СТ 161 УК РФ.
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, — наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Грабеж, совершенный: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу; в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; д) в крупном размере, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
3. Грабеж, совершенный: а) организованной группой; б) в особо крупном размере, — в) утратил силу, — наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Каков состав преступления по статье 161 УК РФ?
Ключевым объектом посягательства является собственность другого лица. Что касается факультативного объекта, к нему относится неприкосновенность личности и жилища. Если вести речь об объективной стороне, она выражается в изъятии чужого имущества против воли потерпевшей стороны. Открытое хищение совершается непосредственно при владельце имущества или посторонних наблюдателях, при этом злоумышленник осознает противоправность характера собственных действий.
Хищение принято считать открытым, если оно осуществлено путем «рывка». При таких обстоятельствах потерпевшая сторона может не успеть рассмотреть лицо похитителя, но это не говорит о факте тайного похищения, ведь действие совершено в момент, в котором присутствовал потерпевший человек. Завершенным грабеж становится тогда, когда чужое имущество изъято, и виновное лицо может распоряжаться им самостоятельно.
Субъект преступления – любое лицо, которому исполнилось 14 лет.
Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?
Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.
Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.
Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!
Источник
Судебная практика по грабежам
В ч. 1 ст. 161 УК РФ сказано, что за совершение преступления предусмотрена уголовная ответственность. Она представлена преимущественно исправительными работами и ограничением, лишением свободы. В большинстве ситуаций суды назначают наказание, которое не имеет никакой взаимосвязи с лишением свободы. В качестве исключений рассматриваются дела лиц, имеющих судимость по факту совершения идентичных преступлений, а также лиц, которые пребывают на испытательном сроке и имеют условное осуждение. В половине случаев суды отправляют виновников на исправительные работы на 300-400 часов.
Кого могут взять на работу в школу?
В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.
Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.
Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.
Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.
Разновидности грабежа
С применением физической или психической силы (насилия)
Данный вид хищения предусмотрен в ч. 2 ст. 161 УК РФ. Этот вид злодеяния встречается наиболее часто, в 30% ситуаций. Насилие при этом может носить физический или психический характер. Первая ситуация подразумевает избиение жертвы или применение прочих насильственных действий, влекущих причинение физических страданий. К ним относится связывание рук, помещение в другую комнату на время совершения злодеяния и т. д. Во втором случае речь идет о моральном угнетении личности потерпевшего.
Судебная практика
Если виновное лицо совершило грабеж и применило насилие, суды, как правило, за такие действия лишают виновных лиц свободы (фактически или условно). Если будет установлен факт отсутствия примирения между сторонами, или компенсации причиненного вреда, виновник может получить реальный срок. Если в рамках рассматриваемого дела произойдет установление обстоятельств, смягчающих наказание, в отношении недоброжелателя могут быть применены нормы ст. 73 УК РФ, а также назначение условного осуждения. При всем этом насилие, которое было применено, не должно влечь за собой причинение вреда здоровью или жизни.
В следственной практике нередко встречаются ситуации, когда возбуждение уголовного дела происходит в соответствии со статьей «Грабеж», однако в последующем наблюдается его переквалифицирование в «Разбой» с более тяжким составом.
Совершение грабежа группой лиц
В этом случае между ними формируется предварительный сговор. Таким преступлением принято считать деяние, совершенное двумя или более лицами, которые заранее договорились о совместном злодеянии. В связи с этим в случае присвоения ему квалификации следует выявить, был ли сговор до момента начала действий, то есть – состоялась ли заблаговременная договоренность о распределении ролей между участниками.
В соответствии с нормами ч. 2 ст. 35 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность, назначаемая за грабеж, который был совершен группой лиц на основании договоренности, наступает в случаях, когда он совершается одним из участников группировки, если другие при этом содействовали главному исполнителю. Они являются соучастниками и будут наказаны по ч. 5 ст. 33 УК РФ.
Если организатор принимал участие во всем этом процессе, хотя непосредственно злодеяниями не занимался, его работа может квалифицироваться как преступление, совершенное группой лиц на основании предварительного сговора. В данной ситуации действует ч. 3 ст. 34 УК РФ и ссылка на ст. 33.
Если происходит квалификация действий двух и более лиц, которые организовали открытый грабеж, стоит принять во внимание один нюанс. В ситуациях, когда лицо не находилось в предварительном сговоре, однако приняло участие в реализации затеи, оно тоже несет уголовную ответственность, но только за те действия, которые были совершены им лично.
Деяния лиц, которые организовали хищение чужого имущества посредством грабежа на основании предварительной договоренности, относятся к ч. 2 данной статьи, если количество исполнителей – 2 и более, и они понесут ответственность по ст. 19 УК РФ. Закон не предусматривает какой-либо квалифицирующий признак кражи без сговора, поэтому в подобных ситуациях злодеяние относится к ч. 1 рассматриваемой статьи.
Проникновение на территорию жертвы
Незаконное нахождение на территории жертвы (чаще всего в его жилище или ином помещении) – это тайное вторжение, которое было совершено в целях дальнейшего грабежа. То есть противоправного извлечения похищаемых предметов.
Речь о проникновении в случае грабежа ведется и в той ситуации, если лицо, которое виновно, вторглось в жилье или иное помещение, используя при этом обманные средства и инструменты. Данный признак квалификации не имеет места, если виновное лицо оказалось на территории жертвы с ее предварительного согласия, в силу родственных связей или дружеских отношений. А также в том случае, если действия происходили в открытых для посещения людьми помещениях.
Если в процессе совершения грабежа было оказано содействие со стороны третьих лиц, и оно не связано с оказанием помощи в ходе непосредственного изъятия имущества, данное деяние является пособничеством и регулируется другой статьей уголовного кодекса РФ.
Угроза применения насильственных действий
Угроза, связанная с применением насилия, обязательно преследует цель, связанную с завладением объектами собственности потерпевшего. При этом, чтобы действия были квалифицированы в соответствии с п. 2 данной статьи, угроза не должна быть связана с каким-либо насилием, подразумевающим опасность для жизни и здоровья.
Если же есть угроза убийства или причинения серьезного вреда здоровью и жизни жертвы, содеянное квалифицируется по признаку «Разбой». При этом потерпевшая сторона должна воспринять ее реально и бояться применения со стороны злоумышленника реальных действий. Если потерпевший не воспринимал угрозы всерьез, действия грабителя расцениваются как «простой» грабеж.
В крупном размере
Грабеж считается крупным, если сумма, на которую он был совершен, выше отметки в 250 000 рублей. В рамках данного признака он схож с прочими формами хищения. Например, с кражами, мошенничеством или разбоем. Цена имущества, которое было украдено, определяется на основании экспертного заключения. Само мероприятие назначается в судебном порядке.
Что делать, если забрали телефон
Если в школах забирают телефоны, то не стоит оставлять это просто так. Особенно в случае, когда преподаватель забрал и не отдает гаджет на протяжении всего учебного дня. Учителя не должны пользоваться своим положением и ущемлять права учеников, отбирая их имущество без разрешения.
Конечно, не нужно сразу решать проблему радикально и писать заявление в полицию. Для начала стоит попробовать обратиться к самому учителю или руководству учебного заведения. Тихо, мирно и без скандалов объяснить, что смартфоны детей трогать нельзя.
Скорее всего вам пойдут навстречу, ведь закон в любом случае на вашей стороне. А для учителя серьезные разбирательства, как минимум, закончатся выговором, как максимум — увольнением. Вряд ли стоит ломать человеку карьеру за небольшой проступок, никто не идеален, и ошибаться свойственно всем.
Важно понимать, что проблема здесь не только в учителе, но и в ученике, который спровоцировал подобную реакцию. До уроков ему явно дела нет, раз вместо занятий и классной доски он предпочитает экран своего смартфона. А у учителя практически нет легальных способов воздействовать на ученика, когда он обнаглел окончательно и вообще не реагирует на замечания.
Если вы родитель, то стоит провести со своим чадом серьезный разговор и объяснить, где можно пользоваться смартфоном и в каких местах делать этого не стоит ни в коем случае. Ну а если вы учащийся, то помните — защищать свои права действительно важно, но не менее важно проявлять сознательность. Поэтому оставьте гаджеты для перемен, они никуда от вас не денутся. А уроки посвятите тому, для чего они предназначены — получению знаний.
Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить крутые статьи
Telegram-канал с лучшими скидками и оперативным обновлением новостей
Geekville во «Вконтакте» — наша группа со всем актуальным контентом
Источник
Классификация на основании объектов хищения
Телефон
Открытое хищение сотовых телефонов в настоящее время является распространенным. Это неудивительно, если принимать во внимание высокую стоимость большинства мобильных устройств. Сумма ущерба, то есть объекта хищения, в данном случае роли не играет. Нередко такие кражи подразумевают более тяжелые составы преступлений. Допустим, если потерпевшая сторона смогла оказать сопротивление, но нападавшее лицо применило насилие, например, стало угрожать ножом.
Деньги
Если речь идет об открытом хищении денежных средств, оно, по сути, не имеет никаких отличий от хищения имущества. Чтобы действия были квалифицированы правильно, важно определить размер ущерба (сумму).
Товары
Преступление, связанное с воровством товаров в магазинах, является достаточно распространенным. Чаще всего воруют дорогостоящие продукты питания и элитный алкоголь. Как правило, такие деяния не влекут за собой причинение вреда здоровью и жизни, а также применение физического, психического насилия. Во многих торговых объектах установлены камеры видеофиксации, которые снижают количество подобных приступлений. Но вопросы, связанные с привлечением виновников к ответственности, не утрачивают своей актуальности. Что касается судов, они относятся к таким лицам довольно гуманно, особенно, если грабители компенсировали ущерб и оплатили штраф.
Учитель забирает телефон. Имеет ли он право и что делать школьнику
Современные школьники не расстаются со смартфонами ни на секунду. Соблазн полистать интернет, посмотреть смешные видео или поиграть в игры слишком силен, особенно если урок выдался скучным. Преподавателям такое поведение, мягко говоря, не очень нравится. Некоторые из них даже позволяют себе отнимать у учеников гаджеты.
Имеет ли право учитель забирать телефон и что делать школьнику в таких случаях. Давайте разберемся в вопросе досконально.
Особенности возбуждения уголовного дела по факту открытого грабежа
Подача потерпевшим лицом заявления
Это основное условие для возбуждения уголовного дела. Важную роль играет рапорт сотрудника правоохранительных органов, который прибыл на место совершения преступления. Образец документа можно найти на сайте полиции или взять непосредственно в участке.
Сообщение из сторонних источников
Следственная практика содержит большое количество случаев, когда сообщение о преступлении, которое было совершено, поступает из медучреждения или от соседей. То есть в случае наличия факта грабежа эти лица обязаны сообщить в полицию, и на основании имеющихся сведений принимается окончательное решение о возбуждении уголовного дела.
Материальный и моральный ущерб: особенности взыскания
Лицо, которое пострадало вследствие совершения по отношению к нему преступления, может предъявить требование о том, чтобы виновник возместил ему материальный и моральный ущерб, если на это будут соответствующие основания. Данное решение принимается исключительно в судебном порядке.
Предъявление гражданского иска доступно после того, как возбуждено уголовное дело, и до момента завершения судебного следствия. В случае предъявления гражданского иска истец получает освобождение от уплаты госпошлины.
Данное требование может подлежать рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства. Все зависит от характера и размера причиненного вреда. Данный вопрос регулируется п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК. В случае поступления искового заявления следователем принимается решение о том, чтобы лицо было признано гражданским истцом.
Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?
Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.
Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).
Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).
Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?
Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).
Как выбрать частную школу и не ошибиться
Различия между грабежом и смежными составами
Теперь стоит более детально рассмотреть вопрос, связанный с отличие грабежа от составов, которые являются смежными по отношению к нему.
- Грабеж отличается от кражи по стороне состава. Под кражей принято понимать тайное хищение, в то время как грабеж – открытое завладение имуществом, принадлежащим другому лицу. Важную роль играет субъективное отношение к способу, который использовался для завладения чужим имуществом. В редких ситуациях преступление, связанное с кражей, может стать грабежом или разбоем.
- Грабеж отличается от разбоя тем, что при совершении второго деяния применяются насильственные действия, которые таят в себе опасность для жизни и здоровье жертв.
Экспертизы, проводимые на основании уголовных дел
Товароведческая экспертиза
Она нужна для того, чтобы установить стоимость (сумму), на которую было похищено имущество потерпевшей стороны. Если найти его не удалось, расчет материального ущерба осуществляется на основании слов потерпевшего.
Судебно-медицинская экспертиза
Сотрудники правоохранительных структур, получив информацию о применинии по отношению к потерпевшей стороне насилия, должны направить его на судебно-медицинское освидетельствование. Или же в качестве альтернативы вынести постановление, связанное с ее назначением. При отсутствии установления тяжести действия будут квалифицироваться как грабеж с насилием, не несущим опасности для жизни и здоровья.
Прочие юридические услуги:
Статья 160 УК РФ — присвоение или растрата
Статья 167 УК РФ Умышленный поджог, уничтожение имущества
Статья 162 УК РФ — разбой, нападение в целях хищения имущества, применение насилия, опасного для жизни и здоровья
Ответственность за порчу чужого имущества
Наказание за кражу
Конфискация имущества
Анцупов Дмитрий, Адвокат
Если вам нужна помощь Адвоката
Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?
Критерии выставления оценок определяет школа. По закону, только в двух случаях есть «внешние» требования и критерии, по которым оцениваются знания учеников:
Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.
Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом: