1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, —
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным — сто двадцать тысяч рублей.
- Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
- Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
Комментарий к ст. 258 УК РФ
Объект преступления — отношения по охране и рациональному использованию диких животных. Федеральный закон от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
К таким актам, помимо Закона «О животном мире», прежде всего относятся: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , содержащий общие положения; ЛК РФ (ст. ст. 36, 37), Постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» ; Приказ Минсельхоза России от 24 декабря 1993 г. N 315 «О предоставлении права на охоту» ; правила охоты, содержащиеся в законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2991.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1994. N 5; 1998. N 18; 1999. N 10.
Предмет преступления составляют дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения.
Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» ), а отстрел или иное умерщвление таких зверей и птиц — как умышленное уничтожение чужого имущества (см. комментарий к ст. ст. 167, 168 УК РФ).
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.
Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Охота с нарушением установленных правил признается незаконной и влечет уголовную или административную ответственность.
С объективной стороны преступную незаконную охоту в смысле комментируемой статьи образует только нарушение правил охоты при наличии в действиях виновного хотя бы одного из признаков состава, указанных в этой статье.
Признаками незаконной охоты является охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, или в запрещенные сроки, или запрещенными орудиями и способами.
Право на охоту регулируется ст. ст. 36 — 37 ЛК РФ и вышеуказанным Приказом Минсельхоза России «О предоставлении права на охоту».
Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» и ЛК РФ. Лесные участки для ведения охотничьего хозяйства предоставляются в пользование на основании договоров аренды. При этом правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ (ст. 36 ЛК РФ). Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства представляет собой вид предпринимательской деятельности. Граждане могут осуществлять любительскую и спортивную охоту в лесах в соответствии со ст. 11 ЛК РФ без предоставления лесных участков в пользование (ст. 37 ЛК РФ) с ограничениями, установленными ст. 27 ЛК РФ.
Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользование животным миром в виде платы за лицензию, отчислений от членских взносов в общества охотников и др.
Охотой без надлежащего разрешения признается: охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; охота лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований; безлицензионная охота; охота без договора с заготовительными и охотничье-промысловыми хозяйствующими субъектами на сдачу мяса и пушнины. Добыча зверя или птицы сверх установленной в правилах охоты, договоре или лицензии нормы либо не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, также считается охотой без разрешения.
Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их численности, статуса, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 (в ред. от 30 июля 1998 г.) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 120; N 49. Ст. 5598; 1998. N 32. Ст. 3904.
Не относятся к объектам охоты животные, хотя и указанные в данном Перечне, но занесенные в Красную книгу РФ.
Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу РФ (в научных целях, для разведения, восстановления численности и т.д.), регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (с послед. изм.) . Приказом Госкомэкологии России от 19 декабря 1997 г. N 569 (в ред. от 9 сентября 2004 г.) утверждены Перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 385; 2003. N 17. Ст. 1621.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 5; 2000. N 8; 2004. N 40.
К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами. Перечень и границы запрещенных для охоты мест, а также охотничьих хозяйств с указанием их ведомственной принадлежности дается в приложении к правилам охоты, утверждаемым отдельно для каждого субъекта РФ.
Охота в запрещенные сроки — это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи определенных видов птиц и зверей.
Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в Постановлении Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» , а также в правилах охоты. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, охота «из-под фар», добывание животных, находящихся в бедственном положении. В зависимости от местных условий эти перечни могут несколько сужаться или расширяться.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3750.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 29.
При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 (см. комментарий к ст. 256 УК РФ). Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя.
Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, сформулирована законодателем как материальный состав. Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по не зависящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба.
Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ. Действующими являются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 25 мая 1999 г. N 399. Таксы предусматривают размер взысканий, исчисляемый в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда на момент совершения преступления. Если ущерб причинен на территории государственного заповедника или заказника, то коэффициенты кратности, указанные в таксах, должны быть увеличены вдвое. За разорение нор ондатры и бобра ущерб исчисляется в трехкратном размере суммы за особь, что следует учитывать при определении крупного ущерба.
Под механическим транспортным средством следует понимать автомашины, мотоциклы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем.
Термин распространяется также на любые тракторы, электрические, строительные и другие самоходные машины, указанные в Правилах дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 с последующими многочисленными изменениями .
———————————
САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; 2003. N 40. Ст. 3891; 2005. N 12. Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179.
К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты.
Понятия применения транспортных средств, а также способов массового уничтожения птиц и зверей аналогичны рассмотренным в комментарии к ст. 256 УК РФ.
Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Перечень таких редких и исчезающих животных дается в правилах охоты. Запрещается также добывание птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ.
О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, см. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156 (в ред. от 14 декабря 2004 г.) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 807; 2003. N 17. Ст. 1621; 2004. N 51. Ст. 5188.
Понятие заповедника, заказника, зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации см. в комментарии к ст. 247 и ст. 262 УК РФ.
Под использованием лицом своего служебного положения понимается использование прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, для занятия незаконной охотой, например работниками органов охотнадзора, руководителями заготовительных организаций, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти.
Незаконная охота, совершенная лицом с использованием служебного положения, дополнительной квалификации по ст. ст. 201, 285 УК РФ не требует, поскольку содеянное охватывается ч. 2 комментируемой статьи.
О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. в комментарии к ст. 35 УК РФ.
Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) считается оконченным с момента начала выслеживания или преследования птиц и зверей независимо от того, были ли они добыты (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14) .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения незаконной охоты и желает этим заниматься. В случае причинения крупного ущерба — желает наступления этого последствия.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Основные понятия
Охотой признается поиск, выслеживание, ловля и умерщвление некоторой живности. Данный промысел регулируется специальными правилами, нарушая которые, человек должен будет понести административную ответственность, согласно КоАПРФ ст 8.37. В ситуациях же когда речь идет о незаконной охоте, правонарушитель несет уже уголовную ответственность.
Незаконная охота (НО) — это охота на запрещенных территориях и (или) с использованием запрещенных орудий и способов (понятие, закрепленное УКРФ).
НО — это экологическое преступление, объектом которого являются отношения, образующиеся по поводу охраны и благоразумного использования диких зверей, а предметом правонарушения выступают животные, обитающие в естественной природной среде.
Судебная практика по статье 258 УК РФ
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2019 N 48-АПУ19-8
— 26 июля 2021 года Карталинским городским судом Челябинской области по ч. 2 ст. 258 УК РФ к штрафу в размере 100000 рублей, осужден: — по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ на 17 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок 2 года;
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18.09.2019 N 84П19
осужден по ч. 4 ст. , ч. 2 ст. 258 УК РФ к штрафу в размере 120 000 рублей. От назначенного наказания Щукин Г.К. освобожден на основании п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23.11.2017 N 1-О17-2
Таким образом, к настоящему времени, на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции и вступления приговора в законную силу, истек 6-летний срок давности привлечения их к уголовной ответственности по п. п. «а», «б» ч. 2 ст. 158, а Пирогова М.А — и по «а», «б» ч. 2 ст. 258 УК РФ, в связи с чем они подлежат освобождению от назначенного наказания за данные преступления.
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 N 51-УД20-2-К8
осужден по п. п. «а», «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ к штрафу в размере 100 000 рублей. Приговором разрешена также судьба вещественных доказательств. С осужденного взыскано в возмещение материального ущерба 700 000 рублей в доход бюджета Чарышского района Алтайского края.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41
«3. К лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 256, частью 2 статьи 258 и пунктом «в» части 2 статьи 260 УК РФ, относятся должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ.
НО согласно УКРФ
Согласно Уголовному Кодексу РФ ст. 258, незаконная охота — это действия, совершенные:
- с нанесением крупного ущерба;
- с использованием механического транспорта или воздушного судна, веществ взрывчатого характера, газов или других способов массового убиения птиц и зверей;
- в отношении животных и птиц, охота на которых запрещена полностью;
- на природной территории особо охраняемой (ООПТ), на месте экологического бедствия (МЭБ) или в районе чрезвычайной экологической ситуации (РЧЭС).
Статья 258 УК РФ относится к разделу IX, к правонарушениям против безопасности социума и общественного порядка, 26-й главе «Экологические преступления» данного кодекса. Субъектом рассматриваемого злодеяния может быть лицо вменяемое и достигшее 16-летия.
Определение ущерба
Крупный ущерб в незаконной охоте определяется сотрудниками внутренних дел в момент рассмотрения конкретного уголовного дела. При этом учитываются количество уничтоженного (поврежденного) или добытого, распространенность живности и их отнесение к спец.категориям (допустим, к редким вымирающим видам), а также ценность экологическая, значимость для определенной местности и другие обстоятельства совершенного преступления. Вместе с этим при определении ущерба необходимо учесть нанесенный общий экологический вред.
В связи с поступившей в Госдуму законодательной инициативой в скором времени, возможно, будут внесены изменения в статью 258 (незаконная охота), крупный ущерб будет четко определен, конкретизирован. В законопроекте предложена единая величина ущерба в размере 105 тысяч рублей, при котором будет наступать уголовная ответственность. Вычисляться ущерб будет согласно существующим на сегодняшний день и закрепленным в Постановлении Правительства от 25.05.1994 года номер 515 и иных аналогичных законодательных актах таксам.
Запрещенные способы охоты
Также незаконная охота (ст. 258 УК РФ) — это массовое убиение птиц и зверей, под которым понимаются действия с применением таких запрещенных орудий и способов промысла, которые могли привести или привели к повальной гибели животных. Например, сжигание в местах обитания зверей растительности.
Во время того, как решается вопрос, было ли действие совершено способом массового уничтожения живности, судом должны быть учтены не только незаконный вид оружия или способы добычи, но и обязательно установлено, может ли их использование привести к указанным последствиям. Для данных целей в некоторых случаях целесообразно вовлечь экспертов и специалистов по зондированию свойств таких орудий или способов добычи.
Административная ответственность за нарушение правил рыбалки
Уничтожение или повреждение специальных знаков
, которые определяют границы особо охраняемых объектов, охраняемых зон водных объектов согласно КоАП ст.7.2 ч.2 влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.,
- на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.,
- на юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб.
Рыбалка без разрешения, если «разрешение» обязательно
, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением согласно КоАП ст.7.11 часть 1, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.,
- на должностных лиц от 1 000 до 2 000 руб.,
- на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.
Нарушение правил водопользования при осуществлении рыболовства
согласно КоАП ст.8.14 ч.2 влечет наложение административного штрафа:
- на граждан от 1 500 до 2 000 руб.,
- на должностных лиц от 3 000 до 4 000 руб.,
- на юридических лиц от 30 000 до 40 000 руб.
Уничтожение редких видов животных, растений
(из Красной книги), а равно как и за бездействие, которое может привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений согласно КоАП ст.8.35, влечет наложение административного штрафа с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой:
- на граждан в размере от 2 500 до 5 000 руб.,
- на должностных лиц от 15 000 до 20 000 руб.,
- на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 руб.
Нарушение правил переселения
, акклиматизации или гибридизации объектов водных биоресурсов согласно КоАП ст.8.36 влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.,
- на должностных лиц от 2 000 до 3 000 руб.,
- на юридических лиц от 20 000 до 30 000 руб.
Нарушение правил вылова рыбы
и иных правил об осуществлении рыболовства согласно КоАП ст.8.37 ч.2 влечет наложение административного штрафа с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой:
- на граждан в размере от 2 000 до 5 000 руб.,
- на должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.,
- на юридических лиц от 100 000 до 200 000 руб.
Управление маломерным судном без удостоверения
КоАП ст.11.8.1 Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца влечет предупреждение или наложение административного штрафа: 100 руб.
Передача управления маломерным судном лицу
, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: 100 руб.
Согласно КоАП ст.11.7 часть 1 под маломерным судном следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.
Стоянка, движение на авто у водоема и другие неправомерные действия
в пределах водоохраной зоны согласно КоАП ст 8.13 (за исключением специальных автомобилей) влечет за собой штраф, в зависимости от правонарушения:
- на граждан в размере от 500 до 5 000 руб.,
- на должностных лиц от 1 000 до 30 000 руб.,
- на юридических лиц от 10 000 до 300 000 руб.
Территории, на которых запрещена охота
К территориям, на которых Уголовным правом запрещена охота, относятся:
- МЭБ — территория, где из-за какой-либо деятельности людей произошли необратимые опаснейшие изменения природной среды, влияющие на здоровье человека, нарушающие природное равновесие, разрушающие естественные экосистемы и влекущие за собой деформацию фауны и флоры. На таких участках прекращается хозяйственная деятельность, за исключением той, которая связана с обслуживанием населения, живущего на данной территории, запрещается реконструкция и строительство новых хоз.объектов, срочно восстанавливаются и воспроизводятся природные ресурсы, проводится оздоровление окружающей среды.
- РЧЭС — это местности, на которых в результате какой-либо деятельности произошли и происходят постоянно устойчивые негативные изменения в окружающей среде, несущие опасность для людей, для естественной экологической системы и для генетических ресурсов животных и растений.
- ООПТ — территория земли, водного или воздушного пространства, на которых располагаются природные комплексы и объекты, обладающие особым природоохранным, культурным, научным, общеэстетическим, оздоровительным или восстановительным значением, а также изъятые органами гос.власти из хозяйственного использования и имеющие установленный особый режим охраны.
К ООПТ относятся природные заповедники и заказники государственного уровня, национальные и природные парки, памятники природы.
Животные и птицы, охота на которых запрещена полностью
Незаконная охота (УК РФ) предполагает также отлов или добычу животных, промысел на которых запрещен полностью. То есть в любое время года, в любом месте. Так, например, запрещается охота на птиц и зверей, которые перечислены в Красной книге международной, Красной книге России и Красных книгах регионов РФ.
Общие правила охраны редких животных, растений и водных ресурсов закреплены ФЗ номер 7 от 10.01.2002, в статье 60. Регламент ведения Красной книги содержится в Приказе Госкомэкологии РФ от 3.10. 1997 года номер 419-а.