюдение норм 223-ФЗ

Любые нарушения в сфере закупок подразумевают наказание. Наступает ответственность по 223-ФЗ 2021 года в тех случаях, когда заказчик пренебрегает правилами ведения закупочной деятельности, прописанными в законе о закупках отдельными видами юридических лиц. В случае нарушений организацию-заказчика привлекут к административной, дисциплинарной или гражданской ответственности. Самая высшая мера наказания — уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок — в нормативах Федерального закона №223 не прописана. Но это не означает, что серьезные правонарушения останутся безнаказанными. Некоторые действия заказчика и несоблюдение правовых основ действующего законодательства РФ влекут за собой экономические преступления, за которые последуют санкции по статьям УК РФ:

  1. Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».
  2. Ч. 5, 6 ст. 204 УК РФ «Получение коммерческого подкупа». За это следует серьезная уголовная ответственность — штрафы по 223-ФЗ будут исчисляться существенными суммами: минимум — 200 000 рублей и максимум — 1 000 000 рублей. Возможен и иной вариант: совокупная заработная плата или иной вид дохода осужденного за период от 3 месяцев до 1 года. Оштрафуют и на сумму, равную 20-, 40-кратной величины установленного подкупа. И еще предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью и трудоустраиваться на определенные должности в течение трехлетнего срока. Самое строгое наказание — лишение свободы возможным сроком до 5 лет с уплатой штрафа на сумму 20-кратной величины совершенного подкупа либо лишение свободы без штрафа, но с отсутствием возможности в дальнейшем заниматься определенной деятельностью или работать на определенных должностях в течение трех лет либо бессрочно.

Дисциплинарное наказание назначается строго в соответствии с Трудовым кодексом РФ и только тому должностному лицу, по вине которого и были нарушены правила закупочной деятельности организации-заказчика. Под гражданско-правовой ответственностью подразумевается обязанность заказчика, нарушившего нормативы и обязательства, возместить пострадавшему лицу убытки на основании положений ГК РФ. Если процедура закупки проведена с существенными ошибками, что привело к неправильному результату определения поставщика, то организации-заказчику придется не только заплатить штраф, но и возместить убыток тому исполнителю, который пострадал в результате некорректного выбора величины цены незаключенного по вине заказчика договора. Существует норматив, по которому заказчику придется закупать товары, работы и услуги по 44-ФЗ, а не по Федеральному закону №223. Такое наказание последует, если организация не закупила ТРУ в требуемом объеме у субъектов малого и среднего предпринимательства или не предоставила отчет о закупках у МСП в положенный срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным. С учетом обновленных положений 223-ФЗ действует еще одно правило. Если повторный тендер, который осуществляется электронно, проводят не в положенном электронном виде, то сотрудника, ответственного за ведение закупочной деятельности, а следовательно, и за данное правонарушение, исполнительные органы либо привлекут к штрафу, либо определят наказание в виде дисквалификации в течение 1 года.

ВАЖНО!

Не только заказчики подвергаются ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства. Если нарушителем стал претендент на контракт, то сведения о нем направят в реестр недобросовестных поставщиков.

223-ФЗ о закупках простыми словами

Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:

  • монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
  • организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
  • различные бюджетные учреждения.

Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.

Как применяется административная ответственность

Меры административного наказания за несоблюдение законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц стали применяться начиная с 2014 года. После разработки системы наказания в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесли поправки, добавили новые штрафы. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о закупках — это зона ответственности Федеральной антимонопольной службы РФ и ее региональных подразделений. Если органы ФАС примут положительное решение и признают правонарушение организации, то заказчика ждут штрафные санкции в размере от 2000 до 50 000 рублей — на должностное лицо, и от 5000 до 500 000 рублей — на юридическое лицо. Рассматривает дела по правонарушениям и прокуратура, нарушения при нормировании в сфере закупок после прокурорских проверок анализируют сотрудники этого ведомства, после чего нарушитель предоставляет объяснения и перечень мероприятий по устранению выявленных ошибок. Ведомства, которые контролируют нарушения закупок по оборонному заказу, — МВД (в качестве представителей заказчика), ФАС и прокуратура. Контроль по ГОЗ ведется как по законодательству о закупках, так и по Закону о государственном оборонном заказе №275-ФЗ.

Что влияет на выбранную меру ответственности

При выборе наказания исполнительные органы учитывают различные аспекты: на кого будут возлагаться санкции по КоАП (должностное лицо или организация), в результате чего были нарушены правила, повлияли ли проступки на третьих лиц, получили ли участники закупок ущерб и прочее. Бывают ситуации, когда после тщательного анализа конкретного дела сотрудники ведомств считают ошибки несущественными. Ответственность за это установлены в виде устного взыскания, а не штрафа, на основании статей КоАП. Влияет на выбор ответственности изучение личностных характеристик должностного лица, в результате действий которого и установили проступок. Учитывают все существенные факторы: наличие за виновником других нарушений и штрафов, отягчающих или смягчающих обстоятельств, его финансовое состояние, имущественную базу. Если виновник попытался предотвратить или по возможности исправить последствия своих ошибок, это смягчает меру ответственности. Если противоправные действия совершаются должностным лицом не впервые, а исполнительный орган ранее выставлял предупреждения, то это, наоборот, расценивается как отягчающее обстоятельство и приводит к ужесточению ответственности.

Таблица штрафов по 223-ФЗ

Ответственность за нарушения лежит как на самой организации, выступающей в роли заказчика, так и на должностных лицах, ответственных за ведение закупочной деятельности. Для удобства пользователей мы подготовили весь список существующих нарушений по 223-ФЗ в виде таблицы.

Вид нарушенияШтраф на должностное лицо, руб.Штраф на организацию-заказчика, руб.Правовая основа в соответствии с КоАП
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид10 000–30 000100 000–300 000Ч. 1 ст. 7.32.3
Проведение заказа в бумажном виде, в то время как обязательным является электронный вид, и закупку осуществило должностное лицо, подвергавшееся административной ответственности более двух разОт 40 000–50 000 вплоть до отстранения от занимаемой должности от полугода до 1 годаЧ. 2 ст. 7.32.3
Проведение госзакупки, которую надлежит осуществлять в рамках действия Федеральной контрактной системы (44-ФЗ) по нормам 223-ФЗ20 000–30 00050 000–100 000Ч. 3 ст. 7.32.3
Несоблюдение положенных сроков размещения данных о закупке2000–500010 000–30 000Ч. 4 ст. 7.32.3
Отсутствие в ЕИС опубликованной информации о заказе30 000–50 000100 000–300 000Ч. 5 ст. 7.32.3
Несоблюдение сроков размещения в ЕИС изменений по проводимой госзакупке5000–10 00010 000–30 000Ч. 6 ст. 7.32.3
Согласована закупочная документация, которая противоречит действующим нормам 223-ФЗ2000–30005000–10 000Ч. 7 ст. 7.32.3
Отклонение участника по основаниям, не предусмотренным документами о закупке. Заявки рассматривались и оценивались по критериям, не указанным в закупочной документации2000–30005000–10 000Ч. 8 ст. 7.32.3
Направление в реестр недобросовестных поставщиков ошибочных сведений об участниках10 000–15 00030 000–50 000Ст. 19.7.2-1
Неисполнение предписаний Федеральной антимонопольной службы30 000–50 000300 000–500 000Ч. 7.2 ст. 19.5

Изучаем основы

Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2021 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:

  1. Информационная доступность торгов. Этот принцип общеправовой и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. На официальном сайте по 223 ФЗ Закупки гов ру публикуется информация о проводимых тендерах. Среди площадок, на которых проводят торги, выделим «Фабрикант» и B2B-center, а из специализированных — торговая площадка по 223 ФЗ Сбербанк УТП и торговая площадка РЖД.
  2. Равноправие, справедливость и отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обеспечивает равные права и возможности участников, исключает избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств и уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Отсутствие ограничений для участников. Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.

Ближайшие изменения по штрафам

В 2021 году в перечне проектов нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службы опубликован законопроект, в котором указаны плановые санкции, предусматривающие ответственность за нарушение проведения процедуры закупки и порядка взаиморасчетов по 223-ФЗ.

Вид нарушенияШтраф на должностных лиц, руб.Штраф на организацию-заказчика, руб.
Признание участника уклонившимся от заключения контракта без правовых оснований50 000
Ошибки в порядке подачи разъяснений по документации о закупке2000–300010 000–30 000
Ошибки при составлении или неполное содержание протоколов рассмотрения заявок и протоколов подведения итогов для закупок по 223-ФЗ2000–30005000–10 000
Преднамеренное, непреднамеренное занижение сроков, установленных для подачи заявок участниками закупок по процедуре заказа; несоблюдение сроков, положенных 223-ФЗ для отмены закупки10 000–30 000100 000–300 000
Невыполнение надлежащего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ30 000–50 000100 000–300 000
Несоблюдение существенных условий договора по 223-ФЗ в части взаиморасчетов — нарушение срока и регламента оплаты, отсутствие фактической оплаты аванса, предусмотренного условиями соглашения30 000–50 00050 000–100 000

Часто задаваемые вопросы

На кого распространяются требования №223-ФЗ?

Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.

В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?

Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.

Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?

Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.

Штрафы за несоблюдение сроков закупки

Самые распространенные нарушения в госзакупках по 223-ФЗ — это несоблюдение положенных законом сроков по различным видам конкурентных процедур и ошибки при публикации извещений. Многие заказчики забывают, что в составе извещения, размещаемого для заказов отдельными видами юридических лиц, необходимо публиковать документацию о закупке и проект договора. Исключением из этого правила является только одна процедура — запрос котировок. Чтобы избежать ответственности за нарушения, пользуйтесь сводной таблицей сроков для размещения закупочных документов по Федеральному закону №223.

Публикуемый документПредельный срокНормативно-правовая база
Локальные нормативы заказчика
Положение о закупке заказчика, решение о присоединении к положению о закупке, к изменениям положения15 дней с момента согласованияЧ. 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 223-ФЗ
План закупкиВ течение 10 дней с момента подписания, но не позже 31 декабря года, предшествующего году планированияЧ. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Сведения о вносимых в план закупок измененияхВ течение 10 дней с момента принятия новой версии документаЧ. 2 ст. 4 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке
Закупочная документация
Извещение — конкурс, аукционНе позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявокЧ. 17, 19 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — запрос котировокНе позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедурыЧ. 21 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — запрос предложенийНе позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедурыЧ. 23 ст. 3.2 223-ФЗ
Извещение — электронный конкурс, электронный аукцион, с ограничениями для субъектов МСПНе позднее 7 рабочих дней до даты проведения процедуры при начальной (максимальной) цене договора не более 30 млн руб. Не позднее 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок при начальной (максимальной) цене договора свыше 30 млн руб.П. 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Извещение — запрос предложений в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 15 млн руб.Не позднее 5 рабочих дней до даты проведения процедурыП. 3 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Извещение — запрос котировок в электронной форме только для субъектов МСП, с ценой договора не более 7 млн руб.Не позднее 4 рабочих дней до даты проведения процедурыП. 4 ч. 3 ст. 3.4 223-ФЗ
Внесение изменений в извещение, документациюВ течение 3 дней с даты принятия решения об изменении документов. Приходится продлевать срок подачи заявок таким образом, чтобы с момента размещения извещения в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок участниками осталось не менее половины срока, установленного положением о закупке заказчикаЧ. 11 ст. 4 223-ФЗ
Разъяснение положений закупочной документацииВ течение 3 дней с момента их предоставленияЧ. 11 ст. 4 223-ФЗ
Решение об отмене конкурентного заказаНепосредственно в день подписания такого документаЧ. 6 ст. 3.2 223-ФЗ
Все закупочные протоколыВ течение 3 дней с момента подписанияЧ. 12 ст. 4 223-ФЗ
Отчетность по 223-ФЗ
Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 закона №223Ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетнымП. 1 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщикомЕжемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетнымП. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейсяЕжемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетнымП. 3 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательстваВ срок до 1 февраля года, следующего за отчетнымЧ. 21 ст. 4 223-ФЗ
Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательстваВ срок до 1 февраля года, следующего за отчетнымП. 2 ПП РФ №1442 от 25.12.2015
Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколеВ течение 10 дней с даты внесения измененийЧ. 5 ст. 4 223-ФЗ
Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком, если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоровВ течение 3 дней с момента заключения соглашенияЧ. 2 ст. 4.1 223-ФЗ
Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоровВ течение 10 дней с момента внесения изменений, исполнения или расторжения соглашенияЧ. 2 ст. 4.1 223-ФЗ

Какие нарушения встречаются на практике

Для изучения существующих правонарушений заказчики используют классификатор нарушений в сфере закупок — перечень, разработанный специалистами Счетной палаты и систематизирующий итоги проведенных процедур внешнего государственного аудита. Классификатор включает 55 пунктов несоблюдения законодательства в области государственных и корпоративных закупок. По 223-ФЗ выделяют такие группы отклонений:

  • несоблюдение установленного порядка закупок (заказ осуществлен в бумажном виде вместо надлежащего электронного, торги проведены по 223-ФЗ вместо 44-ФЗ);
  • неисполнение регламента по публикации сведений в ЕИС (нарушены сроки размещения информации, заказчик не опубликовал надлежащие данные и отчеты);
  • установление в закупочной документации излишних или не предусмотренных законом требований к участникам закупки, нарушение содержательного порядка оформления документации и извещения о заказе.

Если организация-заказчик несвоевременно выполнила или не исполнила определенные предписания или решения Федеральной антимонопольной службы об устранении выявленных нарушений и ошибок, закрепленных в КоАП, то это расценивается как серьезный административный проступок, за которым следует ответственность в виде штрафа.

Кто относится к заказчикам

По закону 223 ФЗ, к заказчикам относятся (статья 3.1):

  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля России превышает 50%;
  • другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд рублей, которые поддерживает государство;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, перечисленных в статье 1);
  • федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством).

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документаСкачать
Обзор судебной практики по вопросам применения 223-ФЗБ/н от 16.05.2018

Об авторе этой статьи

Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер. Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Другие публикации автора
  • 2021.12.20ГособоронзаказУтвердили список документов при представлении предложений о прогнозной цене в рамках ГОЗ
  • 2021.12.16Контроль закупокУтвердили новые формы документов для казначейского обеспечения обязательств
  • 2021.12.08Новости и измененияИзменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов
  • 2021.12.02Новости и измененияПорядок приемки и санкционирование расходов: новые разъяснения Казначейства

Комментарий к Ст. 223 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления частично совпадает с предметом преступления, описанным в ст. 222 УК.

2. С точки зрения объективной стороны ст. 223 УК предусматривает два самостоятельных состава преступления.

Первый из них (ч. 1) характеризуется альтернативно предусмотренными незаконными действиями в отношении предмета преступления: а) изготовлением; б) ремонтом (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5).

3. Второй состав преступления (ч. 4) предполагает альтернативно предусмотренные незаконные действия в отношении предмета преступления: а) изготовление; б) переделку; в) ремонт; г) снаряжение.

4. Содержание примечания к ст. 223 УК аналогично примечанию к ст. 222 УК.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]