Организация незаконной игорной деятельности: статьи УК РФ, меры наказания, онлайн казино

Основным правовым актом, регулирующим игорную деятельность в России, является закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который был принят в 2006 году. Чаще этот акт называют просто «закон об азартных играх в России».

Закон состоит из 3 глав, в которых подробно описывается порядок проведения такой деятельности, а также организации различных тотализаторов и букмекерских контор. Нарушение требований вышеназванного закона и других правовых актов, регулирующих сферу игорной деятельности, грозит нарушителю административной или уголовной ответственностью.

Условия наступления уголовной ответственности

В соответствии с УК РФ за организацию азартных игр грозят наказания от штрафа до лишения свободы на длительный срок в зависимости от обстоятельств нарушения.

Так за совершение незаконной игорной деятельности (описание которой содержится в предыдущем разделе) без квалифицирующих признаков нарушителю в соответствии с ч.1 ст. 171.2 грозят следующие виды наказания:

  • штраф до пятисот тысяч или в размере заработка до 3 лет, предшествующих наказанию;
  • обязательные работы до 240 часов;
  • ограничение свободы до 4 лет;
  • тюремное заключение на 2 года.

Знаете ли Вы
Штрафы за незаконное предпринимательство варьируются от тяжести преступления. Так, за подачу заявления о регистрации позже установленного НК РФ срока — штраф 10 000 руб, а за вдеения деятельности без лицензии — от 40 000 до 50 000 для юр лиц. Более подробно о материальной ответственности горе-бизнесменов можно прочитать на нашем сайте здесь

Если действия, описанные в первой части были проведены группой людей, находящихся в сговоре, или принесли преступнику доход свыше полтора миллиона рублей, то наказания будут серьёзней:

  • штраф до миллиона рублей либо заработка до 5 лет;
  • лишение свободы до четырёх лет со штрафом до полумиллиона рублей.

Третья часть статьи 171.2 УК РФ за азартные игры предусматривает наказание для организованных групп, занимающихся незаконной игорной деятельностью либо если такая деятельность осуществлялась преступником с использованием служебного положения, либо принесла ему доход в размере 6 млн. рублей и больше:

  • штраф до полутора миллионов рублей или в размере дохода за 5 лет;
  • тюремное заключение до 6 лет со штрафом до миллиона рублей.

Дополнительно суд также может назначить преступнику наказание в виде запрета занимать определённые должности или заниматься конкретной деятельностью на время до 5 лет.

Начало применения ст. 54.1 НК

Понятия, отраженные в Постановлении Пленума N 53 и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу Закона N 163-ФЗ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу указанного закона, а также в рамках проведения выездных налоговых проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены после дня вступления в силу указанного закона.
Напомним, первой ласточкой применения судами в качестве аргумента ст. 54.1 НК в пользу налогоплательщика стало Постановлении Тринадцатого ААС от 13.09.2017г. по делу №А56-28927/2016.

Административная ответственность юридических лиц

Уголовное наказание за незаконную игорную деятельность касается только физических лиц, юридические лица отвечают в соответствии с административным Кодексом.

Диспозиция ст.14.1.1 КоАП звучит так же, как и соответствующая часть ст.171.2 УК РФ. Однако наказание административный кодекс предусматривает другое. За нарушение законодательства в сфере проведения азартных игр юридическим лицам грозит административный штраф от 700 тыс. до миллиона с конфискацией оборудования, используемого для игр.

Знаете ли Вы

В России есть только 4 игорные зоны, где азартные игры не запрещены. Они находятся в Алтайском, Приморском, Краснодарском краях, а также в Калининградской области

Ч.2 ст.14.1.1 КоАП содержит наказание за азартные игры в букмекерских организациях и тотализаторах, не получивших соответствующих лицензий:

  • для граждан – штраф до 4 тыс. рублей с изъятием оборудования;
  • для должностных лиц – штраф от 30 до 50 тыс. рублей с изъятием;
  • для организаций – штраф от 500 тыс. до 1 млн. рублей с изъятием.

По ч.3 ст.14.1.1 КоАП могут быть наказаны организации, проводящие игры в специальной игорной зоне, но нарушающие соответствующее разрешение, а также букмекерские конторы и тотализаторы, нарушающие требования лицензии. В таком случае юридическим лицам грозит штраф от 300 до 500 тыс. рублей.

Если лицензия нарушается грубым образом, то на букмекерскую контору или тотализатор может быть наложен штраф в размере от полумиллиона до миллиона рублей либо приостановление их деятельности на 90 дней.

Общие понятия и отличия

Итак, по определению законодателя, азартная игра – это соглашение, которое основано на определённом риске, заключённое между участниками игры и организатором, при этом игра может осуществляться и между участниками, но по правилам, установленным организатором. Сразу же стоит отметить, что лотереи не относятся к рассматриваемой теме. Они относятся к виду культурного досуга и регулируются ФЗ № 138, в соответствии с которым лотереи могут быть только государственными, всероссийскими и международными.

Если отбросить все термины и пояснить понятным для всех языком, лотереи не запрещены, потому что часть призовых фондов всегда идёт или на благотворительные нужды, или на поддержку социально-значимых видов деятельности в государстве. Что касается непосредственно рассматриваемой темы, то законные условия осуществления данной деятельности установлены в ФЗ № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Онлайн-казино

Про данный вид азартной деятельности следует рассказать поподробнее, так как в сети Интернет сейчас огромное количество различных ресурсов с автоматами и рулетками, с карточными играми, с игровой валютой в виде реальных денежных средств. Такие заведения регулируются теми же нормативно-правовыми актами, что и воплощённые в физической форме казино, но имеющие больший спектр преступных возможностей.

По сути, любой человек при наличии элементарных познаний в работе с компьютером может создать собственный ресурс, разместить там инструменты рулеток и привлекать пользователей большим процентом выигрышей. Не имея при этом лицензии, такие ресурсы могут «подкручивать» автоматы, жульничать при раздаче карт, то есть идти на любые хитрости, только привлечь пользователей и получить с них больше денежных средств. Только действующих русскоязычных сайтов-казино более сотни, и все они находятся в свободном доступе, несмотря на постоянную блокировку доменов со стороны государственных контролирующих органов.

Собственно в большинстве случаев, кроме блокировки, государство ничего предпринять и не может, так как если организатор зарегистрирован или находится вне приделов территории РФ, то фактически привлечь его к ответственности не представляется возможным, ввиду того, что в некоторых странах подобный бизнес или полностью легален или разрешён с оговорками. Поэтому такие ресурсы действуют на законных для своей страны основаниях, что не оставляет для правоохранительных органов РФ вариантов, кроме банального запрета на территории страны.

Онлайн казино

В различных странах законодательство об азартных играх в интернете разнится.

В первой группе стран для организации онлайн казино не нужно никакого разрешения, во второй – нужна лицензия, а в третьей (куда относится и Россия) – такая деятельность запрещена.

В РФ проведение игорной деятельности вне специальных зон, в том числе и в интернете противозаконно. Если создатели таких сайтов находятся в РФ, они могут быть привлечены к ответственности по ст. 171.2 УК. Но если сайт создан на территории государства, в котором такая деятельность разрешена, то наше законодательство предписывает интернет-провайдерам запретить доступ к такому сайту.

От 53 к 54.1

Ранее при проверках налоговики ориентировались на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Статья 54.1 НК представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам.

При этом сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Расследование дел о незаконной организации и проведении азартных игр

В ходе расследования дел о незаконном осуществлении игорного бизнеса, следственной группой должны быть установлены следующие моменты:

  • наличие сведений о проведении азартных игр;
  • использование специального оборудования, необходимого для проведения игр;
  • использование интернета или других информационных коммуникаций с целью организации онлайн-казино;
  • отсутствие у организаторов азартных игр лицензии на их проведение в игорной зоне.

Итак, как все происходит?

  1. В первую очередь оперативники стараются выяснить способ совершение противоправного деяния и методы, прибегая к которым злоумышленники пытались сокрыть следы. Далее устанавливаются мотивы и цели преступной деятельности, размер дохода от нее, а также личности преступников.
  2. Операция по разоблачению организаторов подпольных казино начинается с наблюдения. Сотрудники наблюдают за заведениями, которые вызывают подозрение, и собирают факты.
  3. Далее производятся попытки выявления лиц, организовавших проведение азартных лиц.
  4. Собрав достаточно сведений, сотрудники совершают мнимую сделку, дабы проверить механизм работы организации.
  5. На последнем этапе осуществляется проверка документации и исследование используемого для проведения игр оборудования.
  6. После выявления преступной деятельности производится опрос свидетелей, потерпевших и обвиняемых, проводятся экспертизы, следственные эксперименты и очные ставки.

Далее мы рассмотрим некоторые судебные решения РФ по приговору «незаконная организация и проведение азартных игр».

Можно ли избежать наказания

Судебная практика рассмотрения дел в сфере игорного бизнеса неутешительна. Как правило, обвинители добиваются максимально допустимого наказания и лишь наличие смягчающих обстоятельств может сократить размер санкций. Для того чтобы защитить свои интересы в суде, нужно быть достаточно подкованным в российском законодательстве и знать судебную практику.

Если знаний в правовой сфере не хватает, единственный правильный вариант – обратиться к квалифицированному специалисту. Юрист гарантирует тщательное изучение дела и всех обстоятельств, позволяющих смягчить наказание, в случае несправедливого обвинения клиент имеет все шансы спасти свою репутацию и выиграть судебный процесс.

13.05.2019

Сбор доказательств

Какие механизмы должны применять налоговики, чтобы опровергнуть реальность спорной сделки:

  • получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции);
  • проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств;
  • сопоставление объёма поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
  • инвентаризация имущества;
  • анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);
  • истребование документов (информации), а в необходимых случаях проведение выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие;
  • опросы должностных лиц проверяемого налогоплательщика;
  • истребование документов (информации) у заказчиков и допросов их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор;
  • выявление иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;
  • исследование локальных актов об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.

Об использовании формального документооборота в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов могут свидетельствовать факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц, использование одних IP-адресов, обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и другие. В рамках исследования финансовых потоков налоговым органам необходимо учитывать, что перечисление денежных средств при осуществлении сделок с проблемным контрагентом, как правило, совершается в целях полного или частичного их возврата налогоплательщику, взаимозависимому (подконтрольному) лицу в наличной, безналичной форме, в виде ценных бумаг или натуральной форме.
ФНС рекомендует инспекторам обращать внимание на нетипичность документооборота, несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки. По всем таким фактам следует получать пояснения налогоплательщика и ответственных лиц, а при получении информации, противоречащей показаниям свидетелей или собранным доказательствам, обеспечивать повторное получение пояснений налогоплательщика и ответственных лиц по установленным противоречиям.

При проведении допросов лиц, числящихся подписантами первичных документов, налоговики могут проводить изъятие образцов почерка для дальнейшего проведения почерковедческой экспертизы.

Вместе с тем пункт 3 ст. 54. НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогового законодательства;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Данные критерии закреплены в ст. 54. 1 НК РФ для того, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]