Должностное лицо. КоАП РФ. Определение, права и обязанности


Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия «должностное лицо». КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ — на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Получение взятки

В понятие должностного преступления входит даже получение денежных средств от посторонних лиц с целью использования должностным лицом своих полномочий, чтобы предоставить данным лицам разные льготы или преимущества. Такое правонарушение отличается некоторыми особенностями:

  • взятка может передаваться должностному лицу лично или через посредника;
  • она может быть представлена не только наличными денежными средствами, но и разными ценными бумагами, имуществом или другими выгодами;
  • взяткой может считаться даже отсутствие каких-либо негативных действий для компании или частного предпринимателя, например, отсутствие проверки бизнеса.

Взятка обязательно представлена незаконной выгодой, которая характеризуется имущественными параметрами. Она может выдаваться полностью или частично безвозмездно.

Выделяются даже некоторые новые виды взяток, к которым относится:

  • покупка или оформление в аренду жилых или нежилых помещений;
  • перевод денег с одного счета на другой;
  • приватизация отдельных компаний, которые могут быть производственными или торговыми.

Разумеется, преступления, совершаемые должностными лицами, обычно тщательно скрываются. Для этого служащие разных государственных учреждений открывают счета в иностранных государствах или оформляют разное имущество на своих родственников, которые могут проживать в России или другой стране. Нередко вовсе организуются поездки в иностранные государства, в течение которых производится выдача валюты.

В УК РФ должностные преступления в виде взятки являются серьезным противоправным деянием. Взяткой теперь считаются не только денежные средства, но и имущество или ценные бумаги. Нередко вовсе выгодой выступает получение путевок для путешествия или посещения санатория. Даже ремонтные или строительные работы могут быть представлены взяткой.

Существует даже завуалированная форма взятки, поэтому в ст. 575 ГК устанавливается запрет на дарение госслужащим или работникам муниципальных организаций крупных подарков, стоимость которых превышает 5 МРОТ. В судебной практике имеется случай, когда судья посчитал взяткой даже оплату питания должностного лица в ресторане третьими лицами.

Предоставляется взятка обычно за то, что должностное лицо должно выполнить какие-либо действия или отказаться от реализации некоторых операций. Данные действия могут входить в должностные обязанности служащего или он ими может превышать свои полномочия.

Уголовная ответственность за должностные преступления наступает как в случае выявления единичного случая получения взятки, так и при неоднократном ее получении. Дополнительно включается сюда вымогательство, представленное требованием должностного лица предоставить некоторую сумму средств, а если это требование не будет исполнено, то гражданина или компанию могут ожидать негативные последствия. Поэтому третьи лица просто вынуждены передавать свои деньги должностному лицу, чтобы избежать нарушения своих интересов или прав.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП «О должностных лицах». Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

Меры пресечения наказаний

Учитывая все сферы влияния, на которые оказывает воздействие должностное лицо нельзя забывать о законных наказаниях, присутствующих в российской практике. Так, например, применение определенных санкций к организации напрямую перекладывается на должностное лицо за счет дисквалификации или административного штрафа.

Обычно штраф соизмеряют с официальной заработной платой, т. е. по числу окладов, а дисквалификация — это лишение прав занимать назначенную должность на определенный срок по решению суда. Примером таких должностей могут быть как высшие должностные сотрудники Правительства, регионов или округов, так и муниципальные должностные лица.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей 3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом. 3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например. 4. Формирование кадров. 5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии. 6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Судебная практика

Рассмотрим несколько примеров из практики привлечения должностных лиц к административной ответственности:

№1. Женщина работала в организации. По условиям договора ей должны были компенсировать оплату проезда к месту проведения отпуска. Работодатель компенсацию ей не выплатил, а также задержал зарплату.

Дело рассматривал суд, поскольку генеральный директор как должностное лицо уже привлекался за аналогичное правонарушение. Представитель организации с протоколом о нарушении не согласилась, пояснив, что задолженность погашена в полном объеме, что подтверждается документами.

Суд же признал работодателя виновным, поскольку факт неоплаты компенсации и несвоевременной выплаты зарплаты им не оспаривался, и само нарушение очевидно. Гендиректора оштрафовали на 10 000 руб. (Постановление от 9 августа 2021 г. по делу № 5-215/2016).

№2. Начальник отдела Государственной инспекции по охране труда проводил проверку в организации, и выявил ряд нарушений законодательства. Так, руководитель задолжал зарплату 28 работникам, общая сумма долга превысила 400 000 руб.

Кроме того, за аналогичное правонарушение директор уже привлекался по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, его оштрафовали на 2 000 руб. Сам он объяснил долги тем, что с некоторыми сотрудниками расторг договоры, и его организация неплатежеспособна.

Суд привлек работодателя к ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ и назначил штраф – 10 000 руб. (Постановление от 26 октября 2015 г. по делу № 5-200/2015).

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, — так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП «должностное лицо». Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений — все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример — недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

За что могут наказать

Теперь о том, какую административную ответственность несут ДЛ. Здесь все зависит от того, на какой должности находится человек и какое правонарушение он совершил.

В некоторых случаях ДЛ привлекаются к уголовной ответственности. Например, при злоупотреблении полномочиями, если это повлекло существенное нарушение прав и интересов граждан и организаций.

Разберемся во всем детально.

Государственных и муниципальных служащих

Руководителей администраций, их заместителей и лиц, назначенных для выполнения определенных функций (главных бухгалтеров, начальников отделов кадров и пр.), находящихся на государственной или муниципальной службе, могут привлекать за:

  1. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, пикетах, демонстрациях. За это грозит штраф до 50 тыс. руб.
  2. Использование преимуществ должностного или служебного положения во время избирательной кампании, референдума влечет штраф до 5 000 руб.
  3. Нарушение запрета на проведение лотерей во время референдума или выборов, если это связано с ними, влечет наложение штрафа до 5 тыс. руб.
  4. Несоблюдение законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг – штраф до 5 тыс. руб.
  5. Несоблюдение порядка предоставления госуслуги ДЛ, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями, если это повлекло нарушение прав граждан (сорваны сроки, услуга предоставлена не полностью – до 5 000 руб. (ч.2 ст. 5.63 КоАП РФ).
  6. Нарушение бюджетного законодательства – нецелевое использование бюджета. Предусмотрен штраф до 50 000 руб., дисквалификация на 1-3 года.
  7. Несоблюдение порядка проведения закупок товаров и услуг для муниципальных и государственных нужд – штраф до 5 тыс. руб.
  8. Нарушение правил проведения торгов, продажи муниципального или государственного имущества, порядка заключения договоров по результатам таких торгов – штраф до 50 000 руб.
  9. Несоблюдение сроков обслуживания и погашения государственного или муниципального долга – штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до двух лет.
  10. Несоблюдение требований о государственном контроле или надзоре (нарушение сроков проведения проверки, безосновательная проверка, отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с прокуратурой, непредоставление акта) влечет наложение штрафа до 5 000 руб.

Также муниципальных и государственных служащих привлекают к административной ответственности за коррупционные правонарушения. Например, за безосновательный отказ в предоставлении информации гражданину или адвокату (5.39 КоАП РФ), подкуп избирателей (статья 5.16 КоАП РФ), незаконное финансирование избирательной кампании (5.20 КоАП РФ).

В ОВД, МЧС, ВС РФ

В перечень должностных лиц МВД входят сотрудники, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (Приказ МВД РФ от 05.05.2012 №403 «О полномочиях…»). В него входит Центральный аппарат МВД, начальники управлений и их заместители, начальники подразделений и отделений, участковые, оперуполномоченные.

В полиции ДЛ привлекаются как за нарушения, предусмотренные ст. 2.4 КоАП РФ, так и за другие правонарушения (2.5 КоАП РФ):

Вид нарушенияСанкции
Установка заведомо подложных регистрационных знаковШтраф до 20 тыс (привлекаются должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспорта)
Установка на передней части автомобиля световых приборов, не соответствующих требованиямШтраф до 20 000 с конфискацией приборов
Незаконное ограничение прав на управление и эксплуатацию транспортного средстваШтраф до 20 тыс.
Непредоставление информации или предоставление заведомо неверных сведений в орган, контролирующий госзакупкиШтраф до 15 000

Это лишь небольшой перечень правонарушений, за которые должностных лиц МВД могут привлечь к ответственности.

Сотрудники таможенных органов, ФСИН, военнослужащие тоже могут привлекаться к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Чаще всего – к дисциплинарной, если есть основания – к административной.

Юридических лиц

Должностных лиц организаций тоже могут наказывать по КоАП РФ. Например, штрафы ДЛ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету составляют до 10 000, при повторном правонарушении – до 20 000. Могут и дисквалифицировать на срок до двух лет.

Есть и штрафы за нарушение пожарной безопасности. Например, за несоблюдение правил безопасности в лесах оштрафуют на сумму до 20 тыс. (ч.1 ст. 8.32); на железнодорожном, морском или воздушном транспорте – до 5 000; в помещениях и на иных объектах – до 15 000. Организацию могут оштрафовать и на сумму до 200 000.

Есть и административная ответственность за нарушение трудового законодательства, но об этом я расскажу чуть ниже подробно.

В сфере госзакупок

Должностные лица, ответственные за проведение госзакупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, могут привлекаться за следующие нарушения по КоАП РФ:

  1. Принятие решения о закупке товаров у одного поставщика в нарушение требований законодательства влечет штраф до 30 тыс.
  2. Несоблюдение порядка и сроков размещения информации о закупках – штраф до 5 000 (ч.1 ст. 7.30).
  3. Несоблюдение порядка заключения или изменения контракта – штраф в размере 1% начальной цены, но не более 30 000.

Также могут наказать за нарушение законодательства в сфере контрактных закупок, порядка определения цены товара или услуги, отказ от заключения контракта на выполнение оборонного заказа.

В сфере закупок юридическими лицами могут быть предусмотрены другие санкции за вышеуказанные правонарушения.

Индивидуальные предприниматели

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если соответствующей статьей КоАП РФ не предусмотрено иное.

Например, за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии, когда она требуется по закону, оштрафуют на сумму до 100 000 руб. (ч.1 ст. 14.1.2). Ниже в статье есть примечание, которое путает многих людей. Там сказано, что ИП за данное правонарушение несут ответственность как юридические лица, для которых штраф выше – до 400 тыс. руб. Но судебная практика сложилась так, что применяются санкции, предусмотренные специально для ИП, и штраф не превышает 100 0000 руб.

Специальная дисциплинарная ответственность

Ответственность за нарушение должностной инструкции

Правонарушения должностных лиц

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан — административный штраф и дисквалификация.


В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример — высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией — но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Порядок привлечения к ответственности

Пошаговый алгоритм зависит от того, какой именно орган будет привлекать по КоАП РФ. Например, если санкциями статьи предусмотрен максимум штраф, достаточно будет постановления надзорного органа. Если же возможен арест или дисквалификация, дело должен рассматривать суд.

Рассмотрим порядок привлечения при нарушении трудового законодательства:

  1. Сотрудник, чьи права нарушены, подает жалобу в трудовую инспекцию. Это можно сделать и через сервис Онлайнинспекция.рф. Срок рассмотрения – 30 календарных дней.
  2. При необходимости организуется выездная внеплановая проверка, но могут ограничиться просто проверкой документов.
  3. Если правонарушение выявят, инспектором составляется протокол. В течение 15 дней оформляется и постановление о привлечении к ответственности.

В общей сложности на проверку жалобы обычно уходит не более одного месяца. По результатам работодатель получает постановление со штрафом, а пожаловавшийся сотрудник – письменный отчет о том, какие меры предприняты.

Последствия

В первую очередь нарушение КоАП РФ негативно отражается на репутации компании или учреждения, но это еще не все. Если работодатель допускает повторное правонарушение, санкции для него могут быть ужесточены: выше штрафы, больше срок дисквалификации, и пр.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет — вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Присвоение полномочий другого лица

Другим видом должностного преступления выступает присвоение каких-либо полномочий, которые на самом деле принадлежат другому служащему. На основании такого действия совершаются гражданином операции, противоречащие законодательству. Это непременно приводит к тому, что нарушаются права или интересы граждан, всего общества или каких-либо компаний.

Некоторые лица могут присваивать себе звания или власть других должностных лиц, на основании чего совершают опасные действия. Они являются преступными, поэтому перечисляются в ст. 30 УК. Они нарушают интересы всего государства, а также службы.

Присвоение полномочий, принадлежащих другому лицу, может выражаться в разных действиях:

  • объявление себя другим служащим;
  • применение подложной документации;
  • использование специализированной форменной одежды.

На основании вышеуказанных действий совершается должностное преступление. В этом случае человек пользуется разными полномочиями и возможностями, которыми на самом деле он не наделен. Например, он может принимать посетителей или выносить решения по разным делам, останавливать автомобили граждан или пользоваться другими способами для собственной наживы. Такие действия являются, согласно 288 ст. УК РФ, должностным преступлением.

Уголовная ответственность применяется при наличии доказательств вины конкретного человека. Гражданин должен осознавать, что он специально воспользоваться специальными полномочиями, которые имеются у другого служащего, чтобы совершить неправомерные действия.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Ответственность за нарушение трудового права

За несоблюдение трудового законодательства работодателя как ДЛ могут привлечь к ответственности по ст. 5.27-5.34 КоАП РФ.

За какие правонарушения наказывают:

  1. Несоблюдение требований охраны труда.
  2. Задержка зарплаты и иных выплат.
  3. Необоснованный отказ в заключении договора.
  4. Безосновательное увольнение.
  5. Невыполнение обязательств по договору.
  6. Увольнение работников из-за коллективного спора или забастовки.
  7. Уклонение от участия в примирительных процедурах или от получения требований от работников.

Разберемся в каждой ситуации подробно.

Отказ в приеме на работу

Сначала обратимся к ст. 3 ТК РФ. Там сказано, что работодатель не может отказать в трудоустройстве человеку по религиозным мотивам; из-за расы, национальности, пола; семейного, должностного или социального положения.

Если вы отказали кому-то в приеме на работу, с вас могут потребовать письменный отказ – в нем должны быть указаны причины. Если вы ничем не обоснуете отказ или нарушите положения ст. 3 ТК РФ, на вас могут пожаловаться в трудовую инспекцию. Инспектор, который выявит нарушение, может привлечь к ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, где предусмотрены разные штрафы:

  • для должностных лиц – до 5 тыс.;
  • для организаций – до 50 тыс.;
  • для предпринимателей – до 5 000.

Можно отделаться и предупреждением, если нарушение незначительное и раньше вас не привлекали к ответственности.

Если должностное лицо, компания или ИП ранее привлекались по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, санкции будут другие. Для ДЛ и предпринимателей штраф составит до 20 000, для юридических лиц – 50 -70 тыс.

Незаконное увольнение

Увольнение могут признать незаконным, если процедура проведена с нарушением требований законодательства.

Например:

  1. Заставили уволиться человека по собственному желанию, хотя он не хотели.
  2. Не потребовали объяснительную записку, если договор расторгнут по инициативе работодателя за виновные действия сотрудника (81 ТК РФ).
  3. Нарушены сроки предупреждения об увольнении по сокращению штата или ликвидации предприятия (два месяца).
  4. Не соблюдено преимущественное право на оставление в должности при сокращении.
  5. Не было оснований для расторжения договора. Например, если уволили за прогул, который сотрудник не совершал.

Причин может быть много, а последствия обычно одни и те же. Если бывший работник пожалуется в трудовую инспекцию и инспектор установит нарушение, могут оштрафовать по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ. Для ДЛ сумма штрафа – до 5 000 руб.

Незаконно уволенный работник может обратиться в суд и потребовать восстановление в должности, взыскание среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

Уклонение от оформления трудового договора

Прием на работу оформляется трудовым договором. Необоснованный отказ в заключении договора запрещен (64 ТК РФ). Этого достаточно, чтобы все оформить надлежащим образом, тем более договор считается заключенным с момента фактического допущения к работе.

Тем не менее, за безосновательный отказ в заключении договора могут привлечь к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ. Например, если вы обещаете сотруднику все оформить «когда-нибудь потом» или попросту игнорируете его просьбы.

Если вы должностное лицо, могут оштрафовать на сумму до 20 тыс. Для ИП штраф – до 10 000. Меньше всего повезло юридическим лицам: для них сумма может достигать 100 000.

Невыплата зарплаты

Для любителей нарушать сроки выплаты зарплаты или выплачивать ее не в полном объеме тоже есть статья – ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ. Но при условии, что зарплата не выплачиваете полностью или частично не более трех месяцев, иначе наступает уже уголовная ответственность по ст. 145.1 КоАП РФ.

Если вы не платите зарплату до трех месяцев, инспектор вправе оштрафовать на сумму до 20 000 (для должностных лиц). Для ИП штраф ниже – до 5 000. Организацию могут «наказать» на 50 000.

Нарушение требований охраны труда

За нарушение требований законодательства об охране труда могут привлечь по ст. 5.27.1 КоАП РФ. ДЛ или ИП оштрафуют на сумму до 5 000, организацию – до 80 тыс.

Вот несколько ситуаций, когда это возможно:

  1. Нет инструкций по охране труда, хотя они должны быть.
  2. Не выполняются программы обучения работников по охране труда.
  3. Не соблюдаются правила и инструкции.

Есть и другие нарушения, за которые предусмотрены отдельные санкции:

ПравонарушениеЧто грозит должностному лицу
Непроведение или ненадлежащее проведение специальной оценки условий трудаПредупреждение или штраф до 10 тыс.
Допуск необученного сотрудника к работе, если обучение обязательно по закону, равно как и допуск работника без медицинской книжки, когда она нужнаШтраф до 25 000
Необеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, когда они обязательны (например, при работе во вредных и/или опасных условиях)Штраф до 30 тыс.
Повторное совершение вышеперечисленных нарушений лицом, подвергнутым административному наказаниюШтраф до 40 000 или дисквалификация на срок до трех лет

Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания постановления о привлечении к ответственности.

Необоснованный отказ в заключении коллективного договора

Если в ходе переговоров сотрудникам удалось с вами утвердить окончательную редакцию коллективного договора, а потом вы внезапно и немотивированно отказались его подписывать, вас могут оштрафовать на сумму до 5 000 руб. Но при условии, что вы выступаете в качестве работодателя. Форма деятельности предприятия значения не имеет.

Увольнение сотрудников в связи с забастовкой или коллективным спором

Во время забастовки сотрудник может сам подать заявление об уходе, и вы должны его уволить. С отработкой или без, решать вам. Если расторжение договора не связано с выходом на пенсию или другими уважительными обстоятельствами, можно обязать его отрабатывать еще две недели.

Другое дело – увольнение по мотивам забастовки или коллективного спора. Сразу скажу – это незаконно по нескольким причинам:

  1. Участие работника в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины. На этот период за ним сохраняется рабочее место (414 ТК РФ).
  2. Расторгнуть договор можно лишь в случае, если суд признал забастовку незаконной, и решение вступило в силу. Но при условии, что работник не выполняет требования решения и продолжает «бастовать» (ч.6 ст. 413 ТК РФ).

Если вы все же уволили сотрудника и он пожаловался в трудовую инспекцию, после проверки вам светит штраф до 5 000 (5.34 КоАП РФ).

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Виды преступлений

Должностные лица наделяются многочисленными полномочиями и возможностями, которыми они нередко злоупотребляют в личных корыстных целях. Такие действия являются серьезным правонарушением. Существует несколько видов должностных преступлений. О них мы поговорим немного позже, рассмотрев особенности каждой категории противоправных деяний.

Преступления должностных лиц обязательно подлежат тщательному расследованию. Наказание назначается исключительно судом, для чего изучаются все обстоятельства конкретного дела. При этом применяться могут разные статьи УК, для чего выявляются конкретные действия, совершенные гражданами.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • ОВД;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном — высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Ложные показания

Регулируется такое преступление ст. 307 УК. Сюда входят ситуации:

  • дача заведомо ложных показаний по разным делам;
  • неверное экспертное заключение, причем недостоверная информация вносится специалистом намеренно, так как таким способом он может получить определенную выгоду для себя;
  • неправильный перевод с какого-либо иностранного языка.

Наиболее часто такие ситуации возникают, когда при рассмотрении какого-либо дела приходится прибегать к помощи экспертов. Они могут давать заведомо ложные заключения, чтобы обеспечить возможность преступнику уйти от ответственности. Дополнительно сюда входит неправильная оценка разных фактов, что приводит к соответствующим выводам.

Такие действия специалистов совершаются ими умышленно. Они реализуются людьми, обладающими определенными уникальными знаниями и опытом в разных уникальных сферах, к которым относится медицина, техника или наука. Обычно такие знания требуются при дознании, ведении предварительного следствия или при разбирательствах в суде.

Часто такие преступления совершаются медицинскими экспертами, которые проводят экспертизы на основании постановления суда или других государственных органов. Эксперт должен быть представлен опытным врачом, обладающим соответствующим образованием и специальной подготовкой. Он должен работать штатным судебным медицинским экспертом. Если отсутствует в штате нужный специалист, то допускается привлечение врача подходящей специальности. Он принимает участие в экспертизе на основании имеющегося профиля. Он называется в официальных документах врачом-экспертом.

Эксперт перед проведением экспертизы или при участии в предварительном следствии и на заседании суда, заранее предупреждается, что он наделяется ответственностью за дачу ложных показаний на основании ст. 307 УК.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]