Обыск и выемка до возбуждения уголовного дела: причины и последствия


Изъятие документов: как оно производится и какими актами регламентируется?

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.
Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.

Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.

Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Конституция РФ допускает возможность реализации норм уголовного судопроизводства только в тех случаях, когда имеются признаки преступления.

Законодателем определено, что расследование преступления начинается со стадии возбуждения уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела – первая стадия уголовного процесса.

В этой стадии полномочные органы государства и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовившемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Как и любую другую стадию уголовного процесса, возбуждение уголовного дела характеризуют свои непосредственные задачи, особый круг субъектов, своя процессуальная форма, сроки производства, особые итоговые решения и процессуальные этапы.

Задача стадии возбуждения уголовного дела. Задача стадии возбуждения уголовного дела состоит в своевременном начале расследования по совершенному или готовившемуся преступлению, так как запоздалое реагирование на информацию о преступлении может привести к утрате доказательств, что может серьезно затруднить расследование или даже обречь его на неудачу.

Сущность стадии возбуждения уголовного дела. Сущность этой стадии заключается в том, что орган дознания, дознаватель и следователь, установив в событии, о котором им стало известно, признаки преступления, обязаны принять процессуальное решение о возбуждении уголовного дела и начать производство по уголовному делу. Иными словами, на стадии возбуждения уголовного дела принимается решение о начале принудительной процессуальной деятельности, результаты которой будут служить материалом для судебного разбирательства (ст.ст. 146, 147 УПК РФ).

Если же отсутствуют достаточные основания признаков преступления, либо выявляются обстоятельства, исключающие производство по делу, то органом предварительного расследования принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ). Этими двумя видами решений завершается стадия возбуждения уголовного дела.

Значение стадии возбуждения уголовного дела. Значение данной стадии уголовного процесса заключается в том, что своевременное и обоснованное возбуждение уголовных дел имеет большое предупредительное и воспитательное значение, поскольку способствует укреплению убежденности населения в неотвратимости наказания, справедливости законодательства, надлежащем уровне борьбы с преступностью, надежности зашиты правоохранительными органами интересов граждан и государства от преступных посягательств. Производство по заявлениям и сообщениям о преступлениях представляет собой своеобразный фильтр, который позволяет уполномоченным на то государственным органам отделить преступление от проступка, принять решение о необходимости производства расследования или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела без достаточных оснований, равно как и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, являются не только грубыми нарушениями законности, но и приводят к напрасной затрате сил и средств правоохранительных органов и к созданию чрезмерной нагрузки в их работе.

Изъятие документов на стадии проверки до возбуждения уголовного дела

До возбуждения уголовного дела основными видами изъятия документов являются:

  • изъятие документов налоговыми органами;
  • изъятие документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (органы МВД, ФСБ и др.).

Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается. Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки. По общему правилу, закрепленному в ст. 94 НК РФ, оригиналы документов не изымаются; изъятие подлинников допускается исключительно в случаях, когда имеются основания полагать, что документы будут утрачены, скрыты или уничтожены. При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия. В ходе производства выемки составляется протокол выемки, копия которого вручается по завершении лицу, у которого произведена выемка.

Порядок изъятия документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности регламентирован прежде всего ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законами, посвящёнными деятельности отдельных правоохранительных органов (например, Закон «О полиции» и др.), а также внутренними приказами и инструкциями министерств и федеральных служб.

Так, порядок изъятия документов органами внутренних дел описан в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», утверждённой приказом МВД РФ N 199 от 01.04.2014 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основанием для проведения изъятия документов органами полиции является Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Распоряжение подписывается одним из руководителей центрального или территориального подразделения органов внутренних дел при наличии сведений о совершении действий, влекущих уголовную ответственности, если оснований для возбуждения уголовного дела не имеется.

В отличие от выемки налоговыми органами изъятие документов сотрудниками полиции в рамках обследования может в исключительных случаях проводится в ночное время. Документы изымаются как в подлинниках, так и в копиях; при изъятии документов в подлинниках копии передаются лицу, у которого произведено изъятие.

При необходимости в изъятии могут принимать участие силы специального назначения МВД РФ, поэтому адвокат при доследственной проверке — это лицо, чьей помощью пренебрегать не следует.

В ходе изъятия документов ведётся протокол обследования, копия или второй экземпляр которого вручается лицу, у которого произведено изъятие.

Статья 183 УПК РФ. Основания и порядок производства выемки (действующая редакция)

1. Выемка — это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем- либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. коммент. к ст. ст. 164 — 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.

4. Часть 3 комментируемой статьи (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) признает необходимость получения судебного решения на выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. При этом следует иметь в виду, что по судебному решению также производятся выемка в жилище — п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. коммент. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления и иные сообщения (ст. 185 УПК). По судебному решению должна производиться выемка не только почтово-телеграфных отправлений, но и иных сообщений, например, пейджинговых, электронной почты. Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. коммент. к ст. 185.

5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

6. Законодательство не дает определения «иной охраняемой федеральным законом тайны». На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, — информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»);

3) аудиторская тайна (п. 4 ст. 8 ФЗ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

5) врачебная или медицинская тайна (ст. 61 ФЗ от 22 июля 1993 г. N 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; ч. 2 ст. 15 СК РФ; ст. 9 ФЗ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);

6) коммерческая или производственная тайна (ст. 139 ГК; ст. 183 УК; ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. ст. 5 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 в ред. от 15 апреля 2003 г.);

7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);

8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации. Статья 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);

9) служебная тайна (ст. 139 ГК);

10) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ»);

11) тайна голосования на выборах или референдуме (ст. 7 ФЗ от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ»; ст. 142 УК);

12) тайна завещания (ст. 1123 ГК);

13) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»);

14) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»);

15) тайна источника информации средства массовой информации, или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ «О средствах массовой информации»). Об этом см. коммент. к ст. 144;

16) тайна кредитной истории (ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»);

17) тайна объектов транспортной безопасности (ст. ст. 5, 9, 11 ФЗ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»);

18) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»; ст. 86 ТК РФ; ст. 12 ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);

19) тайна показателей и данных спортсмена (ч. 3 ст. 23.1 от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

20) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);

21) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»);

22) тайна совершения нотариальных действий (ст. ст. 16, 28 ФЗ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»);

23) тайна совещательной комнаты (ст. ст. 298, 341 УПК; ст. 194 ГПК; ст. 167 АПК);

24) тайна страхования (ст. 946 ГК; ч. 2 ст. 25 ФЗ от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

25) тайна усыновления (ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ);

26) тайна членства в политической партии (ч. 6 ст. 19 ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»);

7. На основе ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» можно сформулировать общее правило, применимое к аналогичным случаям. Большинство видов тайн являются разновидностями профессиональной тайны (информации, полученной физическими лицами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности — ч. 5 указ. статьи). Профессиональная тайна может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда (ч. 6 указ. статьи). Следовательно, если ФЗ предусматривает предоставление следователю конфиденциальной информации без судебного решения, то производство выемки необязательно. Однако при наличии оснований именно для выемки документов (о них см. п. 2 коммент. к настоящей статье) следователь уполномочен ее произвести.

8. Буквальный смысл ч. 3 комментируемой статьи и п. 7 ч. 2 ст. 29 (в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ) оставляет неопределенность в вопросе о том, требуется ли судебное разрешение на выемку банковских документов, если они касаются счетов юридических лиц, а не граждан (в прежней редакции п. 7 ч. 2 ст. 29 слово «граждан» отсутствовало). Представляется, что данные документы содержат одну из охраняемых федеральным законом тайн, выемка которых по общему правилу требует судебного решения.

Источник комментария:

Под ред. А.В. Смирнова «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]