Новая редакция Ст. 221 УПК РФ
1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
1.1. В случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.
2. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.
2.1. Установив, что срок запрета определенных действий, предусмотренного пунктом 1 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия решения в порядке, установленном настоящей статьей, либо для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока указанных мер пресечения.
3. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.
4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
5. Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.
Комментарий к Статье 221 УПК РФ
1. По общему правилу на разрешение данного перечня вопросов и принятия по ним решения прокурору отведено десять суток.
2. Ходатайства, о которых идет речь в ч. ч. 1.1 и 2.1 комментируемой статьи, рекомендуется оформлять в виде постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока рассмотрения уголовного дела с обвинительным заключением (домашнего ареста или срока содержания под стражей).
3. В резолюции прокурора на обвинительном заключении помимо фразы «утверждаю» должны быть указаны должность, специальное звание, фамилия и инициалы прокурора.
4. По общему правилу, прокурор, возвращая уголовного дело для дополнительного следствия, не вправе предрешать вопросы доказанности обвинения, достоверности того или иного доказательства и преимущества одних доказательств перед другими, а также считать установленными обстоятельства, которые подлежат проверке в ходе предварительного следствия.
5. При возвращении дела для дополнительного расследования прокурор вправе внести в адрес руководителя следственного органа представления как по поводу нарушения уголовно-процессуального закона, повлекшего возвращение дела для дополнительного расследования, так и при обнаружении других нарушений закона и прав граждан, допущенных при производстве предварительного следствия.
6. Под недостатками (п. 2 ч. 1 комментируемой статьи) здесь понимаются нарушения не только уголовно-процессуального закона, но и норм нравственности. Недопустимо, к примеру, где без этого можно обойтись, излагать в обвинительном заключении дословно нецензурную брань, произнесением которой сопровождалось совершение преступления, и др.
7. При утверждении обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера прокурор обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу <1307>. ——————————— <1307> См.: Инструкция о порядке изъятия, учета и хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. N 34/15.
8. Прокурор лишен возможности самостоятельно составлять новое обвинительное заключение. Это полномочие — прерогатива органа предварительного следствия.
9. Возвратить же уголовное дело для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых прокурор вправе и тогда, когда требуется изменение обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения.
10. Существенно отличающимся от первоначального по фактическим обстоятельствам следует считать такое обвинение, которое связано с вменением преступления другого рода или изменением формулировки обвинения, нарушающими право обвиняемого на защиту.
11. Об основаниях изменения или отмены меры пресечения см.: комментарий к ст. 110 УПК России.
12. См. также: комментарий к ст. ст. 24 — 28, , 97, 99, 162, 171, 175, 220, 230, 237 УПК России.
Всё об уголовных делах
Перейти к тексту УПК
Url Дополнительная информация:
Решение прокурора по делу
— ч.1 221 УПК
поступившее от следователя дело рассматривается в 10 суток
— ч.1.1 221 УПК
по сложным, объемным делам в 30 суток
I).
Утверждение обвинительного заключения
— п.1 ч.1 221 УПК
прокурор утверждает заключение и направляет дело в суд
II).
Возвращение дела следователю
— п.2 ч.1 221 УПК
возвращение дела:
— п.2 ч.1 221 УПК
возвращение дела для дополнительного следствия
— п.2 ч.1 221 УПК
возвращение дела для изменения объема обвинения
— п.2 ч.1 221 УПК
возвращение дела для пересоставления заключения
— ч.3 221 УПК
для возвращения дела выносится мотивированное постановление
III).
Направление дела вышестоящему прокурору
— п.3 ч.1 221 УПК
прокурор направляет вышестоящему если подсудность выше
Заключение под стражу
— ч.2 221 УПК
прокурор освобождает по истечении предельного срока стражи
— ч.2.1 221 УПК
прокурор обеспечивает для суда продление срока стражи
Обжалование возврата дела
— ч.4 221 УПК
следователь обжалует вышестоящему прокурору в 72 часа
— ч.4 221 УПК
далее следователь обжалует Генеральному прокурору
— ч.4 221 УПК
вышестоящий прокурор в течение 10 суток:
— п.1 ч.4 221 УПК
отказывает в удовлетворении ходатайства следователя
— п.2 ч.4 221 УПК
отменяет постановление нижестоящего прокурора
— ч.5 221 УПК
обжалование приостанавливает исполнение
Статья 221 УПК. Решение прокурора по уголовному делу
1) Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением,
— и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:
Url Дополнительная информация:
— п.14
Пленума N 28 не утвержденное прокурором дело возвращается судом
1). об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
Url Дополнительная информация:
— п.15 ч.2 37 УПК
прокурор вправе вернуть дело с письменными указаниями
— ч.6.1 162 УПК
срок следствия при возврате дела прокурором: 1 месяц
— п.3.1
Пленума № 1 возврат дела следователю не обжалуется по
125 УПК
2). о возвращении уголовного дела следователю для:
— производства дополнительного следствия;
Url Дополнительная информация:
— ч.1 175 УПК
изменение обвинения
— изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых;
— или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
3). о направлении уголовного дела
вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
1.1) В случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный ч.1 настоящей статьи, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.
2) Установив, что следователь нарушил требования ч.5 109 УПК, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.
Url Дополнительная информация:
— ч.8.3 109 УПК
в случае, предусмотренном
ч.2.1 221 УПК
продление на 30 суток
— п.31
Пленума № 41 продление мер пресечения при передаче дела в суд
2.1) Установив, что срок запрета определенных действий, предусмотренного п.1 ч.6 105.1 УПК, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия решения в порядке, установленном настоящей статьей, либо для выполнения судом требований, предусмотренных ч.3 227 УПК, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока указанных мер пресечения
.
3) В случаях, предусмотренных п.2, п.3 ч.1 настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.
Url Дополнительная информация:
— п.5 ч.2 38 УПК
право следователя обжаловать возврат дела от прокурора
— п. 10 ч.1 39 УПК
согласие руководителя СО на обжалование возврата дела
— ч.3 162 УПК
время на обжалование не включается в срок следствия
4) Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела, с согласия руководителя следственного органа —
вышестоящему прокурору,
— а при несогласии с его решением — Генеральному прокурору с согласия Председателя Следственного комитета либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).
Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
1). об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2). об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
5) Обжалование решения прокурора, указанного в п.2 ч.1 настоящей статьи, в порядке, установленном ч.4 настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.
Вернуться к тексту УПК
Обратиться за консультацией
Комментарий к статье 221 ГК РФ
1. Почти немедленно после введения в действие первой части ГК был принят Закон о животном мире. Он установил, что «животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью» (ст. 4).
2. Закон всесторонне регулирует практически весь комплекс отношений, связанных с животным миром. В нем указано, что разграничение между федеральной собственностью на животный мир и собственностью субъектов РФ устанавливается федеральным законом. К федеральной собственности могут быть отнесены объекты животного мира, редкие и находящиеся под угрозой, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; объекты животного мира, естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ, и др. Исключение составляют водные биологические ресурсы: рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Право собственности на них регулируется Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 31.12.2005) <1>.
——————————— <1> СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10.
Названный Закон устанавливает, что юридические лица осуществляют пользование животным миром на основании лицензии в течение указанного срока и в пределах определенной территории (акватории). Лицензионный порядок установлен и для граждан: они осуществляют пользование на основе именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте (или в определенный срок).
Закон различает два вида пользования: осуществляемое посредством изъятия объектов животного мира из среды обитания и происходящее без такого изъятия.
3. Закон о животном мире отводит нормам гражданского права субсидиарную роль при регулировании отношений, связанных с животным миром. Он устанавливает: «К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества. применяются постольку, поскольку это допускается настоящим федеральным законом и иными федеральными законами» (ст. 4). Вопрос о приобретении права собственности этот Закон решает без отсылки к комментируемой статье. Он устанавливает, что «пользователи животным миром имеют право собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них» (ст. 40).
Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установил, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением тех из них, которые обитают в обособленных водных объектах. Последние могут находиться не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов РФ, а также в муниципальной и частной собственности (ст. 10).
4. В соответствии с Законом происходит формирование группы подзаконных нормативных актов, посвященных пользованию животным миром. Эти акты лежат вне пределов гражданского права и оставляются без комментариев.
Россия является также участницей ряда международных договоров по вопросам животного мира, в том числе многосторонней Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Закон о животном мире устанавливает, что к федеральной собственности могут быть отнесены объекты животного мира, подпадающие под действие международных договоров РФ (ст. 4).
5. Комментируемая статья действует в отношении ягод и других общедоступных вещей, которые не являются объектами животного мира. Она требует, чтобы владение ими было установлено на легальном основании. Приобретение права собственности допускается лишь в том случае, если сбор и добыча соответствующих объектов были разрешены. Указаны три источника разрешающих норм. Прежде всего это закон. Если сравнить это правило с более общей нормой, содержащейся в ст. 3 ГК, то можно констатировать, что в нем отсутствуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. На втором месте назван местный обычай. Практически это наиболее важный источник разрешающих норм. По существу, в этой части комментируемая статья представляет собой частный случай более общей нормы, содержащейся в ст. 5 ГК, с той лишь разницей, что там говорится об обычаях делового оборота, а здесь — о местном обычае. Поэтому местный обычай следует определять как сложившееся и широко применяемое в какой-либо местности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Наконец, на третье место ГК поставил общее разрешение собственника. Разрешение является общим, когда оно дано неопределенному кругу лиц. Что касается субъекта, дающего разрешение, то он определен в комментируемой статье как «собственник» без указания, какой объект находится в его собственности. В этой части комментируемую статью следует применять в совокупности со ст. 262 ГК, устанавливающей, что граждане имеют право свободно без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Однако, если земельный участок огорожен либо его собственник ясно обозначил, что вход на этот участок без его разрешения не допускается, сбор и добыча на этом участке не могут иметь места.
6. Место, где допускается установление владения, определено в комментируемой статье весьма широко. Прямо названы леса и водоемы. Но упомянута также и «другая территория», которая охватывает не только поля, болота, но и территорию городов и населенных пунктов.
Другой комментарий к статье 221 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
1. Рассмотрение и последующее утверждение обвинительного заключения прокурором — обязательное процессуальное действие по уголовному делу. Без него материалы предварительного следствия основанием для рассмотрения дела в суде служить не могут.
2. Возвращение уголовного дела для дополнительного расследования прокурором производится во всех случаях, когда необходимо производство хотя бы одного следственного действия по собиранию доказательств, что с неизбежностью влечет новое ознакомление с делом обвиняемого, его защитника и других участников процесса.
3. Уголовное дело возвращается органу расследования также и в тех случаях, когда не обеспечено полное ознакомление с материалами расследования, когда следователь не использовал всех возможностей уголовно-процессуального доказывания, когда другим способом существенно нарушены или стеснены права и законные интересы сторон в уголовном процессе и эти нарушения, если их не устранить, могут «выплыть» в судебном разбирательстве, поставив его успешное завершение под угрозу. Такое утверждение вытекает и из предусмотренного пунктом 3 части второй статьи 37 УПК права прокурора требовать устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.
4. Ни составить новое обвинительное заключение, ни изменить объем и квалификацию обвинения, ни принять поступившее к нему уголовное дело к своему производству или выполнить отдельные следственные действия прокурор не вправе. В совокупности с правилами части четвертой комментируемой статьи о процедуре обжалования решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю эти новшества, появившиеся в УПК в 2007 г., даже на уровне обыденного профессионального сознания и здравого смысла позволяют спрогнозировать огромные сложности, которые они способны породить в практике прокурорской деятельности в уголовном процессе. Нынешнее прокурорское бессилие в досудебном производстве по уголовному делу, в том числе на его завершающей стадии, не может не отразиться пагубно на поддержании государственного обвинения в суде.
5. Кроме единственного случая, специально предусмотренного частью второй комментируемой статьи, прокурор не вправе применить, изменить или отменить меру пресечения, избранную органом расследования по уголовному делу, поступившему к прокурору с обвинительным заключением следователя. Но он может и по такому случаю потребовать от следственного органа устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в досудебном производстве по уголовному делу (пункт 3 части второй статьи 37 УПК).