Организации, находящиеся на грани банкротства, часто практикуют методы снижения налоговых выплат и увлекшись процессом, переходят границы дозволенного. Финансово благополучные компании тоже могут вести себя умышленно недобросовестно. Поэтому количество дел, связанных с налоговыми преступлениями, весьма велико в нашей стране.
Для предотвращения преступлений, связанных с уплатой налогов, законодатель определил статьи №198—199.2 УК РФ. Мы остановимся на одной из них: неисполнение обязанностей налогового агента как налоговое преступление. Оно закреплено в ст. №199.1 Уголовного кодекса.
В статье – подробная информация об этом правонарушении, а именно: кто считается налоговым агентом и каковы его обязанности, краткое изложение статьи, квалификационные признаки, меры наказания и примеры из судебной практики.
Кто такой налоговый агент
Налоговый агент – лицо, которое занимается подсчетом, удержанием и перечислением налогов в государственный бюджет. Он обладает теми же правами, что и налогоплательщик, если только иной момент не предусмотрен законодателем. Подробнее о налоговых агентах вы можете узнать из статьи №24 Налогового кодекса.
Защита агентов и обеспечение их прав прописаны в ст. №22 НК РФ.
В прямые обязанности налогового агента входит:
- безошибочно, в установленные сроки исчислять, удерживать из денег, выплачиваемых налогоплательщиками, и переводить суммы налоговых сборов в бюджет государства на определенные счета (ФЗ №154 и №137 от 27.07.2006);
- сообщать в налоговый орган в письменной форме об отсутствии возможности взыскать сумму налога в течение одного месяца со дня, когда он узнал об этом;
- подсчитывать средства налогоплательщика, которые уже были выплачены и которые подлежат выплате (ФЗ №137 от 27.07.2006);
- передавать в налоговую документы, которые помогут правильно посчитать, забрать и перечислить налог;
- содержать документы в архиве в течение четырех лет.
Помимо обозначенных обязанностей, налоговые агенты должны следовать требованиям, введенным ФЗ №229. К ним относится перечисление налогов согласно порядку, указанному в кодексе, и несение ответственности за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) своих обязанностей (ФЗ №154).
В каких случаях можно избежать наказания
Если у налогового агента-нарушителя имеются смягчающие обстоятельства, сумма штрафа снижается не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Читайте также: Ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа
Наказания за несвоевременное удержание и перечисление налога можно избежать полностью, если одновременно выполнить все нижеперечисленные условия (п. 2 ст. 123 НК):
- налоговый расчет в ИФНС сдан вовремя;
- в отчетной форме полностью, без ошибок и занижений налоговой базы указаны все сведения;
- вся сумма налога перечислена в бюджет (вместе с причитающимися пенями) до обнаружения ошибки налоговиками или до того момента, когда назначена выездная проверка.
Налоговый агент может самостоятельно исправить ошибки в отчетности, подав уточненные документы в ИФНС, как только обнаружит неточности в ранее поданных сведениях.
Состав преступления
В Уголовном кодексе при неисполнении обязанностей налогового агента состав преступления складывается не только из полного пренебрежения обязанностями, но и из частичного.
Например, часто бывает так, что агент правильно исчислил и удержал сумму налога у налогоплательщика, но не стал своевременно ее перечислять в бюджет, поскольку хотел потратить эти деньги на оплату работ с поставщиками/подрядчиками, купить новое оборудование, погасить кредит и т. д.
Важно! Для возбуждения уголовного дела обязательно совершение описанного нарушения в крупном или особо крупных объемах.
Предмет преступного деяния – налоги и сборы.
Неисполнение обязанностей налогового агента считается оконченным преступлением с момента, когда он не перевел средства в соответствующий бюджет в установленном порядке и сроках (в крупном объеме), поскольку преследовал в этом личную выгоду.
Объективная сторона
С объективной стороны злодеяние представляет собой пренебрежение обязанностями налогового агента ради личных интересов в определенных законом объемах.
Объектом неправомерных поступков становится финансовые интересы государства, отношения в обществе в сфере функционирования системы налогов и сборов.
Субъективная сторона
Для субъективной стороны необходимо наличие злого умысла у нарушителя. Мотив может быть заключен в желании получить выгоду и не обязательно материальную. Преступник в ходе неправомерных действий мог руководствоваться желанием приукрасить действительность, получить повышение или взаимную услугу и т. д.
Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, занимающееся индивидуальным предпринимательством, руководитель компании, либо ее главный бухгалтер, либо другой уполномоченный на ведение подобных дел человек. Также им может быть сотрудник, которому поручили выполнить дела руководителя/главного бухгалтера.
Неисполнение обязанностей налогового агента: юридический анализ состава преступления
Своеобразием состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является то, что диспозиции ранее действовавших уголовных норм о налоговых преступлениях однозначно не указывали о возможности привлечения за уклонение от уплаты налогов наряду с налогоплательщиками — физическими и юридическими лицами — налоговых агентов как участников налоговых правоотношений. Особую сложность применительно к данному составу преступления представляет установление личного мотива действий налогового агента. Неисполнение иных обязанностей налогового агента состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует.
Ключевые слова:налоговый агент, обязанности налогового агента.
В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налоги должны уплачиваться самим налогоплательщиком или перечисляться налоговым агентом в установленные сроки. Речь идет о двух тождественных формах доведения налоговых платежей до бюджета. Обязанность перечисления возлагается на налоговых агентов по таким налогам, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы (подоходный налог) с физических лиц. Налоговые агенты наделены теми же правами, что и налогоплательщики, однако ранее уголовная ответственность для них не была предусмотрена [3, с. 324].
В результате безнаказанными оставались работодатели, удерживающие, но не перечисляющие в бюджет суммы налога на доходы с физических лиц (подоходный налог), а также руководители организаций, «забывающие» удержать налоги с иностранных лиц — партнеров, не состоящих на налоговом учете в Российской Федерации.
В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации обязанность уплачивать налоги возлагается в равной степени, как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов.
Следует отметить, что при рассмотрении дел о налоговых преступлениях необходимо владеть терминологией Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и такими его основными определениями, как понятие налога и сбора (ст. 8), налогового агента (ст. 24), недоимки (ст. 1 1), налогоплательщика (ст. 19), налоговой декларации (ст. 80) и другими.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (налог на доходы физических лиц — ст. 226, на прибыль — ст. 286, на добавленную стоимость — ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации). Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (п. 16 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановления Пленума Верховного суда РФ).
Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию перечислению налога на добавленную стоимость и налога на прибыль возникают в крайне редких случаях, когда налогоплательщиками являются иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, либо иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации.
Таким образом, на налоговых агентов в основном возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В большинстве случаев эти обязанности исполняют работодатели (организации и физические лица). В целом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, однако круг обязанностей у них несколько иной, так как фактически они призваны содействовать уплате налогов и сборов.
Своеобразием состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является то, что диспозиции ранее действовавших уголовных норм о налоговых преступлениях однозначно не указывали о возможности привлечения за уклонение от уплаты налогов наряду с налогоплательщиками — физическими и юридическими лицами — налоговых агентов как участников налоговых правоотношений. Практике известны многочисленные способы уклонения от перечисления в бюджет удержанных сумм налогов. Как показывает анализ правоприменительной практики о налоговых преступлениях, вопрос привлечения к уголовной ответственности налоговых агентов, в руках которых сосредотачиваются крупные денежные суммы, на протяжении ряда последних лет являлся весьма актуальным. Имеются сведения о том, что уголовные дела о налоговых преступлениях, когда органами предварительного следствия субъектами признавались налоговые агенты, судами не рассматривались [4, с. 28–30]. При этом необходимо учитывать, что в указанный период в НК РФ существовало законодательное определение налоговых агентов как участников налоговых правоотношений, но вопросы об их ответственности за нарушения налогового законодательства ранее не рассматривались.
Объект данного преступления в литературе определяется по-разному. Так, некоторые авторы считают, что объектом неисполнения обязанности налогового агента являются фискальные интересы государства (и охраняемые им налоговые правоотношения), которое, по сути, и является потерпевшим от данного преступления. По мнению других, объект указанного преступления составляют общественные отношения, возникающие в связи с неисполнением налоговыми агентами своих обязанностей [1, с. 49].
По мнению Д. А. Глебова, А. И. Ролика, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, являются общественные отношения в сфере исполнения обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов [2, с. 36].
Автор полагает, что непосредственным объектом неисполнения обязанностей налогового агента являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного законом порядка исчисления, удержания или перечисления налогов и (или) сборов налоговым агентом.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, выражается в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Главная особенность этих обязанностей заключается в том, что налоговый агент налоги не выплачивает, а только исчисляет, а затем удерживает и перечисляет, то есть фактически передает в бюджет не принадлежащие ему денежные средства налогоплательщиков.
Неисполнение обязанностей налогового агента является оконченным с момента неисполнения налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (пункт 3 статьи 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) или особо крупном (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.
При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в статье 199.1 УК РФ, суды должны руководствоваться правилами, содержащимися в примечании к статье 199 УК РФ, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.
Отличительной особенностью исследуемого состава от других составов налоговых преступлений, является его субъект.
Субъект преступления — специальный, предусмотренный налоговым законодательством (ст. 24 НК РФ), является физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник, уполномоченный на совершение таких действий, а также лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного бухгалтера (п. 17 Постановления Пленума). Как уже указывалось выше, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий по неисполнению в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Диспозиция нормы, предусмотренной ст. 199.1 УК РФ, носит типично бланкетный характер и требует обращения к нормам налогового законодательства. Исчерпывающий перечень обязанностей налогового агента дан в п. 3 ст. 24 НК РФ.
Неисполнение иных обязанностей налогового агента состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует.
Необходимо обратить внимание на следующий момент. Исходя из буквального толкования положений ст. 199.1 УК РФ, можно сделать вывод о том, что действия налогового агента формально можно квалифицировать по указанной статье в случае перечисления налога в ненадлежащий бюджет, например, в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет вместо федерального бюджета, но при том условии, что будет доказан мотив — личная заинтересованность преступника.
Особую сложность применительно к данному составу преступления представляет установление личного мотива действий налогового агента. Это оценочное понятие законодатель не раскрывает, хотя оно встречается в ряде статей УК РФ. В связи с этим в Постановлении Пленума Верховного суда № 64 разъяснено, что личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду как имущественного, так и неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой, скрыть свою некомпетентность и т. п.
Обобщение судебной практики показало, что суды области при данной категории учитывают требования п. 17 Постановления пленума Верховного суда РФ (указанного ранее), разъясняющего, что в силу неисполнения налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанного с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размерах.
При определении суммы крупного и особого крупного размера неуплаченных налогов и (или) сборов правоприменителю необходимо определить не только сумму умышленно не уплаченных в бюджет (внебюджетные фонды) платежей, но и период их неуплаты (в пределах трех финансовых лет подряд), а в некоторых случаях еще и процентное соотношение суммы неуплаченных налогов и (или) сборов с подлежащей уплате общей суммой данных платежей.
Подобные сложности в определении преступных последствий объективной стороны состава налогового преступления создают неоправданные трудности при квалификации деяния, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, что не способствует борьбе с налоговой преступностью.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 64, в случае, если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджетную систему РФ, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому основ дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества. Под хищением налоговым агентом денежных средств или другого имущества, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ в качестве налога, следует рассматривать фальсификацию налоговой отчетности. Однако в данной ситуации необходимо доказать корыстные побуждения у налогового агента, а не простую ошибку лица, ответственного за составление налоговой отчетности.
Литература:
1. Белова Г. Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушения уголовного законодательства. Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ. Актуальные проблемы прокурорского надзора. Выпуск 5. — М., 2001. — С. 49.
2. Глебов Д. А., Ролик А. И. Налоговые преступления и налоговая преступность. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. -С. 36.
3. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. Отв. ред. В. И. Радченко; Науч. ред. А. С. Михлин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спарк, 2004. — С. 324.
4. Караханов А., Изменения в законе о налоговых преступлениях: вопросы практики правоприменения. Уголовное право. — 2005. — № 1. — С. 28–30.
5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации» (постатейный) 7-е издание, переработанное и дополненное) (отв. ред. А. И. Рарог).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.07.1998, действующая редакция от 05.04.2013.
Квалифицирующие признаки
Квалифицирующим признаком правонарушения выступает его совершение в крупном или особо крупном объеме, согласно примечанию к рассматриваемой статье. Под крупным объемом подразумевается сумма денег свыше 5 млн рублей, при условии, что доля неисчисленных и невыплаченных сумм составила более 25%, подлежащих расчету и перечислению (либо сумма более 15 млн рублей).
Под особо крупным размеров подразумевается сумма свыше 15 млн с условием, что сумма не перечисленных налогов превысила 50% подлежащих исчислению и удержанию (либо сумма свыше 45 млн рублей). Условия для размеров денежных сумм рассматриваются за период трех финансовых лет, идущих подряд.
Если злодеяние было связанно с незаконным изъятием активов для личного пользования или использования иными лицами, то его необходимо дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества (из п. №17 Постановления Пленума ВС РФ №64).
Проблемы в доказательной части
В теории уголовного права критикуют первостепенность в составе преступления признаков «личные интересы» и «личная заинтересованность». С позиции психологии, люди всегда нарушают закон исходя из каких-либо личных интересов. Так что такой признак в юридической литературе считают неудачным и ограничивающим применение.
Также нельзя считать прямым доказательством действия из личных интересов, связанные с увеличением активов организации (в том числе внеоборотных) за счет использования денежных средств, не перечисленных в бюджет налоговым агентом.
Какую ответственность может назначить суд
Ответственность за неисполнение функций налогового агента по ст. №199.1 ч. 1 УК РФ может быть в виде:
- штрафа в объеме от 100 до 300 тысяч рублей или в размере денежного дохода наказуемого в течение одного, либо двух лет;
- принудительных работ не более двух лет с установлением запрета на получение определенных должностей максимум на три года (либо без этого лишения);
- ареста не более чем на шесть месяцев;
- тюремного заключения максимум на два года с установлением запрета на некоторые виды деятельности и посты (последнее может быть и не принято).
При совершении такого же нарушения, но в особо большом размере виновный получит:
- штраф от 200 до 500 тысяч рублей или лишением дохода на срок от двух до пяти лет;
- назначение принудительных работ не более, чем на пять лет, с установлением запрета на работу в нескольких сферах деятельности и получение некоторых видов должностей на три года (хотя такой запрет могут и не назначить);
- заключение под стражу максимум на шесть лет так же, как и в предыдущем случае, с вероятным лишением возможности работать на определенных должностях.
В каких случаях уголовная ответственность не назначается
Примечание №2 ст. №199.2 УК РФ – уголовное преследование за неисполнение обязанностей налогового агента могут отменить, если преступление было совершено агентом (или его организацией) в первый раз.
Разумеется, не обойдется без выплаты компенсации государству в соответствующий бюджет тех самых неисчисленных и неуплаченных денег с добавлением штрафа в размере, рассчитываемым согласно Налоговому кодексу.
Поскольку для состава преступления обязательно наличие прямого умысла, неправомерные действия налогового агента не будут квалифицироваться как преступление, если не будут доказаны его личные интересы в содеянном. Размер денежной суммы здесь не играет роли.
Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой
Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.
Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
А после камеральной проверки инспекция может направить требование о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ (п. 3 ст. 88 НК РФ). При установлении факта нарушения после рассмотрения пояснений может последовать решение налогового органа о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы (п. 1.7 Приложения к титульному листу № 1.1 к Контрольным соотношениям расчета 6-НДФЛ из письма ФНС России от 23.03.2021 № БС-4-11/[email protected]).
Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Доначисления НДФЛ не зависят от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» зарплаты или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату НДФЛ.
И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/[email protected] отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 19.06.2019 № БС-4-11/[email protected], в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.
С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.
А налоговые органы перешли на риск-ориентированный подход: деятельность комиссий переведена в форму автоматизированных контрольных соотношений представляемой работодателями отчетности с последующим анализом «налоговых разрывов» и соответствующей работой с налогоплательщиками (налоговыми агентами).
Судебная практика
Камчатским краевым судом был осужден гражданин Бел-в И.Б. за невыполнение обязанностей налогового агента. Размер деяния был квалифицирован как крупный. Мотивом этих действий стали его корыстные побуждения. Бел-в был директором МУП «Жилремсервис» и единоличным исполнительным органом организации.
Свидетели показали, что у предприятия накопилась задолженность перед кредиторами, контрагентами и налоговыми инстанциями. Бел-в говорил, что налоги они выплатят позже, а на текущий момент в приоритете выплаты сотрудникам. Таким образом за период 2014-2016 г.г. образовалась задолженность в бюджет свыше 5 млн рублей (хотя предприятие на тот момент имело денежные средства).
По приговору Вилючинского городского суда Камчатского края Бел-в осужден по части 1 ст. № 199.1 УК РФ к выплате штрафа в размере 120 тысяч рублей. На основании части 3 ст. № 46 УК РФ осужденному предоставляется рассрочка выплаты на десять месяцев с ежемесячной выплатой 12 тысяч рублей.
Перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК РФ)
В соответствии со ст. 161 НК РФ лицо (организация или индивидуальный предприниматель), состоящее на учете в налоговых органах, признается налоговым агентом по НДС в том случае, если оно:
- приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
- осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
Подробнее — в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».
- продает имущество по решению суда (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- реализует конфискованное имущество, бесхозяйные и скупленные ценности, клады и ценности, принадлежащие государству на праве наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- ведет посредническую деятельность по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и участвует в расчетах с иностранными лицами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);
- с 01.10.2018 — при предоставлении на территории РФ железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (п. 5.1 ст. 161 НК РФ);
- владеет судном на 46-й календарный день после перехода права собственности на него, если оно в течение 45 дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
- с 01.01.2018 — покупатели сырых шкур животных, лома и отходов черных (цветных) металлов, вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК РФ);
- с 01.01.2019 — покупатели макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ).
Как налоговые агенты по НДС работают также лица, применяющиеся специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСНО, ПСН), или лица, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 и 145.1 НК РФ (ст. 161 НК РФ, см. также письма Минфина России от 30.12.2011 № 03-07-14/133, 05.10.2011 № 03-07-14/96, 28.06.2010 № 03-07-14/44, 22.06.2010 № 03-07-08/181, 26.05.2010 № 03-07-14/38 и 29.04.2010 № 03-07-14/30).