Используем интернет-контент грамотно: как защитить свои авторские права и случайно не нарушить чужие

Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен. Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте. Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  • произведения науки и литературы;
  • музыка;
  • фото и рисунки;
  • дизайн;
  • программное обеспечение;
  • фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам

Любой контент в интернете — это охраняемый объект. Некоторые объекты часто становятся предметом споров. Ролики на ютубе всё чаще фигурируют в таких делах. С точки зрения закона ролик — это охраняемое аудиовизуальное произведение. Фотографии — уже совсем привычный объект, защитой которого занимаются очень активно, и юристы с судьями давно научились рассеивать в судах всеобщее заблуждение о том, что «раз в открытом доступе, то можно брать и использовать». Нет, нельзя. Нахождение объекта в открытом доступе не лишает его защиты и не отменяет необходимости получения разрешений на использование.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Изменения в административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности

01.03.2021 вступил в силу новый КоАП, который содержит ряд новаций. Изменения затронули и вопросы административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности. Рассмотрим их подробнее.

ПримечаниеКоАП 2003 г. содержал две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности: ст. 9.21 «Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности» и ст. 11.26 «Недобросовестная конкуренция».

1. «Недобросовестная конкуренция»: новый КоАП vs КоАП 2003 г.

КоАП 2003 г. в числе действий, составляющих недобросовестную конкуренцию, называл умышленное незаконное использование ИП или юрлицом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), географического указания, включая введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров (ст. 11.26).

Диспозиция и санкция данной статьи в неизменном виде повторены в новом КоАП. При этом данная норма теперь помещена в гл. 13 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» нового КоАП и находится в ее ст. 13.33, что в большей степени соответствует сути правонарушения.

На первый взгляд диспозиция данной статьи формулировкой «введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности» охватывает основные нарушения прав интеллектуальной собственности, осуществляемые в коммерческих целях, однако реальная сфера применения ст. 13.33 нового КоАП более узкая. Это обусловлено тем, что названные нарушения прав интеллектуальной собственности рассматриваются как административное правонарушение только случае, если они квалифицируются как акты недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция — это направленные на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону N 94-З, иным законодательным актам и актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации (абз. 10 ст. 1 Закона N 94-З). Иными словами, о наличии недобросовестной конкуренции можно говорить только применительно к отношениям хозяйствующих субъектов, при этом являющихся конкурентами.

2. «Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности»: новый КоАП vs КоАП 2003 г.

Статья 9.21 КоАП 2003 г. в новом КоАП стала ст. 10.15. Ее название при этом сохранилось — «Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности», а содержание существенным образом изменилось. Рассмотрим, на что следует обратить внимание.

2.1. Исключение «присвоения авторства» и «принуждения к авторству» из состава правонарушения

Изменилась диспозиция ч. 1 ст. 9.21 КоАП 2003 г. Раньше в ней были названы три деяния, влекущие ответственность:

1) присвоение авторства;

2) принуждение к соавторству;

3) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них.

Данная норма подвергалась справедливой, по мнению автора, критике отечественных правоведов в связи с тем, что упоминаемое в ней присвоение авторства распространялось только на объекты права промышленной собственности, а присвоение авторства в отношении объектов авторского права (плагиат), несмотря на распространенность данного явления и его общественную опасность, не рассматривалось в качестве правонарушения.

В диспозиции ч. 1 ст. 10.15 нового КоАП упоминается только разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них. При этом санкция осталась неизменной. Поэтому можно говорить о том, что новый КоАП не только не решил проблему ответственности за плагиат, но к тому же исключил ответственность за такие деяния как присвоение авторства в отношении объектов права промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений), а также за принуждение к соавторству в отношении таких объектов.

Может возникнуть вопрос о том, насколько необходимо на уровне административного законодательства пресечение таких действий как принуждение к соавторству в отношении объектов права промышленной собственности. Такое принуждение происходит преимущественно в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, создаваемых в рамках трудовых отношений, т.е. имеющих статус служебных, и выражается в том, что руководители предприятий и иные должностные лица, используя свое служебное положение, понуждают работников — авторов служебных объектов, создаваемых на данном предприятии (организации), указывать себя в числе соавторов, необоснованно получая статус авторов, а также необоснованно получая вознаграждение за создание и использование служебных объектов права промышленной собственности. Подобная практика, к сожалению, является достаточно распространенной, в связи с чем решение законодателя об исключении ответственности за принуждение к соавторству у автора вызывает сожаление.

2.2. Изменения в части норм об ответственности за нарушения имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности

Более существенные изменения произошли в части норм, устанавливающих ответственность за нарушения имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Статья 9.21 КоАП 2003 г. предусматривала два состава:

1) хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (ч. 2);

2) незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности (ч. 3).

В ст. 10.15 нового КоАП остался только один состав — «незаконное распространение или иное незаконное использование объектов интеллектуальной собственности» (ч. 2).

Исключение состава «хранение с целью распространения контрафактных экземпляров» можно оценить следующим образом. С одной стороны, произошла унификация состава правонарушения применительно ко всем объектам права интеллектуальной собственности, без выделения правонарушений в отношении объектов авторского права и смежных прав. С другой стороны, появление ч. 2 ст. 9.21 КоАП 2003 г. в свое время было обусловлено тем, что наиболее эффективным способом борьбы с контрафактом в сфере авторского права и смежных прав являлось изъятие такой продукции в торговых точках и на складах. Для применения нормы, предусматривающей ответственность за распространение контрафактных экземпляров, необходимо было доказывать факт реализации, в частности, производить контрольные закупки, а для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП 2003 г. достаточно было выявления контрафакта в торговых или складских помещениях. При этом санкция предусматривала возможность конфискации предмета административного правонарушения, т.е. контрафактной продукции. С другой стороны, привлечение лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП 2003 г. за хранение контрафактных экземпляров с целью их распространения не могло быть административной преюдицией, необходимой для привлечения такого лица к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 201 УК, что в свою очередь существенно снижало эффективность применения нормы уголовного закона.

Возникает вопрос, как можно оценить эффективность норм ст. 10.15 нового КоАП в борьбе с контрафактом. Чтобы на него ответить, нужно определить, какие деяния охватывает диспозиция ч. 2 ст. 10.15 нового КоАП выражением «незаконное распространение или иное незаконное использование».

Сразу же следует сказать о том, что законодательство в области права интеллектуальной собственности не использует такое понятие как «незаконное использование». Незаконным использование становится в связи с тем, что такое использование осуществляется с нарушением исключительного права правообладателя в отношении соответствующего объекта интеллектуальной собственности. Поэтому определение в качестве деяния, влекущего административную ответственность, нарушения исключительного права на объекты авторского права, смежных прав и права промышленной собственности способствовало бы более точной квалификации совершенного правонарушения.

Закон об авторском праве говорит о том, что нарушениями авторского права или смежных прав признаются действия, совершаемые в противоречии с требованиями Закона об авторском праве (п. 1 ст. 55). Поэтому ответ на вопрос о том, имело ли место нарушение исключительного авторского или смежного права следует давать исходя из содержания такого права, определенного, соответственно, в ст. 16, , и Закона об авторском праве.

Необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Само по себе наличие в торговом объекте или на складе контрафактных экземпляров произведений, фонограмм и других объектов смежных прав не может рассматриваться в качестве незаконного использования. С точки зрения Закона об авторском праве такое действие как хранение с целью введения в гражданский оборот прямо не названо в качестве нарушающего исключительное право. В числе действий, составляющих содержание исключительного права как в отношении произведений, так и объектов смежных прав, прямо названы только воспроизведение (изготовление экземпляров) и распространение изготовленных экземпляров. Поэтому, отсутствие в ст. 10.15 нового КоАП специального состава, предусматривающего ответственность за хранение контрафактных экземпляров с целью их распространения, не позволит привлекать к административной ответственности только за факт нахождения контрафакта в торговом объекте либо на складе.

В отличие от законодательства об авторском праве и смежных правах, законодательство об изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, сортах растений, топологиях интегральных микросхем, товарных знаках (знаках обслуживания) и географических указаниях говорит об ответственности за нарушение исключительного права на соответствующий объект интеллектуальной собственности, и при этом определяет действия, являющиеся такими нарушениями. В числе таких действий прямо называются не только производство и распространение контрафактной продукции, но также ее перевозка и хранение в целях введения в гражданский оборот.

Так, нарушением исключительного права на товарный знак признается использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, без разрешения владельца товарного знака, выражающееся в совершении действий, признаваемых в соответствии с Законом о товарных знаках использованием товарного знака (п. 3 ст. 3 Закона о товарных знаках). Использование товарного знака для индивидуализации товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, осуществляется в том числе путем применения товарного знака на товарах, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот, хранятся, перевозятся или ввозятся на территорию Республики Беларусь в целях введения в гражданский оборот, а также на этикетках, упаковках таких товаров (п. 1 ст. 20 Закона о товарных знаках).

Аналогичным образом определяется нарушение исключительного права на географическое указание. Использование географического указания для индивидуализации товаров, в отношении которых оно зарегистрировано, осуществляется в том числе путем его применения, среди прочего, на товарах, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот, хранятся, перевозятся или ввозятся на территорию Республики Беларусь в целях введения в гражданский оборот, а также на этикетках, упаковках таких товаров (подп. 1.1 п. 1 ст. 16 Закона о географических указаниях).

Использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов признается не только изготовление продукта с использованием, соответственно, изобретения, полезной модели или промышленного образца, но также предложение его к продаже, иное введение в гражданский оборот, а также хранение для этих целей (ст. 36 Закона о патентах).

По сравнению с ч. 3 ст. 9.21 КоАП 2003 г. несколько изменилась санкция, предусмотренная ч. 2 ст. 10.15 нового КоАП: произошло уменьшение размера штрафа, применяемого в отношении физлиц (ч. 3 ст. 9.21 КоАП 2003 г. предусматривала наложение штрафа в размере от 30 до 50 , а ч. 2 ст. 10.15 нового КоАП предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 30 ). Размеры штрафов, применяемых в отношении ИП и юрлиц, не изменились.

Как и ранее, законодатель предусматривает возможность как конфискации предмета административного правонарушения вне зависимости от того, в чьей собственности он находится, так и наложение штрафа без конфискации.

Читайте этот материал в ilex >>* *по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Как накажут за нарушение авторских прав

Правообладатель в рамках гражданского судопроизводства может потребовать от нарушителя авторских прав:

  • прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  • возместить убытки или выплатить компенсацию.

Согласно ст. 1301 ГК, компенсация может составить:

  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

Например

, новосибирская поэтесса написала детское стихотворение «Светофор» и опубликовала его на портале Стихи.ру. Как-то она заглянула в гипермаркет Рич Фэмили и обнаружила там серию игрушек с музыкальным сопровождением, на которое был наложен её стих. Женщина заявила в суд о нарушении авторских прав. Суд взыскал с Рич Фэмили компенсацию в 290 тысяч руб. Подробнее об этом деле можно прочитать здесь.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб. Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы. Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Коротко о главном

  1. Закон защищает ролики, фильмы, фотографии, тексты, изображения, которые размещены в интернете. То, что они находятся в свободном доступе, не отменяет правило: берите чужой контент лишь с согласия автора.
  2. Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения. Но можно предпринять дополнительные меры и упростить себе жизнь на случай, если придётся доказывать авторство через суд.
  3. Такой мерой служит регистрация программ и баз данных в Роспатенте, депонирование произведений, сохранение черновиков и исходников, размещение значка копирайта.
  4. Чтобы не платить огромную компенсацию, всегда заключайте лицензионный договор с правообладателем. Он может быть кратким, главное пропишите в нём предмет, пределы, срок и территорию использования контента.
  5. Ещё один вариант легального использования — брать контент, выложенный в сеть в рамках лицензии Creative commons. Но здесь будьте осторожны: условия лицензий не всегда допускают коммерческое использование. Ищите фото и музыку с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

Разработчики программного обеспечения и мобильных приложений могут обратиться в Роспатент и зарегистрировать свою разработку. Для этого нужно:

  1. Подготовить заявление и депонируемые материалы, включая реферат.
  2. Подтвердить согласие на обработку персональных данных.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Подать документы через сайт Федерального института промышленной собственности или через Госуслуги.

Образцы заявлений есть на сайте Роспатента в разделе «Госрегистрация программы для ЭВМ или базы данных».

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Депонированием занимается ООО «Платформа технологий» IREG, АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности » nRIS, депозитарий «Банк авторских прав» и другие компании. Стоимость услуги составляет около 1 000 руб.

Подробнее о процедуре депонирования мы рассказывали в статье «Авторское право: как защитить свои работы».

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам

Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов. Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра. Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Если не хотите тратить время и деньги, обезопасьте себя хотя бы житейскими методами. Например, поставьте на произведении дату и отправьте по почте самому себе или используйте функцию «Зафиксировать уникальность» для текстов на text.ru. Даже такие незамысловатые методы будут полезны для установления авторства.

Если все-таки случилось…

Тут два варианта развития событий: досудебное урегулирование конфликта и судебное разбирательство, если первый вариант не сработал.

Досудебное урегулирование конфликта

Для начала напишите нарушителю вашего права письмо-претензию. Контакты можно найти на сайте, где вы увидели свой контент. Если контент разместили не на сайте, а, например, в социальной сети, то обратитесь сразу и к администрации ресурса.

перечисляет требования к оформлению заявления (письма-претензии).

И в конце заявления можно немного «покошмарить» нарушителя: «Если данная информация не будет удалена с вашего сайта в течение 24 часов, мы направим исковое заявление в суд»

.

Примечание: заявление можно подать в письменном виде (отправить почтой), можно подать в электронном виде (сканированный документ). Если заявление подается лицом, уполномоченным правообладателем, то обязательно нужно приложить к заявлению документ, который подтверждает эти полномочия (например, доверенность).

Если получится так, что владелец сайта проигнорирует ваше письмо, то за вами остается право обратиться к хостинг-провайдеру. Чтобы установить провайдера, можно воспользоваться сервисом https://whois-service.ru/ . И обратите внимание, что при подаче претензии хостинг-провайдеру у вас должны быть подготовленные доказательства вашего авторства.

В адрес хостинг-провайдера направляем письмо-претензию/заявление, но только без угрожающей подписи об обращении в суд (требования к заявлению можно будет найти на сайте хостинговой компании).

Есть и исключения, когда информационный посредник не будет нести ответственности. Перечислю:

Судебное разбирательство

Если первый вариант не дал результатов, то тогда обращаемся в суд. И вот тут уже начинаются сложности… Давайте разбираться.

1. Если нарушитель (ответчик) и автор (истец) являются физическими лицами, то обращаться нужно будет в суд общей юрисдикции либо по месту жительства/нахождения ответчика, либо (если место жительства/нахождения ответчика неизвестно) по месту жительства истца.

2. Если одной из сторон конфликта является юридическое лицо, то иск будет подаваться в арбитражный суд по месту нахождения нарушителя (ответчика).

3. Далее составляем исковое заявление. Требования к исковому заявлению перечислены в .

Ну вот, этот этап разобрали — идем дальше. После того, как суд выносит в вашу пользу акт (решение) и он вступает в законную силу, вам нужно направить заявление в Роскомнадзор (). Все дальнейшие действия Роскомнадзора перечислены

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

Чаще всего правообладатель выражает своё согласие на использование творения с помощью лицензионного договора. Лицензия бывает двух видов:

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно.

Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

Договор заключайте в свободной письменной форме, но обязательно пропишите в нём:

  • предмет договора очень подробно;
  • пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  • срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  • территорию использования;
  • другие обязательства пользователя.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам

Разрешения правообладателей должны быть правильно оформлены. Сообщения в мессенджере или на эл. почте будет недостаточно, это всё не будет иметь юридической силы. Письменное разрешение в свободной форме тоже не подойдет, т.к. согласно ст.1235 ГК РФ право использовать результат интеллектуальной деятельности может быть предоставлено только по лицензионному договору. Не обязательно он должен быть громоздким и дорогим. Он может быть кратким и безвозмездным, но обязательно должен содержать существенные (обязательные по закону) условия.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Чтобы легально включать музыку в заведении, у владельца должен быть заключён договор с правообладателем, либо с частным посредником, либо с государственным посредником. Госпосредники — это Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Лучше всего заключать договоры с ними, потому что они работают с большинством отечественных и зарубежных исполнителей. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Как не нарушить закон, когда включаешь музыку в своём магазине, баре или кафе».

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.

Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно.

Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Нарушение имущественных и неимущественных прав

Нарушение авторства не является редкостью в наши дни. Многие мошенники, копируя или используя оригинальные произведения, изобретают при этом способы извлечения из этого выгоды.

Один из немаловажных критериев для классификации прав на авторство – с какой целью были созданы произведения. На этом основании в сфере авторства могут возникать как имущественные, так и неимущественные отношения. Точно так же и нарушения на этой почве могут нести в себе две эти цели.

Мнение эксперта

Орлов Виктор Витальевич

Консультант в области права с 7-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

В последнем случае речь идет о плагиате. Суть его в том, что некое лицо (группа лиц, организация) выдает себя за автора оригинального произведения, не являясь таковым.

При этом происходит использование результатов интеллектуального творчества этого автора без его ведома и согласия. Фактически плагиатор пытается выставить себя перед третьими лицами, как автор произведения.

Нарушение имущественных прав всегда имеет целью личное обогащение за счет присвоенных результатов творчества. Чаще всего этому подвергаются материальные произведения, например, оригинальные товары.

Для подобных нарушений существует термин «контрафакт». Нарушение имущественного права возникает в случае массовой реализации товаров, созданных на основе оригинального произведения.

Интеллектуальное право автора при этом нарушается.

Кроме того, к нарушениям относится игнорирование имени автора на произведении или санкционированном издании этого произведения, а также нарушение договора с автором в части выплат по этому договору (невыплата, частичная невыплата гонорара, задержка выплаты по договору и т. п.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]