Последнее обновление — Март 2021
Довольно часто встречается два типа людей. Одни считают, что все возможно решить за деньги или другие материальные блага. Другие готовы «помочь» в любых вопросах за вознаграждение даже если для этого придется преступить закон, нарушить данные при поступлении на службу и работу клятвы и присяги, обещания выполнять свой долг честно, работать на благо общества и государства. Первым, возможно, придется отвечать за дачу, а вторым – за получение взятки.
За период январь-сентябрь 2021 года правоохранителями зарегистрировано 1 490,9 тыс. преступлений, 0,7% из них – факты, связанные со взяточничеством (10 179). Из этого внушительного количества 2 974 – это получение взятки. Их число возросло на 8,9%.
За это преступление ответственность установлена сразу двумя нормами УК РФ – ст. 290 «Получение взятки» и 291.2 «Мелкое взяточничество». Составы этих преступлений фактически одинаковы, разница – в сумме взятки: по ст. 291.2 наказывается получение взятки до 10 тыс. руб., по ст. 290 – более этой суммы. Административной ответственности за это деяние не существует.
Определение взятки
Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК. Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями. Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.
Все люди должны знать, что считается взяткой, так как при ее выявлении должен обнаруживаться корыстный умысел. Взяткой считается процедура передачи денежных средств или каких-либо ценных предметов другому лицу. За эти ценности взяткополучатель совершает определенные действия, приносящие выгоду взяткодателю.
Чтобы такие действия были признаны преступлением, денежные средства должны передаваться только должностным лицам, которые работают в государственных или муниципальных организациях.
Взятка ст. 290 УК РФ (Часть 1)
Уважаемые коллеги! Полагаю, что многим из Вас в данной статье будет интересно прочитать сложившуюся судебную практику по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК РФ нашего региона и других, позицию ВС РФ.
Чтобы не делать статью громоздкой и Вам было легче читать, я буду доносить Вам информацию частями.
Для начала дам краткое понятие взятки, объекта преступного посягательства, субъекта преступления.
И так, взяточничество является наиболее опасным и распространенным проявлением коррупции. Оно включает в себя три общественно опасных деяния — получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).
Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой им должностью.
Преступления указанной группы отнесены законодателем к главе 30 УК РФ, название которой и определяет объект преступного посягательств.
Объектом данных преступлений является нормальная, т.е. соответствующая законодательству деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ по выполнению стоящих перед ними задач.
Важнейшим условием правильного функционирования этого аппарата управления является осуществление принципа публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности должностных лиц.
Должностное лицо обязано в своей деятельности руководствоваться интересами службы и может получать вознаграждение за свою службу только в установленном законом порядке и ни в коем случае не частным образом от отдельных граждан и организаций, заинтересованных в том или ином действии (бездействии) должностного лица или вообще в определенном направлении деятельности должностного лица.
Субъект данного преступления – специальный — должностное лицо, а также иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.1 Постановления от 09.07.2013г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее по тексту постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013г. № 24) к иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.
Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).
К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.
Перечень лиц, относящихся к должностным, определен законодателем в примечаниик ст. 285 УК РФ.
К ним относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Понятие представителя властизаконодателем дано в примечании к ст. 318 УК РФ и определено как должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», указанный признак – наличие распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости, является обязательным для признания должностного лица представителем власти.
Функции должностных лиц подробно разъяснены в п.п. 3-7 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности (п. 3).
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии) (п. 4).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (п. 5).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций (п. 6).
Из положений п. 6 постановления Пленума также следует, что если лицо назначено на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), то данное обстоятельство не исключает возможность привлечения его к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ.
В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.
Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:
— лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);
— лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части) (п. 7).
Представителями власти суды признавали должностных лиц МВД России, проходивших службу в различных подразделениях указанного ведомства. При этом суды руководствовались положениями Федерального закона РФ «О полиции», в соответствии с которыми сотрудники МВД вправе и обязаны выявлять, пресекать и документировать противоправное поведение, осуществлять уголовное и административное преследование в отношении лиц, причастных к совершению правонарушений, т.е. по признаку наделения сотрудников полиции распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
По этому же признаку, приведенному в примечании к ст. 318 УК РФ, суды признавали представителями власти руководителя территориального отдела — главного государственного инженер-инспектора гостехнадзора (Холмогорский районный суд, дело № 1-72-2011), сотрудника таможни (Ломоносовский районный суд, дело № 1-170-2011), сотрудников УФСИН, проходивших службу в исправительных учреждениях (Котласский городской суд, дело № 1-26-2011, Архангельский областной суд, дело № 2-63-2012), которые были наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находившихся от них в служебной зависимости, в соответствии с целями и задачами указанных государственных органов исполнительной власти.
По некоторым уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 290 УК РФ, суды указывали, на основании каких нормативных актов, должностных инструкций виновные обладают признаками должностного лица.
Вместе с тем, по уголовному делу рассмотренному Плесецким районным судом в отношении сотрудника УФСИН России по Архангельской области орган предварительного расследования в предъявленном обвинении необоснованно указал, что данное лицо относилось не к представителям власти, а выполняло организационно-распорядительные функции.Так, Докучаев Л.Н., являющийся оперативным дежурным дежурной части отдела безопасности федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение 8 УФСИН по Архангельской области», был признан виновным по ч.2 ст.290 УК РФ в том, что за взятку от осужденного в размере 3000 рублей 20 ноября 2010 года незаконно с целью передачи последнему пронес на территорию исправительного учреждения два мобильных телефона и зарядные устройства к ним.
С учетом положений ст. 252 УПК РФ в описательной части приговора суд указал, что Докучаев В.В. являлся должностным лицом, поскольку выполнял организационно-распорядительные функции, в его служебные обязанности входило соблюдение требований законов РФ, нормативных актов, в том числе ФСИН России, регламентирующих условия службы, в частности, на основании должностной инструкции был обязан сообщать обо всех обращениях к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В данном случае Докучаев Л.Н. являлся представителем власти, поскольку согласно ст.13,14, 26 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993г. № 5473-1 (с последующими изменениями и дополнениями), будучи сотрудником исправительного учреждения, был обязан, в частности, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним, требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания, применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения, изымать запрещенные к использованию и хранению осужденными вещи и предметы.
В соответствии с должностной инструкцией в обязанности Докучаева Л.Н. входило руководство дежурной сменой, организация и осуществление комплекса мероприятий по надзору за осужденными, он имел право давать указания сотрудникам всех структурных подразделений по вопросам, касающимся осуществления надзора за осужденными и поддержания установленного порядка, выносить постановления о временном помещении осужденных в безопасное место или штрафной изолятор, принимать решения о досмотре лиц, их вещей и транспортных средств на территории, где установлены режимные требования, давать разрешение на пронос в исключительных случаях вещей, свертков, сумок и тому подобных предметов на территорию колонии и производственные объекты, при условии обязательного их досмотра на контрольно-пропускном пункте; руководить изъятием и водворением (освобождением) нарушителей установленного порядка отбывания наказания в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, принимать решения по изъятию у осужденных запрещенных вещей и т.д.(Плесецкий районный суд, дело №1-67-2011). Должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, был признан заведующий хирургическим отделением государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области Тарабукин А.В., который был наделен правом оформления листков нетрудоспособности, его распоряжения являлись обязательными для среднего и младшего медицинского персонала отделения, которые являлись его подчиненными, т.е. Тарабукин А.В. выполнял организационно-распорядительные функции в государственном учреждении здравоохранения и являлся должностным лицом (Архангельский областной суд, дело № 2-42-2011).
В то же время рядовые врачи наделены отдельными организационно- распорядительными функциями, к которым суды относили полномочия по выдаче листков нетрудоспособности.Так, Октябрьским районным судом была признана виновной в получении взяток и служебном подлоге врач травматолог-ортопед МУЗ «Городская поликлиника № 1» г. Архангельска. При этом суд в приговоре при описании конкретных полномочий по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих юридические (правовые) последствия, указал, что врач травматолог-ортопед в соответствии с п. 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 514 от 01.08.2007 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», имела право выдавать листки нетрудоспособности, предусмотренные п. 1 данного Порядка, нарушила при этом положения п.п. 4, 5 указанного Порядка, обязывающих ее осуществлять выдачу листков нетрудоспособности только при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего, после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы (Октябрьский районный суд, дело №1-25-2011). Аналогичным образом полномочия по выдаче листков нетрудоспособности были отнесены к организационно-распорядительным функциям медицинских работников и по другим делам (Вельский районный суд, дело № 1-117-2011, Архангельский областной суд, дела № 2-59-2012, 2-72-2012). Вместе с тем, если лицо указанной категории получает денежное вознаграждение за совершение действий, не связанных с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, данное обстоятельство исключает возможность квалификации содеянного по ст.290 УК РФ. Так, Пермским областным судом Н. был осужден по п. «б» ч.4 ст.290 УК РФ за то, что незаконно выдавал и фактически подделывал рецепты, по которым выдавались сильнодействующие вещества, получая за каждый рецепт денежные средства в размере 100 рублей.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ переквалифицировала действия Н. на ст. 233 УК РФ, указав, что согласно должностной инструкции врача-педиатра горбольницы осужденный, как рядовой врач-педиатр, не обладал ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными функциями и потому не являлся должностным лицом, и, следовательно, не может рассматриваться субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, т.е. получения взятки.
Он должен нести ответственность по ст. 233 УК РФ за незаконную выдачу и подделку рецептов, дающих право на получение сильнодействующих средств, которые могут быть использованы для изготовления наркотических веществ (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003, №1). Должностными лицами, выполняющими в государственном учреждении как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные функции, были признаны осужденные Сидоров П.И., занимавший должности руководителя, ректора, и.о ректора Архангельского государственной медицинской академии, в 2001 году переименованной в Северный государственный медицинский университет (далее по тексту АГМА, СГМУ), а также Березин А.В., являвшийся сначала заместителем, а затем главным врачом Государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная клиническая больница» (далее по тексту ГУЗ «АОКБ»). Приходя к выводу о том, что подсудимый Сидоров П.И. относится к числу должностных лиц, суд указал, что СГМУ (ранее АГМА), как это видно из Уставов, является государственным учреждением. Сидоров П.И. согласно приказам и копии трудовой книжки в течение 1998 – апреля 2009 годов постоянно руководил этим государственным учреждением в качестве ректора и и.о. ректора, был наделен правами принимать и увольнять сотрудников, давать им обязательные для исполнения указания, утверждать нормативные документы локального характера, в том числе штатное расписание, распоряжаться имуществом, заключать и расторгать договоры, то есть являлся должностным лицом, осуществляющим в государственном учреждении как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные функции (Архангельский областной суд, дело № 2-1-2012). Аналогичное заключение содержится и в приговоре в отношении главного врача ГУЗ «АОКБ» Березина А.В (Архангельский областной суд, дело № 2-37-2012). Согласно приговору Няндомского районного суда осужденный Королев И.Л., являвшийся мастером лесничества, исполняющим обязанности главного специалиста-эксперта Каргопольского участкового лесничества Каргопольского лесничества, с учетом предъявленного обвинения также был признан должностным лицом, осуществлявшим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции. Как видно из приказа руководителя территориального органа Агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области о переводе Королева И.Л. на должность мастера Каргопольского участкового лесничества, он был наделён правом подготовки договоров купли-продажи лесных насаждений, отпуска древесины на корню и приёмки законченных рубок лесных участков, приёмки лесосек по окончании срока рубки с составлением акта приёмки, проверки выполнения договорных обязательств лесопользователями, внесения текущих изменений в материалы лесоустройства и книгу учёта лесного фонда. Приказом руководителя вышеназванного Агентства на него же были возложены обязанности специалиста-эксперта того же лесничества, согласно которым в его обязанности входили подготовка аукционов по продаже права заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и контроля их исполнения; проектирование лесных участков и представление их в лесничество для предоставления в пользование по результатам аукциона или по решению агентства; осуществление контроля за исполнением пользователями лесных участков договорных отношений; внесение текущих изменений в материалы лесоустройства и ведение государственного реестра; непосредственное руководство работой мастеров участкового лесничества; осуществление государственного лесного надзора и контроля, а также контроля и надзора в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира; составление протоколов об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности (Няндомский районный суд, дело № 1-39-2011). Таким образом, осужденный являлся сотрудником Агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области, которое в соответствии с п. 8, 9, 12 «Положения об агентстве лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009г. №199-пп (с последующими изменениями и дополнениями), осуществляло, в частности, государственный контроль и надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов на лесных участках, находящихся в собственности Архангельской области, государственный пожарный надзор в данной сфере деятельности, а также государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, рассмотрение в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях, осуществление иных связанных с этим полномочий в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
В этой связи указанное должностное лицо выполняло контролирующие функции, было наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, обладало правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями, в его обязанности входило привлечение лиц к административной ответственности. В результате данное должностное лицо следовало отнести к представителям власти.
Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013г. № 24). Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала несостоятельными доводы кассационного представления государственного обвинителя о том, что заведующая общежитием Д. является субъектом преступления.
По делу было установлено, что Д. (заведующая общежитием) выполняла роль пособника в получении взяток Л. (глава администрации городского поселения) и действовала в его интересах, получая вознаграждение из полученных сумм.
Органами следствия Д. была признана должностным лицом в связи с тем, что заведующий общежитиями в силу должностной инструкции «контролирует работу обслуживающего персонала общежития, осуществляет вселение прибывших в общежитие, следит за своевременностью и правильностью регистрации вселившихся и выписки выбывших из общежития граждан».
Однако органы следствия не установили и не указали в обвинении Д., что эти ее функции влекли за собой какие-либо правовые последствия для граждан. Не добыто таких данных и в ходе судебного следствия.
Согласно трудовому договору и должностной инструкции заведующий общежитием муниципального унитарного предприятия ЖКХ относится к категории технических исполнителей на определенном участке работы и подчиняется директору предприятия и начальнику ЖЭУ.
По существу в обвинении Д. были изложены технические функции, которые она осуществляла, а не функции должностного лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса РФ, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.
Суд обоснованно не признал Д. субъектом должностного преступления в смысле п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ и квалифицировал ее действия по ч. 5 ст. 33 и ч. 3 ст. 290 УК РФ. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 1 кв.2009, определение N 87-О08-17). Время передачи взятки — до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего на квалификацию содеянного не влияет. Также не имеет значения и то, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки (п. 8 Постановления Пленума от 09.07.2013г. № 24).
В этой связи увольнение должностного лица (лица, получающего коммерческий подкуп) после совершения действий в интересах взяткодателя (лица, передающего незаконное вознаграждение) и получение этим лицом взятки (коммерческого подкупа) уже после увольнения со службы не препятствует привлечению указанного лица к уголовной ответственной по соответствующим частям ст.ст. 290 и 204 УК РФ. Так, Труфанов П.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 04.05.2011г. № 97-ФЗ), т.е. за получение должностным лицом взятки за незаконные действия. Он, являясь оперативным уполномоченным отдела по борьбе с экономическими преступлениями на потребительском рынке, финансово-кредитной сфере и сфере оборота водных биологических ресурсов оперативно-розыскной части криминальной линии БЭП при УВД Архангельской области, при проведении проверки финансовых операций с участием индивидуального предпринимателя Воронина И.С. по поступившей информации из Росфинансмониторинга решил лично получить от Воронина И.С. взятку в виде денег в значительном размере за совершение незаконных действий в интересах последнего, а именно за незаконное прекращение проводимой им проверки без проведения всех требуемых мероприятий по выявлению возможных преступлений экономической направленности в действиях Воронина И.С. В ходе личных встреч с последним в период с 11 июня по 14 июля 2011 года он договорился с ним, что за взятку уничтожит поступившую информацию.
В этой связи в период с 14 по 23 июля 2011 года вынес поступивший документ из своего служебного кабинета и стал скрывать его по месту своего жительства. 23 июля 2011 года он сообщил Воронину И.С. об уничтожении документа и прекращении проверки, потребовав вознаграждение за совершение указанных незаконных действий.
В период с 26 по 9 августа 2011 года осужденный согласовал с Ворониным И.С. размер взятки в сумме 80000 рублей и 10 августа 2011 года, уже будучи уволенным со службы, скрыв данное обстоятельство от предпринимателя, получил от последнего за совершение вышеуказанных незаконных действий часть взятки в размере 50000 рублей, после чего был задержан сотрудниками правоохранительных органов.
Суд отверг доводы стороны защиты о том, что Труфанов П.В. не является субъектом преступления в связи с увольнением со службы 5 августа 2011 года, поскольку договоренность о передаче взятки была достигнута, а незаконные действия по службе были совершены, когда он еще являлся должностным лицом. Время передачи взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (Архангельский областной суд, дело № 2-34-2012). Продолжение следует…
Какие действия выполняются взяткополучателем?
Взятка должностному лицу является серьезным преступлением. За полученные деньги взяткополучатель может совершить разные действия. К ним относится:
- предоставление помощи при необходимости решить какую-либо сложную задачу;
- быстрое продвижение по карьерной лестнице;
- предоставление возможности превышать полномочия;
- избавление от ответственности за превышение должностных полномочий;
- оказание иной помощи.
При выявлении такого преступления нарушитель привлекается к ответственности. При выявлении действительно серьезных последствий такого нарушения может применяться лишение свободы на срок до 15 лет.
Понятие получения взятки
Взяткой применительно к уголовному праву называют незаконное вознаграждение, получаемое должностными лицами за различные действия, бездействие, сопряженные с осуществлением ими полномочий по службе. Это всегда материальная выгода для ее получателя, имеющая денежное выражение.
Таким образом, для ответственности по УК вознаграждение должно быть:
- незаконным;
- получено человеком, отвечающим указанным в законе признакам;
- получено за действия или бездействия, относящиеся к полномочиям взяточника, или, исходя из занимаемого поста, он мог их совершить либо им поспособствовать.
Подробно: Что грозит за дачу взятки должностному лицу?
Виды взяток
По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:
- явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;
- завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств, поэтому может просто снижаться ставка процента или продаваться товары с существенной скидкой.
Наиболее сложной в выявлении считается завуалированная взятка. С ее помощью легко маскируются преступные действия. Благодаря ей преступники довольно успешно скрывают факт передачи денег или разных ценностей.
Взятка-подкуп заключается в том, что деньги передаются должностному лицу до непосредственного совершения им какого-либо действия. Взятка-вознаграждение выдается только после того, как получатель ценностей выполнит заранее оговоренные действия.
Виды завуалированных взяток
Такие взятки обычно представлены в следующих разновидностях:
- продажа товаров или антиквариата по заниженной стоимости;
- перевод денежных средств компании за фактически неоказанные услуги;
- снижение арендной платы за помещение или оборудование;
- фальсификация результатов розыгрышей или лотерей;
- прощение долга, обладающего крупным размером;
- оплата дорогостоящего лечения родственника получателя взятки;
- предоставление фиктивного страхового полиса;
- передача информации, позволяющей получить доступ к банковской карте или электронному кошельку.
Представители правоохранительных органов сталкиваются с тем, что выявить завуалированную взятку достаточно сложно.
Виды взяток по размеру
По размерам взятка должностному лицу может быть представлена в следующих видах:
- значительный размер, превышающий 25 тыс. руб.;
- крупный размер, начинающийся от 250 тыс. руб.;
- особо крупный, когда передается сумма от 1 млн руб.
В каждой ситуации наказание назначается судом. Для этого оцениваются все обстоятельства конкретного дела. Какая сумма считается взяткой? В УК отсутствует информация о том, при каком размере денежной суммы может заводиться уголовное дело. Решение о возбуждении уголовного дела принимается судьей. Обычно не рассматриваются такие дела в рамках УК при передаче суммы меньше 3 тыс. руб.
Если же передается материальная ценность, то учитываются положения ст. 575 ГК. Здесь указывается, что если передается какой-либо предмет, стоимость которого меньше 3 тыс. руб., то он может являться подарком. Какой подарок не считается взяткой? Невозможно возбудить уголовное дело, если цена такого подарка меньше 3 тыс. руб. В остальных ситуациях оба участника процесса могут привлекаться к уголовной ответственности.
Провокации правоохранителей
Уголовный кодекс не устанавливает конкретной ответственности за действия правоохранителей, провоцирующие должностное лицо принять взятку.
Эти действия совершаются в нарушение правил и порядка реализации оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), нацеленных на установление и закрепление фактов преступного поведения, четко прописанных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».
Это передача взятки по согласию должностного лица, когда оно было достигнуто как результат склонения его к получению «мзды» в ситуации, которая говорит о том, что если бы не вмешались сотрудники органов, умысел совершить это деяние не возник бы, и его никто бы не совершил.
Эти условия исключают уголовную ответственность в связи с тем, что в действиях «взяточника» нет состава преступления.
Такая практика наших судов сформировалась, в том числе, с учетом мнения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривавшего жалобы граждан РФ на необоснованное, противоречащее нормам права привлечение к уголовной ответственности, когда одним из основных доказательств вины являлись именно результаты ОРМ, как и по абсолютному большинству подобных уголовных дел.
Интересен в этом плане ряд решений ЕСПЧ, в частности по делу «Носко и Нефедов против РФ» от 30.10.2014.
Ответственность за дачу взятки
Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:
- простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
- передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
- крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
- получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.
Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.
Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.
Наказание для взяткополучателя
Ответственность за получение так называемой «взятки за законные действия» в размере от 10 тыс. рублей, то есть на что взяткополучатель по службе имеет полномочия, предусмотрена ч. 1 ст. 290. Она бывает в виде:
- Штрафа в размере:
- до 1 млн. руб.;
- 10-50-кратной взятки.
- Исправительных работ от года до двух.
- До 5 лет принудительных работ.
- Заключения до 3 лет.
Кара за полученную «взятку за законные действия» в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) последует в соответствии с ч. 2 анализируемой статьи. Это могут быть:
- Штраф:
- 200 тыс. – 1 млн. руб.;
- доход за 0,5-2 года;
- 30-60-кратной взятки.
- До 6 лет лишения свободы.
Получение взятки за незаконные действия (бездействие) наказуемо по ч. 3 статьи. Например, прекращение уголовного дела в отсутствие оснований, укрытие преступления, возвращение прав до истечения срока лишения и пр. За это могут последовать:
- Штраф:
- 0,5-2 млн. руб.;
- доход за период 0,5 – 2 года;
- 40-70-кратная взятка.
- Лишение свободы 3-8 лет.
Четвертой ч. ст. 290 установлена значительно более строгая ответственность за деяния по частям 1-3, совершенные людьми, замещающими:
- государственную должность РФ, учрежденную Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (должности Правительства, Федерального Собрания, Государственной Думы, министры, Уполномоченные, некоторые судьи и др.);
- государственную должность субъекта РФ, учрежденную конституциями, уставами этих регионов для реализации полномочий госорганов (заместители глав, председатели, законодательных органов, избирательной комиссии, их заместители и прочие);
- должность главы органа местного самоуправления.
За это деяние им могут угрожать:
- Штраф:
- 1-3 млн. руб.;
- доход за 1-3 г.;
- 60-80-кратная сумма полученной взятки.
- Лишение свободы 5-10 лет.
Еще 1 блок усугубляющих наказание обстоятельств представлен ч. 5 ст. 290. Это совершение преступления, предусмотренного частями 1,3 и 4:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);
- с вымогательством взятки (п. «б»);
- в крупном размере свыше 150 тыс. руб. (п. «в»).
Полезно: Что делать если вымогают взятку?
За это преступление может последовать:
- Штраф:
- 2-4 млн. руб.;
- доходы за 2-4 года;
- 70-90-кратная сумма взятки.
- 7-12 лет лишения свободы.
Наиболее суровое наказание грозит по ч. 6 ст. 290 за деяния по частям 1, 3, 4 и пунктам «а», «б» ч. 5 за получение предусмотренной ими взятки в особо крупном размере (больше млн. руб.):
- Штраф:
- 3-5 млн. руб.;
- доходы за 3-5 лет;
- 80-100-кратная сумма взятки.
- Тюремное заключение 8-15 лет.
Дополнительное наказание
Дополнительное наказание назначается на усмотрение суда:
- По первой части статьи лишение права занимать должности применяется со всеми предусмотренными ей видами наказания, кроме лишения свободы, с которым может назначаться только штраф.
- По всем остальным частям статьи лишение права занимать должности применяется со всеми видами основного наказания, а с лишением свободы может назначаться еще штраф.
Часть статьи 290 | Лишение права занимать должности и заниматься деятельностью, определенными в приговоре (лет) | Штраф, кратный сумме взятки (взятка, умноженная на) |
1 | до 3 | 10-20 |
2 | до 3 | 30 |
3 | до 5 | 40 |
4 | до 7 | 50 |
5 | до 10 | 60 |
6 | до 15 | 70 |
С лишением свободы могут применяться сразу оба вида доп. наказания. С учетом всех обстоятельств и личности виновного суд может вовсе не назначить никакого дополнительного наказания.
Степень тяжести и давность
Преступления по ст. 290 УК РФ относятся к разным категориям тяжести и, соответственно, имеют различный срок давности привлечения за них к уголовной ответственности, исчисляемый с даты совершения преступления.
Часть ст. 290 УК РФ | Категория тяжести преступления | Срок давности |
1 | Небольшая | 2 года |
2 | Тяжкая | 6 лет |
3 | Тяжкая | 6 лет |
4 | Тяжкая | 6 лет |
5 | Особо тяжкая | 15 лет |
6 | Особо тяжкая | 15 лет |
По истечению этих сроков взяткополучатель наказания за содеянное не понесет, если их течение в предусмотренных законом случаях не приостанавливалось.
Ответственность для государственных или муниципальных служащих
Статья 290 УК РФ содержит сведения о том, какие меры наказания могут применяться к должностным лицам, работающим в государственных или муниципальных организациях, а также берущим взятки от граждан или представителей компаний. Денежные средства могут передаваться лично в руки или через других людей.
Для таких взяткополучателей предусматриваются более жесткие меры ответственности. Они приводятся в статье 290 УК РФ. За особо крупную взятку должностные лица уплачивают штраф до 100 тыс. руб., а также срок лишения свободы для них может составлять 15 лет. Они теряют право занимать такие должности на 15 лет.
Статья 290. Получение взятки
Статья 290. Получение взятки
[Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел X] [Глава 30]
. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трёх до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трёх миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до семи лет или без такового.
. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
- а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- б) с вымогательством взятки;
- в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырёх миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от трёх миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от её имени.
Какие учитываются отягчающие обстоятельства
Все люди, занимающие какие-либо руководящие должности в разных компаниях или государственных учреждениях, должны знать о том, что считается взяткой, а также какое максимально наказание может быть назначено судом. Судья должен оценить все обстоятельства конкретного дела, чтобы назначить наиболее оптимальное наказание. К отягчающим обстоятельствам относится:
- получение денежных средств не одним должностным лицом, а несколькими лицами;
- получатель денег вымогал средства;
- передаваемая сумма больше 1 млн руб.;
- должностное лицо занимает руководящую должность в администрации какого-либо региона.
Считается ли взяткой благодарность врачу? Если она представлена денежной суммой, то это является взяткой. Если передается какая-либо материальная ценность, стоимость которой не превышает 3 тыс. руб., то такая благодарность рассматривается в качестве подарка.
Дополнительно могут иметься смягчающие обстоятельства. Они позволяют немного снизить меру ответственности за такое преступление. Сюда относится помощь в расследовании или добровольное возмещение нанесенного ущерба.
Как поступить при вымогательстве взятки?
По УК РФ, взятка является действительно значительным преступлением. Нарушителями являются как люди, дающие денежные средства должностным лицам, так и получатели денег. Если человек или представитель компании сталкивается с тем, что у него вымогает средства какой-либо человек, занимающий высокую должность в государственном учреждении, то он должен подготовить первоначально доказательства. Для этого используются аудиозаписи или видеозаписи.
Для привлечения преступника к ответственности следует написать заявление в полицию, ФСБ или прокуратуру. Дальнейшие указания будут получены от сотрудников МВД.