#Учёба
В каждом пятом случае инициатор травли — учитель. Причиной придирок часто становится внешний вид, национальность и какие-то особенности ребенка, например, заикание или материальное положение родителей.
Каждый второй школьник сталкивается с агрессивным поведением и буллингом. В каждом пятом случае инициатором травли становится учитель. Чаще всего причиной придирок становится внешний вид, национальность и какие-то особенности ребенка, например, заикание или материальное положение родителей. Вместе с Кариной Рихтере, профессиональным психологом, экспертом в детско-родительских отношениях и теории привязанности, мамой пятерых детей, разобрали, как понять, что педагог травит ребенка, и что мы можем сделать, чтобы защитить его.
Почему учителя унижают учеников?
Есть несколько версий.
Первая (культурологическая):
У нас есть традиция: уважать старших. В белорусской культуре закреплено много традиций и ритуалов, связанных с возданием почестей старшему поколению, предкам. Старшие в роду всегда являлись носителями знаний, поэтому им доверяли и их слушались. Отсюда взялся обычай: старших надо уважать. И старшие требуют уважения от младших! Действительно, в уважении к старшим есть глубокий смысл, но проблема в том, что эту идею стали воспринимать буквально и просто формально. Из-за этого нередко возникают ситуации недопонимания. Например, едешь в транспорте, и ты не уступил по тебе известным причинам место пожилому человеку, всё: окружающие выносят вердикт: ты не уважаешь старого человека, ты плохой. Или ты ответил что-то пожилому человеку, что ему не понравилось, всё: ты не уважаешь старших. Точно также и в школе: не выполняешь распоряжений учителя, всё: ты не уважаешь человека, который старше тебя и который тут « перед тобой распинается». Вероятно, стоит разграничивать понятия «вежливость» и «уважение». Быть вежливым со старшими, впрочем, как и с людьми любого другого возраста, это нормально, если ты ценишь себя и свой мир.
Уважать людей только за то, что они по возрасту старше, чем ты, — это уже вопрос. Мы уважаем тех людей, кто ….. трудолюбив, доброжелателен и т.п. Каждый сможет дополнить это предложение своими прилагательными, которые очерчивают круг его ценностей — качеств, которые считает важными. А если другой человек не обладает качествами, которые важны для Вас? Или не демонстрирует их по отношению к Вам? За что тогда его уважать? Не зря же говорят, что уважение ещё заслужить нужно. Вот только эту фразу обычно говорят детям, априори считая, что взрослый, а тем более учитель, уже человек уважаемый. А уважение детей заслуживать, выходит, не нужно?
Вторая (психологическая):
Процесс унижения очень выгоден тому, кто его совершает. Возьмём банальную ситуацию, в которой учитель говорит, что с такими оценками ты «пойдешь работать на завод». В этом эпизоде двойное унижение: во-первых, человека, которому это адресуется. Во-вторых, людям, которые работают на заводе. Получается, что учитель противопоставляет себя, великолепного, ученику и тем людям, которые занимаются другим делом (в данном случае: работают на заводе). Зачем преподаватель это делает? Доминирование — ответ на вопрос. Опуская ученика вниз, учитель эмоционально поднимается наверх.
Если понаблюдать за людьми, которые часто используют унижение, как приём, то можно заметить, что эти люди так маскируются. Они прикрывают свои страхи. Больше всего они боятся, что кто-то заметит и будет высмеивать их недостатки и отсутствие умений. Поэтому они нападают первыми. Если проследить за теми моментами, в которых этот человек унижает другого, то очень легко увидеть слабые места нападающего.
Как разрешать конфликты в школе
Прежде всего, важно было выяснить у ребенка подробности. Без эмоций. Сильные эмоции родителя могут напугать ребенка, и он закроется. Проявите эмпатию, выразите ребенку свое сочувствие, но не показывайте своих эмоций.
Потом так же спокойно, без свидетелей, выясните подробности у учителя. Если бы папа, вместо того чтобы устраивать скандал на родительском собрании, выяснил подробности, он бы узнал, что учитель говорила «жаловаться нехорошо» другому мальчику, который достал ее своим ябедничеством: «А он мою парту двигает. А он мою резинку взял», — подразумевая, что ребята вполне способны сами разобраться.
Она не подумала, что ее слова, случайно услышав, так буквально воспримет другой ребенок и перестанет жаловаться вообще кому-либо. В случае с девочкой она не знала, что происходило, так как все эти задирания были вне школы, а девочка ей, как и родителям, ничего не говорила. То есть учителю действительно было непонятно, почему у папы такая агрессивная реакция.
Папе, конечно же, не стоило начинать разговор с учителем до выяснения всех подробностей. И уж тем более не стоило вытаскивать подробности у ребенка (уже на следующий день) при учителе и директоре. Это дополнительный стресс для ребенка. Особенно с непроработанной установкой «жаловаться нехорошо».
Что делать?
Унижаемому — не принимать всё на за правду и на своё счёт. Это просто слова, который говорят об эмоциональном состоянии того, кто их произнёс. Но если Вас всё-таки задело, значит, что-то в Вас откликается на эти слова и действия нападающего. Речь не о том, что нужно воспринимать буквально то, что сказал обидчик. Нужно проанализировать эмоции, которые вызвала ситуация. Например: учитель говорит Вам, что Вы никогда не научитесь нормально говорить по-английски. Если Ваша самооценка адекватна, то Вы воспримете эти слова просто как эмоциональное субъективное мнение человека, который, может, вообще не является для Вас авторитетом. Причём сказанные в не самом лучшем расположении духа. Ведь известно, что люди, у которых всё хорошо в жизни, другим гадостей не говорят и не делают.
Но если Вас всё-таки задело, то нужно спросить себя «Почему?». Ответы могут быть разные: «А вдруг всё так и будет? И я не смогу оправдать ожидания родителей?» или «Я хуже всех. Все будут с меня смеяться. Я останусь неудачником» и т.п. Уже даже в этих примерах видны истинные корни проблемы: ожидания родителей или страх быть непринятым обществом. Спрашивайте себя , почему Вы этого так сильно боитесь. Разыграйте себе ситуацию, в которой всё так и происходит: Вы не выучили английский. Вы неудачник. Проживите в фантазиях это полностью. А потом вернитесь в реальность и подумайте, неужели всё так, как Вы рисуете себя в Ваших фантазиях? Ищите несоответствия. Убеждайтесь, что это Ваше заблуждение, которое Вы сами раскрутили с подачи человека, который Вас унизил. А еще подумайте: зачем этот человек это сделал. Ему от этого что? В любом случае, задавайте себе вопросы и думайте. Никто за Вас эту работу не сделает.
Теперь о человеке, который унижает. Ситуаций в жизни много. Нас здесь интересуют только те, которые происходят в учебном классе и со стороны педагога. Уважаемый учитель, если Вы унизили ученика, то извинения всегда помогают обоим. Далее стоит понять, почему Вы это сделали, чего Вы так боялись, почему хотели быть выше ученика? Принцип работы такой же, как и с тем, кого унизили. Задавайте себе вопросы и честно отвечайте. Вопросов будет много, один за одним. Например: Почему я обозвал его? Что я почувствовал, когда обозвал его? Разве он….? Почему я так решил? Я знаю об этом ребёнке абсолютно всё? Почему я позволяю себе обзывать человека таким….? Почему я ставлю себя выше него? Я имею право унижать человека? Я считаю себя «лучшим», а другие «хуже» меня? Почему? Я лучше других во всём? Получается, что что-то у меня получается лучше, а что-то хуже? Т.е. как и у всех? Т.е. я такой, как и все? А почему я позволяю себе чувствовать себя лучше, унижая другого? Почему мне нужно показывать своё превосходство над другими? После того, как причина найдена, нужно простить себя. Если начнёте себя обвинять, то обязательно получите наказание, ведь там, где есть вина — будет и наказание. Себя нужно понять, а затем подумать, какой урок Вы получили благодаря этой ситуации и изменить линию поведения, чтобы подобных эпизодов больше не происходило.
Следующие правила помогут учителю избегать ситуаций, провоцирующих возможное унижение учеников:
- Называть ребёнка на Вы. Не зависимо от того, сколько лет Вы его учитель. Это помогает держать дистанцию и не забывать, что ученик – это такой же человек, как и Вы, а значит, к нему стоит относиться с уважением. Вы ведь к себе относитесь с уважением?
- Создать чёткую систему правил поведения в классе и их соблюдать. Когда ученики знают, что можно делать, а что нельзя, всем становится проще.
- Оценивать деятельности ученика с помощью разнообразных техник обратной связи. О них читайте здесь.
- Демонстрировать профессионализм. Учитель – это специалист, который работает, соблюдая принципы обучения. (сознательность, систематичность, прочность, научность и т.п.) Этот человек не будет сплетничать о коллегах в присутствии своих клиентов ( т.е. учеников), навязывать своё мнение, тратить учебное время на болтовню и другие, не относящиеся к процессу обучения, вещи. Если относиться к своей работе как к оказанию услуг и стремиться к тому, чтобы клиент (т.е. ученик) был доволен, то многое в поведении учителя будет происходить по-другому. Учитель – это специалист по оказанию услуг, а не духовный лидер, которого нужно безусловно уважать только за то, что он «снизошёл» до ученика и тратит на него своё бесценное время. Когда учитель показывает свой профессионализм, ученики его ценят и уважают.
- Уважать своих учеников, даже тогда, когда они демонстрируют свои недостатки. Абсолютно у каждого человека есть право на свои ошибки. А учитель — не Верховный Судья, который ещё и обязан обвинить, наказать и следить за исправлением. Учитель просто качественно выполняет свою работу согласно принципам и нормам, не пытаясь исправить/перевоспитать ребёнка или внести другой вклад в «судьбу» ученика.
Ситуации унижения могут происходить не только по направлению учитель ->ученик, но и наоборот. В этом случае ситуацию держит под контролем педагог, который ведёт себя как профессионал и воспринимает унижение, которое ученик направил в его адрес, как индикатор эмоционального состояния учащегося. Вместо обиды и попытки отомстить профессиональный учитель ведёт себя как специалист в сфере образования, прошедший обучение по возрастной психологии и педагогики: он разбирает ситуацию и думает, что могло спровоцировать такое поведение. Может быть, на это повлияла линия поведения учителя в классе, может, это из-за отношений с одноклассниками, а, возможно, это отголосок меняющегося гормонального фона. В любом случае, уважаемый учениками, учитель — это профессионал, который знает своё дело, уважает себя и своих учеников и не пытается манипулировать идеей «я старше, я знаю, как лучше».
Татьяна Размыслович
Ещё интересные материалы:
Чему вас научили дети? |
Обзор детских зимних лагерей 2021-2022 |
Как грамотно защитить своего ребенка от нападок учителя?
Будьте готовы к тому, что педагог станет вам все аргументированно объяснять. Он расскажет вам, что его поведение является ответом на особенности личности ребенка, а ваше – следствие непонимания ситуации в целом. Чаще всего реакция педагогов в таком случае проявляется либо агрессией, либо отстраненным равнодушием, либо слезами и давлением на жалость. Действительно, каждый учитель сейчас находится под колоссальным прессом ответственности и большим грузом учебной нагрузки. Но все это не дает ему никакого права обижать своих учеников. Вы можете отнестись к данному педагогу с пониманием, но это не отменяет вашего права на претензии к его поведению и требование прекратить давление на ребенка.
Уинстон Черчилль подметил одну черту характера русских, недооцененную врагами
Постпандемические страсти: станет ли «Фрексит» предвестником паспада Евросоюза
Куда девать срезанные ветки: скормить козе или соорудить гряды под малину