Наказание за дачу и получение взятки предлагают смягчить


Что понимают под посредничеством во взяточничестве?

Под посредничеством во взяточничестве понимают деяние, направленное на достижение договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, а также передача нелегального вознаграждения.

Виды посредничества во взяточничестве

Посредник участвует как в получении, так и в передаче взятки. Содействие взяткодателю и взяткополучателю может выражаться в различных действиях.

В судебном практике выделяется несколько видов посредничества:

  • передача вознаграждения в виде денег или имущества;
  • обещание дать взятку лицу, на которое укажет взяткодатель;
  • советы по поводу того, с кем можно решить проблему с помощью взятки;
  • сводничество владельца бизнеса с должностным лицом для передачи взятки;
  • согласование условий передачи нелегального вознаграждения;
  • поиск лиц, выступающих в качестве взяткодателя и взяткополучателя.

Если передача-получение нелегального вознаграждения не состоялась, то деяние посредника расценивается как покушение на возможное посредничество.

За какие правонарушения наступает ответственность по статье 291.1 УК РФ

Статьей 291.1 УК РФ предусмотрено несколько составов преступления. В зависимости от степени тяжести выделяют посредничество по даче-получению вознаграждения:

  • в значительной сумме от 25 000 руб.;
  • в крупной сумме от 150 000 руб.;
  • в особо крупной сумме от 1 000 000 руб.;
  • для совершения нелегальных действий;
  • совершенное преступной группой или по предварительной договоренности.

На практике случается, что посредник получает от взяткодателя какую-то ценность в качестве взятки, заведомо не намереваясь передать ее взяткополучателю. Присвоение предмета взятки в пользу посредника представляет собой мнимое посредничество. Деяние квалифицируется как мошенничество.

Если вас обвиняют в посредничестве, однако вы не знали о том, что передаваемая вещь или деньги – это взятка, то ответственность вам не грозит. Для освобождения от наказания воспользуйтесь помощью наших адвокатов. Мы специализируемся на защите клиентов от уголовного преследования за взяточничество.

Наказание за дачу и получение взятки предлагают смягчить

30 января в Госдуму внесен законопроект № 376666-7, которым предлагается смягчить наказание за преступления коррупционной направленности и мошенничество в сфере компьютерной информации (предусмотренные ст. 159.6, 169, 170.1, 204, 204.1, 204.2, 290, 291, 291.1, 291.2, 292 и 304 УК РФ). Авторы поправок считают возможным исключить из них назначение таких видов наказаний, как арест, ограничение и лишение свободы, заменив их принудительными работами.

Как указано в пояснительной записке, принятие закона будет способствовать «снижению численности осужденных за указанные преступления, находящихся в местах лишения свободы и под арестом, восстановлению социальной справедливости в глазах общества, а также окажет положительное влияние с точки зрения воспитательной функции и профилактики правонарушений».

Другими целями законопроекта являются сокращение расходов бюджета на содержание заключенных и увеличение доходов за счет удержания части заработной платы осужденных к принудительным работам в доход государства. Авторы поправок поясняют, что за последние 10 лет расходы на уголовно-исполнительную систему выросли почти на 66%, при этом численность заключенных сократилась почти на треть: в 2008 г. годовое содержание одного заключенного обходилось в 149 тыс. руб., а на 2021 г. – 363,4 тыс. руб. Подчеркивается, что в случае принятия законопроекта высвобождаемые средства могут быть направлены на усиление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Как отметил адвокат Ленинградской областной коллегии адвокатов Дмитрий Салыкин, предлагаемые в УК РФ изменения, безусловно, должны достичь заявленных целей в части снижения численности осужденных за названные преступления, содержащихся в местах лишения свободы (особенно за взяточничество), а также в части поступления дополнительных доходов в бюджет за счет удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и налагаемых наказаний в виде крупных штрафов.

«Но наиболее значимый эффект предлагаемые законопроектом изменения, безусловно, произведут в правоприменительной практике и исключительно положительно скажутся на объеме и качестве доказательственной базы по уголовным делам рассматриваемых категорий: следователи и оперативные сотрудники лишатся действенного рычага получения нужных им показаний – применения меры пресечения, связанной с изоляцией от общества», – считает адвокат.

Эксперт пояснил, что, по смыслу закона, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 108 УПК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу не может применяться в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, наказание за которое не предусматривает лишения свободы. «Таким образом, правоохранители лишатся возможности заниматься привычным им шантажом и угрожать заключением под стражу в обмен на “нужные” и признательные показания. Преследуемые лица получат реальную возможность безбоязненно защищаться законными способами, а не оговаривать себя и других лиц под страхом оказаться за решеткой. В этом смысле предлагаемые ко внесению поправки в Уголовный кодекс будут иметь еще больший эффект, чем принятая ранее ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ о невозможности применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в преступлениях экономической направленности, совершенных в сфере предпринимательства, а в свете сказанного – удачно между собой гармонировать, обеспечивая возможность более эффективной реализации прав на защиту», – заключил Дмитрий Салыкин.

В то же время управляющий партнер юридической фирмы LDD Заур Алескеров считает, что предложения по исключению наказания в виде лишения свободы возможно и приведут к снижению расходов бюджета по содержанию заключенных, но повлекут за собой увеличение числа преступлений, связанных со взятками, коммерческим подкупом и т.д.

Также он отметил, что не совсем понятна логика авторов поправок: «Чем отличается мошенничество в сфере компьютерной информации от простого мошенничества? И там, и тут – умысел на причинение имущественного вреда. Аналогичная ситуация и с сутью ст. 304 и ст. 163 УК РФ».

Эксперт согласился с тем, что, действительно, можно исключить лишение свободы за незначительные по характеру преступления (ст. 204.2 и 2912. УК РФ), но общая тенденция, предусмотренная в нормах Уголовного кодекса, должна быть сохранена. Также он заметил, что законопроектом не учитывается то обстоятельство, что крупные взяточники могут легко возместить любой штраф.

«Одни из основных причин необычайного распространения коррупции сегодня в России – это низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни. Положения законопроекта носят отрывочный, субъективный характер, полностью игнорируя системный анализ механизма возникновения коррупциогенности и степень противоправного деяния», – констатировал Заур Алескеров.

Какое наказание предусмотрено по статье 291.1 УК РФ?

За посредничество во взяточничестве предусмотрены различные меры воздействия. Подсудимый подвергается следующим наказаниям:

  • платит штраф в размере до 3 000 000 руб.;
  • отбывает тюремное заключение в течение максимального срока – 7 лет.

Штраф может выплачиваться в виде заработной платы за определенный период или в размере, кратном сумме нелегального вознаграждения. Одновременно осужденный лишается должности или права заниматься конкретным видом деятельности.

Обвиняемый может снять с себя уголовную ответственность, если будет участвовать в раскрытии преступления, поможет пресечь деяние или добровольно сообщит о его совершении.

Ответственность за дачу взятки

Ответственность за дачу взятки

Дача взятки запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1:Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2:Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3:Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

✔ Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

— Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

— Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

— Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

Можно ли избежать ответственности

Если человек добровольно обращается в правоохранительные органы, передавая информацию о планируемой сделке, то он может рассчитывать на освобождение от ответственности или смягчение наказания. Кстати, если вас спровоцировали на дачу взятки, то в таком случае нельзя говорить о привлечении к уголовной ответственности. При таких ситуациях, если вы сотрудничаете с органами дознания, ФСБ — вся ответственности ложиться на получателя взятки, а вы — остаетесь свидетелем. Но, мы всегда осторожно подходим к “сделкам со следствием”, потому как в таком процессе много нюансов, главный из которых — фактическое признание своей вины, что не всегда уместно и допустимо.

Вариантов избежания ответственности на самом деле много, это и грамотные показания всех участников дела, это и отсутствие доказательств в виде переписки, видео или аудио записей, распечаток прослушки телефона и прочее. Важно — выбрать правильную, наиболее выгодную для вас позицию и ее придерживаться. Мы не рекомендуем кардинально менять показания в процессе дела, судом это воспринимается негативно, поэтому — с позицией по делу лучше определиться в самом начале, после ее разработки с адвокатом, специалистом по делам о взятках.

Как видите, наказания за взятки достаточно суровые. Поэтому прежде чем совершать какие-то подобные действия по даче или получению взятки, нужно объективно оценить ситуацию и отказаться от подобных действий.

Внимание! Если в любом случае лучше обратиться к квалифицированным адвокатам по взяткам, которые смогут ответить на ваши вопросы и решить проблему

Штраф или ограничение свободы за взяточничество

Степень наказания полностью основана на сумме, переданной чиновнику.

Форма и размер наказаний классифицируются так:

  1. При взятке до 10 000 рублей может быть вынесено наказание в виде лишения свободы или частичной изоляции на срок от 1 года до двух лет, или может быть выписан штраф. Размер штрафа может быть до 200 000 рублей, он определяется судом индивидуально и может составить сумму в размере трехмесячной зарплаты обвиняемого.
  2. При взятке, превышающей сумму 25 000 рублей может быть применен штраф от 200 000 рублей до 1 500 000 рублей или наказание в виде полного лишения свободы на срок до шести лет. А также, судом может быть вынесено дополнительное наказание в виде запрета на работу в качестве государственного служащего на срок до трех лет.
  3. При даче взятки в крупном размере, наказания тоже являются «крупными». Штраф может быть выписан в размере от двух до четырех миллионов рублей или обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания может быть вынесено решение о запрете на работу на любых должностях на срок до 10 лет.
  4. При взятке более 1 000 000 рублей штраф составит размер от 3 до 5 миллионов рублей или полное лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях на срок до пятнадцати лет.

Важная информация! Вышеперечисленные наказания могут быть вынесены в том случае, если человек ранее был не судим. Если обвиняемый ранее был осужден за подобное преступление, решение по наказанию будет более суровым.

Когда дача взятки — оконченное преступление

Принято считать дачу взятки оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их должностному лицу или зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет). При этом не имеет значения, получил ли взяткополучатель реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

Как оконченное преступление должны также квалифицироваться указанные выше действия, совершенные в условиях проведения ОРМ, вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.

В тех случаях, когда предметом взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя и т. п.).

Если должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, непосредственно направленные на ее передачу, подлежат квалификации, в зависимости от размера взятки, как покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 или ст. 291.1 УК.

Само по себе обещание или предложение должностному лицу передать незаконное вознаграждение за совершение им действий (бездействия) по службе, которое по не зависящим от виновного обстоятельствам не было реализовано, необходимо рассматривать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно части 3–5 ст. 291 УК) в случае, когда сумма озвученного вознаграждения превышает 10 тыс. руб. Если же сумма не превышает указанного размера, содеянное, с учетом положений ч. 2 ст. 30 УК и санкции ст. 291.2 УК, не является уголовно наказуемым.

Таким образом, для квалификации дачи взятки, в том числе «мелкой», как оконченного преступления ключевым условием является установление факта принятия должностным лицом хотя бы части предмета взятки.

Но данный вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. Принятие взятки должностным лицом может выражаться не только в непосредственном физическом получении им предмета взятки (например, должностное лицо берет деньги в руки, кладет их в карман или в сумку, убирает в ящик стола или в «бардачок» в салоне автомобиля), но и в поведении должностного лица, свидетельствующем о принятии взятки, даже при отсутствии его непосредственного физического контакта с предметом взятки. Например, взяткодатель в условиях очевидности для инспектора ГИБДД кладет деньги на сиденье в салоне служебного автомобиля, после чего инспектор, возвратив документы, отпускает его, либо взяткодатель кладет деньги на стол в рабочем кабинете должностного лица, а тот, не беря их в руки, одобрительно высказывается или кивает головой и т. п.

Устанавливая наличие либо отсутствие факта принятия взятки должностным лицом, правоприменителю следует оценивать все обстоятельства в комплексе (разговор между взяткодателем и взяткополучателем, их невербальное общение (жесты, мимика), поведение до передачи взятки, в момент ее передачи и после).

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]