189 («Нелегальный экспорт или передача сырья и материалов»)

Ст.189 УК РФ закрепляет уголовную ответственность за нелегальный экспорт из РФ или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научных данных, противозаконное оказание услуг (или выполнение работ), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Появление данной статьи в УК РФ вполне обосновано: бесконтрольное распространение вооружения негативно влияет на обеспечение национальных интересов государства, создает риск его попадания в руки террористических организаций, что, в свою очередь, отрицательно влияет на безопасность человечества. Указанное преступление нечасто фиксируется в РФ: так, по данным Судебного департамента при ВС РФ, в 2021 году по ст.189 УК РФ был осужден один человек.

Рассмотрим состав преступления, предусмотренного ч.1 ст.189 УК РФ

  1. Объект

    . Установленный законодательством порядок экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы при изготовлении оружия массового поражения, вооружения и военного оборудования. В качестве дополнительного объекта выступают отношения, обеспечивающие обязательства РФ по нераспространению оружия массового поражения.

    Предметы преступления:

    • сырье – вещества естественного происхождения, являющиеся основным составляющим при создании вооружения;
    • материалы – составные части вооружения или военной техники;

  2. оборудование – приспособления, которые позволяют переработать сырье и материалы в конечный продукт;
  3. технологии – массив специальных знаний, позволяющих разрабатывать, создавать, использовать оружие, технику, средства массового поражения;
  4. научно-техническая информация – материальные носители, содержащие данные о стадиях разработки, производства, использование обозначенной выше техники;
  5. вооружение и военная техника – это комплекс различного вида оружия и средств его применения (включая средства доставки, наведения, пуска и т.д.).
  6. Объективная сторона

    . Включает разнообразные действия:

  7. выполнение работ или оказание услуг, которые могут включать, например, незаконное консультирование, обучение, повышение квалификации, проектирование, разработку устройств и т.п.
  8. Субъект
    . Вменяемое физлицо, достигшее возраста 16 лет. Однако судебная практика свидетельствует о том, что указанные преступления совершаются, как правило, руководителями коммерческих организаций или ИП.
  9. Субъективная сторона
    . Вина в форме прямого умысла.

«Ст.189 УК РФ отсылает к большому количеству нормативных актов, регулирующих данную сферу. Так, например, порядок экспорта регулируется Указами Президента РФ № 1661 от 17 декабря 2011 года и № 1005 от 8 августа 2001 года, а основные положения, связанные с экспортным контролем, содержатся в ФЗ № 183 от 18 июля 1999 года».

Обстоятельствами, усиливающими уголовную ответственность, являются:

  • совершение деяния в составе группы физлиц по предварительному сговору;
  • совершения деяния в составе организованной группы физлиц;
  • совершение указанных ранее действий в отношении сырья, оборудования, материалов, технологий, которые заведомо для виновного лица могут быть использованы при изготовлении оружия массового поражения, средств его доставки, и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Комментарий к Ст. 189 Уголовного кодекса

1. Общественно опасное деяние может быть выражено одним из следующих действий: а) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; б) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; в) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; г) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ устанавливается: а) перечень товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется; б) порядок осуществления экспортного контроля; в) список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.

2. Если предмет преступления содержит сведения, составляющие государственную тайну, и передан иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России или если хотя и не является государственной тайной, но передан также для использования в ущерб внешней безопасности России, то ответственность наступает по ст. 275 УК.

3. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, осуществляемый лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (или работе), при отсутствии признаков государственной измены, квалифицируется по ст. 283 УК.

4. При отграничении ст. 189 от ст. 226.1 УК нужно обратить внимание на то, что: а) контрабанда — это не только вывоз, но и незаконный ввоз; б) в предмет контрабанды, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 189 УК, не входит научно-техническая информация, работы, услуги; в) суть контрабанды заключается в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст. 189 УК, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д. Поэтому при контрабандном перемещении товаров, предусмотренных ст. 189 УК, и, соответственно, при отсутствии лицензии на осуществление такой деятельности ответственность должна наступать только по ст. 188 УК.

Важно!

По своему составу ст.189 УК РФ очень схожа со ст.226.1 УК РФ, закрепляющей ответственность за контрабанду. Однако есть и различия. Так, например, предмет контрабанды шире, чем предмет преступления, предусмотренный ст.189 УК РФ. Более того, в последней статье сказано, что предметом контрабанды не является сырье, материалы, научно-техническая информация, технологии, которые могут применяться при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Однако на практике нередко возникают вопросы относительно того, какую именно статью применять при перевозе запрещенных материалов через границу РФ.

Создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ). Объект

преступления — порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, направленный на недопущение

распространения оружия массового поражения.

Предмет

преступления — сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация,

работы (услуги), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и

военной техники.

Объективную сторону преступления образуют: 1) незаконные экспорт или передача иностранной

организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической

информации; 2) незаконное выполнение работ для иностранной организации или ее представителя; 3)

незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые могут быть использованы

при создании вооружения и военной техники, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст.

188 и 275 УК РФ.

Предусмотренные ч. 1 ст. 189 УК РФ действия являются незаконными,

если они совершены в обход

специального экспортного контроля

(без лицензии, таможенного оформления и т. п.).

Окончено

преступление с момента фактического перемещения через таможенную границу сырья,

материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, а также выполнения работ и

оказания услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом

.

Субъектом преступления является лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую

деятельность. В соответствии с примечанием к ст. 189 УК РФ под лицом, наделенным правом осуществлять

внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в

соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории РФ, а также

физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории РФ и зарегистрированное на

территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя.

Квалифицированным видом

преступления согласно ч. 2 ст. 189 УК является его совершение
группой лиц по
предварительному сговору

.

В ч. 3 ст. 189 УК РФ установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 данной статьи,

совершенные организованной группой

либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий,

научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять

внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения

,

средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

48. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК

РФ). Объект рассматриваемого преступления — общественные отношения, складывающиеся по поводу

осуществления финансовой деятельности государства в части оборота драгоценных металлов, природных

драгоценных камней или жемчуга.

Предметом

преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни, а также жемчуг

в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий либо лома таких изделий.

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных

камнях» драгоценными металлами

являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы

(палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других

бытовых изделий, а также лома таких изделий. К природным драгоценным камням

относятся природные

алмазы, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением

ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Предметом данного преступления

является только жемчуг ориенталь и речной, масса которых исчисляется в каратах. Ниточный (просверленный)

и искусственный жемчуг не признаются предметом данного преступления.

Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут выступать в виде добытых из недр

минерального сырья, самородных минералов, полуфабрикатов, готовой продукции, не относящейся к

ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, слитков аффинированных драгоценных

металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, но не находящихся в обращении, и т. п.

Объективная сторона преступления выражается в совершении сделок с драгоценными металлами,

природными драгоценными камнями, а также с жемчугом в нарушение правил, установленных

законодательством РФ, а также в их незаконном хранении, перевозке или пересылке.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями, а также

жемчугом регламентирован Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», а также

рядом нормативных актов Правительства РФ: Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на

территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 года № 756, Правилами

совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами,

утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997 года № 772; Порядком совершения

операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденным

постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 года; Правилами учета хранения драгоценных металлов,

драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными

постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2001 года № 731, и др.

Осуществление сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также с

жемчугом путем их покупки, продажи, обмена, использования в качестве средства платежа, залога и т. п. в

обход установленных правил признается незаконным. Например, незаконными сделками являются продажа

предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья, содержащего золото и

серебро, гражданам; продажа пользователями недр слитков золота и серебра коммерческим банкам, специально

не уполномоченным на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами;

использование минерального сырья, содержащего золото и серебро, в качестве предмета залога (заклада);

использование минерального сырья, содержащего золото и серебро, в качестве металла, зачисляемого на счета

и во вклады, и т. п.

Незаконные сделки

с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, а

равно их незаконные хранение

,
перевозка и пересылка
являются
оконченным
преступлением с момента их

совершения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом

.

Субъект преступления — достигшее 16-летнего —ћ_ьЮвозраста лицо, как частное, так и должностное.

Квалифицированным видом

преступления, предусмотренным ч. 2 ст. 191 УК РФ, является его совершение в

крупном размере (п. «б») или организованной группой, группой лиц по предварительному сговору (п. «в»).

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ деяния, предусмотренные данной статьей, признаются

совершенными в крупном размере,

если стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней или

жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот, превышает двести пятьдесят тысяч рублей.__ 49. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ).

Объектом преступления являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства по

поводу формирования бюджета.

Предмет

преступления — драгоценные металлы и драгоценные камни, понятие которых определено в

комментариях к ст. 191 УК РФ. По смыслу диспозиции ст.192 УК предметом преступления являются добытые

из недр (путем разработки месторождений), полученные из вторичного сырья (например, путем переработки

лома и отходов, содержащих драгоценные металлы), поднятые и найденные (как в пределах территории, на

которой производится промышленная разработка недр, так и вне ее) драгоценные металлы и драгоценные

камни.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — уклонении от обязательной сдачи на

аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также

поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней.

В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» добыча и

производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно

организациями, получившими в установленном законом порядке специальные разрешения (лицензии).

Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за

исключением алмазов, всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе

артелями старателей. Драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые из недр в соответствии с

полученной лицензией, становятся собственностью субъекта предпринимательской деятельности. Тем не

менее, Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и другими нормативными

актами установлено, что добытые из недр, полученные из вторичного сырья, а также поднятые и найденные

драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче на аффинаж, т. е. очистку и

получение драгоценных металлов высокой чистоты путем отделения от них загрязняющих примесей, либо

обязательной продаже государству.

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи драгоценных металлов и

драгоценных камней образует преступление, если оно совершено в крупном размере. В соответствии с

примечанием к ст. 169 УК РФ нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и

драгоценных камней признается совершенным в крупном размере, если стоимость указанных в настоящей

статье предметов, не сданных или не проданных государству, превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом

.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Это могут быть руководители организаций,

осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, члены старательских артелей,

добывающих драгоценные металлы и драгоценные камни на основании лицензии, отдельные граждане,

нашедшие драгоценные металлы и драгоценные камни в пределах территории, на которой производится

промышленная разработка недр, или вне ее.

50. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.

194 УК РФ). Объект преступления — общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой

деятельности государства по поводу формирования бюджета.

Согласно Таможенному кодексу РФ к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, налог на

добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, плата за информирование и консультирование, плата за

принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

Объективная сторона преступления характеризуется уклонением от уплаты таможенных платежей в

крупном размере.

Уклонение представляет собой явно выраженный отказ плательщика таможенных платежей уплатить их в

установленные сроки. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием

таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей

таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная

декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня

истечения срока подачи таможенной декларации.

Преступление признается оконченным

с момента истечения установленного срока уплаты таможенных

платежей.

Уголовная ответственность наступает при условии уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном

размере,

под которым согласно примечанию к ст. 194 УК РФ понимается уклонение, при котором стоимость

неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом

.

Субъектом преступления может быть как частное, так и должностное лицо, являющееся плательщиком

таможенных платежей.

Квалифицированным видом

преступления по ч. 2 ст. 194 УК РФ является его совершение: группой лиц по

предварительному сговору (п. «а»); в особо крупном размере (п. «г»).

Согласно примечанию к ст. 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей признается

совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает один

миллион пятьсот тысяч рублей.

51. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ). Объектом

рассматриваемого преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой

деятельности государства по поводу формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Налоговая система РФ функционирует в соответствии с положениями НК и принятых в его развитие

других нормативных актов, которые определяют систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет,

региональные и местные налоги и сборы, а также порядок и условия их уплаты.

Под налогом

понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и

(или) муниципальных образований.

Под сбором

понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами,

органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически

значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых

налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Подлежащие

налогообложению физические лица обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и

объектов налогообложения, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке

налоговую декларацию по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, другие документы, необходимые для

исчисления и уплаты налогов.

Предметом

преступления являются предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы,

взимаемые с физических лиц: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на имущество

физических лиц, налог на наследование или дарение, лицензионные сборы и др.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические

лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), являющиеся налоговыми резидентами РФ,

т. е. фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а также физические

лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Объективную сторону преступления образует уклонение физического лица от уплаты налогов и (или)

сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в

соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в

налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Согласно ч. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление

налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах

и начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему

уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке

установленной формы им лично или направляется по почте. В соответствии с ч. 4 ст. 229 НК РФ в налоговых

декларациях по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом

периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами,

суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие

уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика не позднее 30

апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговую декларацию в соответствии со ст. 227 и 228 НК РФ обязаны представлять: 1) физические лица,

зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) частные нотариусы и другие лица,

занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой; 3) физические

лица, получившие вознаграждения от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе

заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам

аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве

собственности; 4) физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников,

находящихся за пределами РФ; 5) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не

был удержан налог налоговыми агентами; 6) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые

организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых

автоматов).

Под включением в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений

понимается

умышленное указание в декларации или иных документах (счета-фактуры, расчеты налогов и т. п.) любых не

соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов (уменьшение размера доходов,

неотражение отдельных источников доходов, увеличение суммы расходов, завышение размеров и видов

налоговых вычетов, искажение сведений о торговых операциях и т. п.).

Уклонение физического лица от уплаты налогов, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в

постановлении от 4 июля 1997 года «О некоторых вопросах применения судами уголовного законодательства

об ответственности за уклонение от уплаты налогов» считается оконченным преступлением с момента

фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный

налоговым законодательством.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица наступает

при его совершении в крупном размере

, под которым согласно примечанию к ст. 198 УК РФ понимается либо

сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч

рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм

налогов и (или) сборов, либо сумма налогов и (или) сборов, превышающая триста тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом

.

Субъектом преступления является лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства),

достигшее возраста 16 лет и обязанное платить установленные законом налоги и (или) сборы, представлять

налоговую декларацию.

Квалифицированным видом

преступления по ч. 2 ст. 198 УК РФ является совершение его в особо крупном

размере.

В соответствии с примечанием к ст. 198 УК РФ особо крупным размером

признается сумма налогов и (или)

сборов, либо составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при

условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и

(или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.__

52. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ). Объект преступления —

общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу

формирования бюджета и внебюджетных фондов.

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ устанавливаются следующие виды

налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и

местные налоги и сборы.

Налоговая система страны включает в себя такие налоги, платежи и сборы, уплачиваемые организациями,

как налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, налог на

операции с ценными бумагами, налог на доходы с банков, налог на рекламу, налог на пользование недрами,

сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные,

региональные и местные лицензионные сборы и ряд других обязательных платежей и сборов, которые

являются предметом

предусмотренного ст.199 УК преступления.

Согласно ст. 11 НК РФ организациями, обязанными уплачивать налоги и (или) сборы, признаются

юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации),

иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской

правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные

организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Объективную сторону преступления образует уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с

законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую

декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Организация (налогоплательщик) в случае наличия у нее объекта налогообложения обязана уплачивать

налоги и (или) сборы в размере установленной законом налоговой ставки и в определенные сроки.

Налогоплательщик обязан также вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной

деятельности, предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и

сведения.

Сроки уплаты налогов устанавливаются налоговым законодательством применительно к каждому из

налогов. Так, в соответствии со ст. 174 НК РФ уплата налогов на добавленную стоимость по операциям,

связанным с реализацией товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения на территории РФ,

производится по общему правилу по итогам каждого налогового периода (календарный месяц) не позднее 20

числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики обязаны представить в

налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа

месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате по итогу налогового периода,

уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК

РФ). При этом налоговая декларация по данному виду налога согласно ст. 345 НК РФ представляется не

позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Включение в налоговую декларацию или иные документы

(бухгалтерские отчеты, расчеты по

соответствующему налогу) заведомо ложных сведений может быть выражено в составлении подложных

документов о сумме дохода или о расходах, не включенных в эту сумму; несообщении сведений об источниках

дохода (прибыли); запутывании учета доходов и расходов и т. п.

Окончено

преступление с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов за соответствующий

налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Согласно ч. 2 ст. 45 НК РФ

обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк

поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете

налогоплательщика.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов наступает при условии, если

оно совершено в крупном размере

, под которым согласно примечанию к ст. 199 УК РФ понимается сумма

налогов и (или) сборов, либо составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот

тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате

сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом

.

Субъектом преступления могут быть руководители, главные (старшие) бухгалтеры, бухгалтеры

коммерческих и некоммерческих организаций, а также лица, фактически выполняющие их обязанности. Кроме

того, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 года «О некоторых вопросах применения

судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты

налогов» к субъектам рассматриваемого преступления отнес и иных служащих организации-

налогоплательщика, включивших в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или

расходах.

Квалифицированным видом

преступления по ч. 2 ст. 199 УК РФ является его совершение: а) группой лиц по

предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

Особо крупным размером

уклонения от уплаты налогов и (или) взносов с организации в соответствии с

примечанием к ст. 199 УК РФ признается сумма, либо составляющая за период в пределах трех финансовых лет

подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или)

сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов

пятьсот тысяч рублей.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ). Объект преступления — общественные

отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета

и внебюджетных фондов.

Объективную сторону преступления образует неисполнение обязанностей налогового агента по

исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с

законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в

соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Налоговыми агентами признаются организации и (или) физические лица, на которых законодательством о

налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в

соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов. В качестве налоговых агентов могут

выступать российские организации, постоянные представительства иностранных организаций в РФ, а также

индивидуальные предприниматели.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять,

удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные

фонды) соответствующие налоги и (или) сборы; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый

орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности

налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в

бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4)

представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля

за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных

организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,

исчисление сумм налога производят в соответствии с установленными налоговым законодательством ставками

нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам,

в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за

данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов

налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать

50% суммы выплаты.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня

фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления

дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета

третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного

налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для

доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания

исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде

материальной выгоды (ст. 226 НК РФ).

Уголовная ответственность по ст. 1991 УК РФ наступает при условии, если неисполнение обязанностей

налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий

бюджет (внебюджетный фонд) совершено в крупном размере

, под которым, согласно примечанию к ст. 199 УК

РФ, признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд

более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10%

подлежащих уплате налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком

преступления является мотив


личные интересы
.

Субъектом преступления являются руководители, главные (старшие) бухгалтеры российских организаций,

постоянных представительств иностранных организаций в РФ, лица, фактически выполняющие их обязанности,

а также индивидуальные предприниматели.

Квалифицированным видом

преступления по ч. 2 ст. 1991 УК РФ является совершение его
в особо крупном
размере.

В соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ особо крупным размером неисполнения обязанностей

налогового агента признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более

двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает

20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч

рублей.

Наказания по ст.189 УК РФ

Санкции по ст.189 УК РФ альтернативные:

  • от 100 до 500 тысяч рублей штрафа (или в размере заработков осужденного за период от 1 до 3 лет);
  • до 5 лет запрета на занятие определенных должностей (запрета на осуществление некоторых видов деятельности);
  • до 3 лет принудительных работ;
  • до 3 лет колонии.

При наличии отягчающих обстоятельств наказание, конечно, усиливается. Так, например, за совершение преступления в составе организованной группы физлицу может грозить колония на срок от 3 до 7 лет. В качестве дополнительной санкции может применяться штраф в размере до 1 млн рублей (или в размере доходов осужденного за период до 5 лет).

Судебная практика по статье 189 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 307-ЭС19-10667 по делу N А56-3076/2015
Разрешая заявленные требования, суды руководствовались статьей 167, пунктами 1 и 2 статьи 168, статьей 169, пунктом 2 статьи 174, пунктом 1 статьи 183, пунктом 2 статьи 189 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из недоказанности компанией обстоятельств, свидетельствующих о том, что Муратов А.Р. и покупатель по оспариваемой сделке знали или должны были знать об отзыве доверителем доверенности, на основании которой Муратовым А.Р. подписан оспариваемый договор.

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2019 N 309-ЭС19-7082 по делу N А60-2469/2018

Довод ответчика о неправильном применении судом первой инстанции положений статьи 189 ГК РФ отклонен судом округа как не влияющий на законность решения суда. Также окружным судом отклонен довод управления о том, что в соответствии с условиями доверенности Христофоров Г.М. имел право на подачу заявления о расторжении договора аренды от имени предпринимателя, а также подписывать за истца иные документы, поскольку факт подписания указанным лицом спорного заявления о расторжении договора, а также акта приема-передачи арендуемого имущества судами не установлен.

Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2019 N 309-ЭС19-7787 по делу N А60-10494/2018

Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили факт выполнения обществом «Автосервис плюс» предъявленных к оплате работ, принятие их уполномоченным представителем общества «Логистик Л7» и, руководствуясь статьями 183, 185.1, 189, 309, 395, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая частичную оплату работ, пришли к выводу о наличии у общества «Логистик Л7» задолженности по оплате выполненных для него работ и, проверив расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку оплаты работ и признав его верным, удовлетворили первоначальный иск и отказали в удовлетворении встречного иска.

Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2017 N 308-КГ17-10351 по делу N А53-8746/2016

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 165.1, 182, 188, 189 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 13, 16, 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции до 01.01.2017 (далее — Закон N 122-ФЗ), статьей 25 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон N 102-ФЗ), пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий Управления Росреестра по погашению регистрационной записи об ипотеке указанного земельного участка в пользу Банка.

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2020 N 301-ЭС20-7715 по делу N А11-17212/2018

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 26, 29, 32, 52, 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 185, 189 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении заявления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]