РЭКЕТ
Чужеземное слово «рэкет» появилось в русском языке в «лихие» девяностые годы двадцатого века и стало почти таким же «родным», как «крыша» или «общак». «Рэкет» не просто «вымогательство» в переводе с английского, как и «менеджер» — не просто «управленец». Подобно феодалам средних веков, действующие рэкетиры предлагают своим жертвам защиту от других преступников — «волков-одиночек», и сами обычно находятся под чьим-то покровительством. Так что рэкетиры и коррумпированные чиновники или другие госслужащие — близнецы-братья. Более того, нередко чиновники сами взимают дань, а преступники-рэкетиры достигают высоких должностей.
Соответственно и рэкетир — не частное лицо, а участник ОПГ, у которой есть свой преступный кодекс, собственный табель о рангах и свое государство в государстве. Подобно ворам в законе, рэкетиры имеют свою преступную иерархию, свои места встреч, «карманных» чиновников, подкупленные суды и даже прикормленные СМИ.
Рэкет в США
Хотя слово «рэкет», как и «мафия», имеет итальянские корни, золотым веком рэкетиров стали 1930-е годы в США. В стране бушевала Великая Депрессия, граждане жаждали справедливости, уголовные преступники становились национальными героями, а крупный бизнес использовал мафиози в своих преступных интересах. Именно тогда был создан самый знаменитый американский мафиозный синдикат — «Пять семей», воспетый в эпической киносаге «Крестный отец».
Потомки мафиози 1930-х орудовали и в 1960-70-е годы, «крышуя» сверхприбыльные отрасли, такие, как строительный бизнес. Именно благодаря «налогу», который взимали рэкетиры, стоимость квартир в Нью-Йорке стала самой высокой во всех Штатах, опережая другие американские мегаполисы. Конец всевластью рэкетиров положил принятый полвека назад Закон о коррумпированных организациях, он же Закон RICO, который приравнял рэкетиров к уголовникам и позволил приговаривать их к 20 годам лишения свободы.
При этом упрятать за решетку в США могут даже давно достигшего преклонных лет вымогателя. Кстати, несколько лет назад в Штатах вышел на свободу самый старый рэкетир, который получил свой последний срок в 93 года и отметил в тюрьме свой столетний юбилей. В общей сложности этот матерый «сиделец» провел в тюремных стенах около 40 лет.
Этапы развития
Рэкет как явление за свою историю прошел различные этапы становления. На ранешних стадиях собственного развития он в главном занимался жестким отниманием части прибыли у лиц, которые занимались законным либо незаконным видом бизнеса. Рэкетир это делал в различных формах. На втором шаге данное явление стало носить более мягенький нрав. Рэкет начал легализироваться в виде всяких охранных компаний, учавствовал в приватизации коммерческих компаний, создавал свои предприятия. А уже на 3-ем шаге собственного развития он начал продвигать продукты и услуги подконтрольных компаний на рынке. Для избранных видов продукции были сделаны условия монопольного употребления. Другими словами, рэкетиры уславливались о сбыте продукции “подшефных” компаний бизнесменам, которые находились на их територии и были подкотрольны им. Потому эти бизнесмены были должны, если, естественно, они нуждались в этом, брать продукцию тех компаний, что им указывали рэкетиры. На четвертом, предпоследнем, шаге происходило преобразование криминальной деятельности в охранную личную предпринимательскую деятельность. Таким макаром, рэкетир – это профессия, которая равномерно ушла в прошедшее, трансформировавшись у другую, более законную.
Рэкет в России и в СССР
Граждане СССР узнавали о рэкете из фильмов о преступных нравах в мире чистогана и журналов типа «Человек и закон». Первыми этот экзотический термин употребили несомненные классики — Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке». Свои собственные рэкетиры, «крышевавшие» «цеховиков» и одновременно взимавшие с них дань, появились в СССР уже в брежневскую эпоху.
Это был связано с тем, что практически любой бизнес, выходивший за рамки деятельности кустарей-одиночек, был объявлен вне закона. Люберецкие и прочие ОПГ, которые активно занимались вымогательствами, были на слуху и в эпоху СССР. Но в широкий обиход это слово вошло после крушения Советского Союза, вместе с уличными перестрелками новых «хозяев жизни», подкупами, о которых не стеснялись говорить публично и сомнительными персонажами, бравшими под контроль целые отрасли.
Согласно подсчетам экспертов к середине 1990-х под контролем рэкетиров находилось почти 90% экономики новой России. На всю страну гремели подмосковные, тамбовские и тверские ОПГ, суровая челябинская мафия, а чеченские мафиози сохраняют чрезвычайное влияние и в наши дни.
Но конкуренция среди рэкетиров привела к тому же результату, что и «разборки» среди пиратов, «рядовых» бандитов и прочих существовавших испокон века «санитаров леса» в человеческом обличье. К концу десятилетия большинство из них уничтожило друг друга, для оставшихся в живых оставалось все меньше места, в то время как «дикий» капитализм приобретал более пристойное обличье.
Захват тактического превосходства
Вполне возможно, что под давлением прессингующего оппонент оступится, допустит ошибку. В такой ситуации сразу же вступает в силу сценарий поведения, выгодный нападающей стороне.
Все мы не раз попадали в неприятные ситуации, связанные с нарушением деловой этики: партнер внезапно мог выйти из под контроля и позволить себе недопустимое поведение — крики, эмоции, хамство и прочие нелицеприятные жесты. Но стоило нам купиться на данную поведенческую модель, и ответить аналогичным образом — наш оппонент сразу же восстанавливал контроль над собой и немедленно заканчивал переговоры. Причем, будучи явным инициатором конфликта, виноватыми пытался сделать именно нас: «Как вы смеете вести себя подобным образом?! Продолжать переговоры — не имеет смысла. Дальнейшее общение будет происходить только с вашим начальством!»
Рэкет и Уголовный Кодекс
Если американских рэкетиров судят по Закону RICO, то их российские «коллеги» подпадают под статью 163 Уголовного кодекса РФ. На первый взгляд, она предполагает мягкие наказания — до 4 лет лишения свободы плюс штраф до 40 тыс. рублей. Но это в отношении отдельных вымогателей. Участникам преступных синдикатов, причастным к вымогательствам в особо крупных размерах, то есть собственно рэкетирам, грозят более суровые кары — до 15 лет тюрьмы плюс штраф до миллиона рублей «на брата». Впрочем, по словам знатокам преступного мира, размеры санкций не сравнимы с реальными «доходами» рэкетиров.
При этом статьи посвященной рэкету как таковому, в Уголовном кодексе РФ нет, как нет и однозначного определения этого понятия. Согласно мнению большинства профессионалов, рэкет — это вымогательство, осуществляемое преступными группировками и сросшееся с другими видами преступлений, такими, как коррупция, должностные преступления и так далее.
Устранение эмоционального напряжения
Весьма распространенная ситуация, не раз происходившая с каждым из нас
Итак, представьте: выдался тяжелый день, утренние двухчасовые пробки, голова гудит после вчерашнего корпоратива, как следствие — опоздание на совещание, встречу с партнером по бизнесу, провал важной сделки, неприятный разговор с руководством. Вы несобранны, да и чувствуете себя, мягко говоря, паршиво — от обычного для вас позитивного боевого настроя не остается и следа
Вдруг раздается стук в дверь, появляется чье-то лицо, светящееся улыбкой и доброжелательностью и с приветливым выражением произносит: «Добрый день! У меня есть для вас одно весьма интересное предложение!» Какая мысль тут же рождается в вашей голове? Именно! В этот момент все накопившееся за день написано на вашем лице. Для прессингующего это идеальная мишень, в которую он не постесняется метко и технично ударить. В этом, конечно, нет вашей вины, но, к несчастью, случается и такое.
Квалификационные признаки рэкета
Также у рэкета имеются свои квалификационные признаки, сближающие его с другими видами особо тяжких преступлений. Это угроза применения насилия или само насилие (вплоть до пыток и убийств), осуществление рэкета силами ОПГ, широкое применение рэкета в качестве контроля за другими сферами преступного мира (включая наркоторговлю, проституцию и так далее). При этом предметом рэкета могут становиться как крупные предприятия и целые отрасли бизнеса, так и микробизнес в лице магазинчиков и ларьков. Таких примеров было множество в юридической практике 1990-х, при этом рэкетиры облагали данью даже совершенно безнадежные умирающие предприятия.
Деятельность рэкетира
Исходя из убеждений закона, это слово значило криминальное изъятие части прибыли насильным методом, если “цель” не соглашалась на это добровольно. Профессия эта стала очень популярна в те дальние времена. Доходило до бреда: когда малышей в садике спрашивали о том, кем они желают стать, то очень многие гласили, что “рэкетёром”. Так кто таковой рэкетир? Таким словом называли представителей криминальных организаций, которые занимались тем, что вытягивали взамен на безопасность часть прибыли у компаний и компаний. Услуги эти назывались тогда охранными. Сформировалась целая система. У каждой группировки была своя территория, на которой они облагали данью всех представителей бизнеса без разбора. Собственного рода правительство снутри страны. Представитель преступности был и сборщиком налога, и арбитром в спорах с другими предпринимателями. При всем этом законы на таком суде отличались от тех, что приняты были в стране.
Рэкет и «крыша»
К приметам рэкета можно отнести и наличие собственной «крыши» как в бюрократически- чиновничьей, так и в полицейской (ныне — милицейской) и даже в журналистской среде. Такие «крыши» имели и столичные, и петербургские, и тамбовские, и прочие группировки. Обвинение в «крышевании» рэкетиров — лучший способ «утопить» несговорчивого партнера или опасного конкурента. Судя по обвинениям журналистов и сообщениям высокопоставленных зарубежных политиков, в «крышевании» преступных группировок были замечены в свое время крупнейшие российские банки и даже ФСБ.
РЭКЕТНЫЕ ЧУВСТВА НАПОМИНАЮТ О СТАРЫХ ВОСПОМИНАНИЯХ
Разберёмся в этом на примере некоторых родителей.
Например, бывают мамы, которые могут испытывать рэкетные чувства: «Я буду очень напугана и обеспокоена, если ты мне не будешь звонить. Созванивайся со мной каждый день». Когда дети пишут или звонят таким мамам, то мамы чувствуют себя любимыми, и подобные чувства они могли испытывать всвоём детстве. Таким образом, они используют рэкетные чувства для того, чтобы добыть для себя любовь, скорее всего подобным образом они поступали и в своём детстве, чтобы добыть любовь своих родителей, или их родители поступали с ними также, и поэтому это единственный способ, которым они умеют получать любовь. Возможно сейчас такие мамы недополучают нужное для них количество любви, чтобы чувствовать себя счастливыми. Если вы узнали в этом примере свою маму –обнимите её при встрече, и скажите, что даже если вы ей не звоните, вы её всё равно любите.
Другой пример с папами. Они иногда могут использовать свой гнев для того, чтобы держать всех членов семьи под контролем, что помогает папам чувствовать себя в безопасности. Когда такие папы были маленькими, их родители им говорили, что они должны быть послушными, заслуживающими доверие и сильными, для этого мальчики (будущие папы) начинали всё и всех контролировать вокруг себя, чтобы следовать правилам, которые диктовали родители. Их дети также могут стать такими же властными и жестокими как они. Это и есть проявление рэкетных чувств.
Испытывали ли вы когда-нибудь рэкетные чувства? Какие именно? Как вы себя чувствуете, когда кто-то испытывает подобные чувства к вам? Вам это нравится? Если нет и вы хотите избежать ссор с другими людьми, подключите своё через своё Взрослое эго-состояние (начните думать) и научитесь распознавать свои рэкетные чувства.
Рэкет и кинематограф
Но чтобы понять суть рэкета, не обязательно изучать пухлые тома уголовных дел или даже штудировать Уголовный кодекс. Достаточно посмотреть фильмы о рэкете, начиная с одноименного американского фильма 1951 года (не путать с практически забытым российским сериалом начала 1990-х) и заканчивая прославленным «Братом», где тоже присутствует эта тема, и сериалом «Бригада». Также тема рэкета отлично освещена в казахском фильме середины 2000-х «Рэкетир», доказывающем, что в других странах-осколках СССР происходили те же процессы, что и в России.
Примечательно, что в российских фильмах борьбу с рэкетом ведет обычно герой-одиночка, который противостоит коррумпированным чиновникам и прочим негодяям. Такие фильмы снимает и Голливуд, и все-таки в доброй половине фильмов США преступников ждет заслуженное возмездие со стороны справедливого закона.
Рэкетир
Конкретно в конце 80-х годов прошедшего века правонарушители совместно с классическими нарушениями закона стали грозить насилием над личностью, повреждением и ликвидированием имущества в этом случае, если граждане не желали платить дань. Это было вызвано произошедшими переменами в социально-экономической жизни страны. Таковой вид криминальной деятельности очень скоро стал одним из высокодоходных. Значение слова “рэкетир” – представитель криминального мира, который, пользуясь незащищенностью людей перед силой, гарантировал нелегальную неприкосновенность от собственных же посягательств. Таковой вид деятельности стал называться рэкетом.
Переводчик (2015)
Лев Кораблев делает переводы с китайского, и у него совсем нет времени на своего ребенка. Однажды он берет мальчика в командировку в то время, когда главарь местной мафии решил устроить разборки. В итоге мальчик пострадал, а также превратился в невольного свидетеля. Состояние ребенка тяжелое, нужна дорогостоящая операция. Лев не знает, где взять нужную сумму и решает отправиться к мафиози. Тот согласен дать денег в обмен на исполнение трех желаний.
Подборка по теме: Топ 30 фильмов про мафию и гангстеров
Трейлер
Актеры: Леонид Ярмольник, Александр Ильин мл., Мария Андреева… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 4.4, IMDb – 3.9 Возрастные ограничения: 16+
Скольжение (2013)
Полицейский оперативник по прозвищу «Пепл» совмещает службу народу с криминалом. Он состоит в группировке сотрудников – «оборотней в погонах». В последнее время коррумпированные копы стали замечать, что в их команде завелась «крыса», информирующая ФСБ. В предательстве изменившие присяге опера подозревают Пепла. Они решают уничтожить подельника во избежание изобличения всей группы. Рейтинговый русский фильм про ментов, погрязших в криминале и превратившихся в бандитов.
Трейлер
Актеры: Владислав Абашин, Алексей Игнатов, Михаил Солодко… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 6.2, IMDb – 6.1 Возрастные ограничения: 18+
Грабители (2017)
Фил и Ред дружат с детства. Они вместе занимаются угоном автомобилей и готовы выручить друг друга в любую минуту. Но у Фила есть один недостаток – пристрастие к карточным играм. Однажды он проиграл одному криминальному авторитету крупную сумму денег, но долг вернуть не смог. Ред решает выручить товарища и найти деньги вопреки закону, ввязавшись в опасную авантюру. Его план рухнул и теперь закадычные друзья сталкиваются с реальными проблемами.
Трейлер
Актеры: Red Ray, Мария Манькова, Филипп Усов… Страна: Россия Возрастные ограничения: 16+
Моя фамилия Шилов (2013)
Опер Роман Шилов наконец-то решает завязать с опостылевшей службой: рапорт на увольнение согласован, обходной лист подписан, осталось «отгулять» отпуск. Подполковник садится в машину и выезжает в другой город к любимой женщине, чтобы поговорить, помириться и расставить точки над «i». В пути ему звонит жена осведомителя Михаила Краснова и сообщает, что ее мужа похитили бандиты. Шилов не раздумывая бросается на помощь.
Не пропустите: 30 лучших боевиков, которые стоит посмотреть
Трейлер
Актеры: Александр Устюгов, Константин Стрельников, Всеволод Цурило… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 7.0, IMDb – 5.8 Возрастные ограничения: 16+
Завод (2018)
Предприниматель Калугин в течение полугода не платил своим работникам зарплату, а затем и вовсе заявил, что через месяц все будут уволены. Бывший спецназовец, ветеран чеченской войны по прозвищу Седой подговаривает коллег на радикальные меры. Они похищают Калугина и держат взаперти на территории цеха. На выручку своему боссу приезжает группа «спецов» из охраны предпринимателя. Начинается противостояние не на жизнь, а на смерть.
Трейлер
Актеры: Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин… Страна: Россия, Франция, Армения Рейтинг: Кинопоиск – 7.2, IMDb – 6.8 Возрастные ограничения: 16+
Оценка возможностей оппонента
События здесь развиваются по «принципу резиновых сапог». Все мы прекрасно помним, как в детстве, в дождливую погоду, родители собирали нас на прогулку. Мама аккуратно и заботливо поправляла на нас курточку, надевала шапку и резиновые сапоги, приговаривая: «Вот умничка! Теперь тебе никакие лужи не страшны», на что мы в надежде отвечали: «Как? Теперь я могу бегать по лужам?» Папа, стоящий рядом, задумываясь на секунду, говорил: «Да, можешь, но не по всем. По глубоким ходить нельзя». И мы, будучи детьми, выбегали на улицу только с одной целью — найти самую глубокую лужу.
Во время переговоров прессинг позволяет точно обозначить поведенческие рамки, внутри которых партнер чувствует себя уверенно и комфортно, помогает найти ту критическую точку, ту «глубокую лужу», наступив в которую оппонент уже не сможет адекватно контролировать свою реакцию на происходящее. После перехода за линию этой невидимой грани, прессингующему не к чему больше управлять переговорами, ибо он теперь управляет оппонентом.
В рамках данной цели прессинга, основополагающее место занимает уже знакомое нам правило: со слабым не ведут переговоров — его самого ведут. Поэтому для прессингующего, на данном этапе, самым важным является наблюдение за оппонентом, оценка его стрессоустойчивости, способности блокировать удары. Ведь только так можно понять, насколько вы сильный соперник и стоит ли затрачивать на вас свое драгоценное время и прочие ресурсы.
Газгольдер. Клубаре (2018)
Промоутер Артур славится тем, что постоянно подставляет людей. Однажды он решает открыть клуб под названием «Клубаре», чем привлекает бизнесмена и инвестора Цукерберга. Артур получает задаток, а затем сталкивается с целой кипой проблем. Неприятности возникают не просто так, а из-за деятельности полицейских, давно планировавших вывести парня из строя. Если вы любите русские фильмы про криминал и бандитов, описывающие действительность современной России – это то, что вам нужно.
Трейлер
Актеры: Баста, Евгений Стычкин, Руслан Таркинский… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 4.2, IMDb – 2.2 Возрастные ограничения: 18+
Девяностые после 1990-х
С наступлением нового века 1990-е не заканчиваются. В 2000-м выходит сиквел «Брата», почти подряд появляются 2 культовых криминальных опуса – сериал «Бригада» (2002) и бусловский «Бумер» (2003). Честный парень против гангстеров вернется в «Антикиллере» (2002) и продолжит жить в многочисленных проектах для мужской аудитории. Бурлеску на криминальную тему передадут приветы Роман Качанов в «Даун Хаусе» (2001), Григорий Константинопольский в «Русском бесе» (2018). В общем, не пусто.
«Триумф» (2000)
Если для «стариков» в 1990-е перевернулся мир, то для детей он «чуть-чуть накренился и встал на место». Так рассуждает Рыжий, провинциальный дилер синтетического стимулятора, изобретенного его старшим братом. Пацан отрабатывает долги перед оптовиком, полон подростковых иллюзий о том, что он сам бандит. Но вскоре Рыжий влюбляется в домашнюю девочку Юлю, которая встречается с парнем из ненавистной банды абреков. Он планирует цинично уничтожить соперника, но подставляется сам.
«Триумф», фильм о подростковых бандах конца 1990-х, – сам тот еще беспризорник. Его история начинается в Голливуде, где в 1993 году автор «Петрова и Васечкина» Владимир Алеников начал писать сценарий криминальной мелодрамы «Война Принцессы». Текст был завершен в соавторстве с Денисом Родиминым и запущен в производство, но поругавшись с продюсером, Алеников заморозил съемки. Из отснятого материала режиссер Олег Погодин смонтировал «Триумф», указав в титрах Аленикова и Родимина вопреки желанию обоих.
Картина про малолетнего наркоторговца не вышла в прокат, но смонтированный из его кадров клип на песню «Лети за мной» стал хитом. В 2013 году Алеников все же доснял «Войну принцессы» и даже успел посудиться с «ВКонтакте» из-за свободного размещения «Триумфа». Напичканная слоу-мо и сведенная к слюнявому хэппи-энду «Война принцессы» сильно уступает рейвовому «Триумфу», в центре которого малолетний российский Джокер.
«Москва» (2000)
Постмодернистская драма о криминале и московских бандитах, ворочающих черным налом, и их богемном окружении. Сценарий был написан Владимиром Сорокиным в 1998 году и насыщен фирменными зубастыми оценками эпохи. Они наслаиваются на очень вычурные сцены (курьер бандита вырезает в карте дыру на месте Москвы и трахает через нее пьяную Ингеборгу Дапкунайте), но за счет мастерской игры актеров кажутся естественными.
Очарование фильма вырастает из контрастов: бандиты сначала надувают друг друга насосами, а затем страдают о судьбе родины и русском балете, юродивый персонаж Татьяны Друбич поет советские песни с джазовым аккомпанементом, а порывистая скрипка то и дело сменяется на техно. Картина совершенно клиническая, но при этом диагноз не ясен даже персонажу-психиатру – бандитское общество напоминает ему лишь сгусток недоваренных пельменей.
«Жмурки» (2005)
В отличие от «Брата» эта комедия Балабанова высмеивает клише эпохи «накопления первоначального капитала» без лиризма. Черный юмор пронизывает все уровни фильма: от диалогов до отсылок. Каждая смерть тут комична, а основная линия — случайное и нелепое столкновение шестерок мента (Виктор Сухоруков) и пахана (Никита Михалков), который дает лучшее на свете объяснение понятию «попасть впросак».
Каст «Жмурок» – сам по себе большой привет фильмам 1990-х (не хватает разве что Сидихина и Охлобыстина). Но при том что каждый персонаж сражает наповал, история течет без героя. Дюжев, Панин, Маковецкий, Сукачев – словно сливаются в единый организм, в этакого бешеного пса среди обоев в цветочек.
Подмечать параллели с Тарантино уже, конечно, надоело, но не делать этого трудно: в кадре бандиты все время остаются по трое, образуя безупречные треугольники, от которых не оторвать глаз. Смех сменяется на холодную дрожь лишь в финале: когда украденный героин телепортирует Дюжева с Паниным в удобные кресла напротив Кремля.
«Кочегар» (2010)
Еще одно обращение Балабанова к теме криминала и бандитских 1990-х, но в этот раз – насквозь трагичное. Этнический якут Иван Скрябин – тот самый бывший афганец из боевиков 1990-х. Но он стар, контужен и не замечает бандитов, даже сжигая трупы, которые бывший сослуживец таскает в его подвальную кочегарку. По-настоящему Скрябина интересуют только счастье дочки и этнографический рассказ о русском ссыльном, испортившем якутской семье жизнь. Этот рассказ старик сутками перепечатывает по памяти.
Все эти слепые повторения приводят к одному – кочегар напарывается на то, против чего не пытался бороться. Его красавицу-дочь убивает работающий на сослуживца бугай, который спал и с ней, и с дочкой босса. Только теперь позволивший сжечь дочь в своей же кочегарке афганец, решает надеть парадный костюм с медалями и отправиться мстить – в свой последний и довольно бессмысленный бой.
«Евразиец» (2010)
В этой копродукции Франции, Литвы и России действие происходит не в 1990-х. Но приезжая в Москву за старым долгом, наркоторговец по имени Гена совершает скачок во времени. Зарешеченные ларьки, толстомордые нелюди в пиджаках и продажные менты. Помимо должников, в Москве у Гены и бывшая возлюбленная – трагичная проститутка, блестяще сыгранная Клавдией Коршуновой. На шпильках она бегает с Геной по ледяным крышам и железнодорожным путям, скрываясь от его неутомимых врагов.
При всех сходствах рэкетир в кожаной куртке – не столько дань боевикам 1990-х, сколько типичный интимный герой режиссера. Бартаса не интересуют его отношения с совестью, он снимает кино об одиночестве «евразийца», кочующего по перекроенной карте материка. Скитальца режиссер сыграл сам.
«Восьмерка» (2014)
Утром четыре друга омоновца гоняют бастующих заводских рабочих, ночью – местную неприкасаемую банду Буца со связями в мэрии. Вскоре один из них начинает тайно спать с девушкой Буца, и теперь друзья воюют с мафией насмерть.
Сценарий «Восьмерки» основан на одноименной повести Захара Прилепина, изданной в 2012-м. События происходят в условной российской провинции в канун миллениума: заводы встали, одни парни пошли в бандиты, другие в омоновцы. Но и те и другие носят одинаковые черные шапки и бьют самых незащищенных. Друзьям-омоновцам не ясно, зачем гонять рабочих коррумпированного завода, но вариантов больше нет. Даже Ельцин устал и наказывает входить «в новое тысячелетие с новыми лицами».
Единственное, чего действительно хочется героям Алексея Учителя, – давить на газ и ничего не видеть. У одного из них для расслабона животный секс, у остальных – замызганная «восьмерка» и драки. Разогнавшись слишком быстро, хорошие вроде бы парни однажды увидят труп девушки. Рядом – сияющая надпись «С новым 2000 годом» и темный тоннель.
«Нашла коса на камень» (2017)
Фильм Ани Крайс, как и «Восьмерка», рассказывает о событиях, происходящих в 1999 году. Но это стилистически и поколенчески уже иное кино, и относится к совсем другой главе киномифа о российских 1990-х.
Рэкетир в черной куртке ернически интересуется у друга: «Ты что, телек не смотришь? Мафия опутала всех и вся». Но по телевизору лишь молодой Путин говорит про большие задачи и провокации, которые ожидаются от противника. Сидящие в милиции уголовники внимательно смотрят знаменитую речь, а тем временем дома у Мироновичей пьют за сына, погибшего во Второй чеченской. Его старший брат возвращается с войны живым, он хочет исполнить последнее желание погибшего – прокатиться на мотоцикле.
Душные мужики грозят блинами Ельцину в телевизор. Работницы простаивающей ситцевой фабрики ходят по квартирам и вербуют в Свидетели Иеговы, ведь Иваново превратилось в Вавилон. При этом связь между персонажами тонет в декоративности сценок, наивных отсылках к Островскому и Балабанову, а события происходят с ними без особых причин.
Примерно тем же страдал другой молодой дебют про 1990-е «Хрусталь» Дарьи Жук. Оба фильма показывают провинциальную хтонь сильно издалека – с временной, а главное, географической дистанции. Давно живущие за границей Жук (США) и Крайс (Германия) снимают фильмы о родине, которую будто подглядели в криминальных боевиках. С другой стороны – если граница между экраном и улицами стерта, то какая разница, на что больше похоже кино.
Возможно – этот проспиртованный аляпистый видеодром и есть новое высказывание о том времени от поколения, которое тогда только родилось. В «Тесноте» Кантемира Балагова правда тоже открывается лишь сквозь видеокассету.
«Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017)
Один из самых ярких российских дебютов последних лет – в том числе буквально. Кислотное роуд-муви Александра Ханта о бывшем детдомовце Витьке Чесноке, который встречает родного отца – бандита Леху Штыря, прикованного к инвалидному креслу. Ради квартиры Чеснок соглашается везти ненавистного родителя в дом престарелых, но по пути начинает испытывать к нему раздражающее тепло. Штырь тоже проникается чувствами к сыну. Но обиды, злобы и тупости здесь все еще слишком много.
Пока герои странствуют на красной Витькиной развалюхе, отовсюду лезут фантомы прошлого: сначала вторая жена и дочь Штыря, которым он тоже насолил и теперь не нужен, потом его бывшие подельники, словно пролежавшие в могилах с 1990-х. Алексей Серебряков, сыгравший за свою карьеру не одного рэкетира, сражает и здесь, а его экранный сын Евгений Ткачук играет еще более колоритного гопника, чем в гей-драме «Зимний путь» (2013).
Девяностые в «Витьке Чесноке…» – это фактура убийственных лиц, беспричинной агрессии и бесконечных махинаций: все то, что до сих пор питает маленькие российские города, на чем построил свой имидж рэпер Хаски, звучащий здесь в саундтреке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
…По прозвищу Зверь Брат Дюба-дюба Жмурки Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов Мама не горюй
Комментарии
Суперплохие (2016)
Персонаж русского криминального кино Дмитрий проигрывает в казино деньги, принадлежащие крутому авторитету. Бандиты не просто требуют вернуть долг, чтобы рассчитаться, Дима должен переправить наркотики. Также ему сообщают, что его любимую взяли в заложники и удерживают во вьетнамском борделе. Парень понимает, что должен действовать быстро и привлекает к делу друзей. Отряд готов бороться, но всем ли удастся выжить?
Не пропустите: 30 лучших российских кинокомедий
Трейлер
Актеры: Данила Якушев, Анна Чиповская, Александр Соколовский… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 3.7, IMDb – 4.2 Возрастные ограничения: 18+
Зима (2018)
Пьяная братва напала на Александра и его отца, возвращавшихся домой, ради забавы решив над ними поиздеваться. В итоге пожилой мужчина умер на месте происшествия, а Александр был ранен. Через какое-то время он приходит в себя в больнице, но на этом история не заканчивается. Бандиты хотят убрать Александра, ведь он – единственный свидетель случившегося. Парень стремится отомстить и начинает преследовать преступников.
Трейлер
Актеры: Игорь Петренко, Александр Петров, Тимофей Трибунцев… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 5.2, IMDb – 4.9 Возрастные ограничения: 16+
Головар (2018)
Роман начал заниматься бизнесом еще в лихие 90-е, когда в стране царил беспредел. Со временем он стал респектабельным предпринимателем, солидным и обеспеченным человеком. Когда он выигрывает тендер на разработку нефритовых месторождений, вокруг этой сделки начинают происходить странные вещи. Этот русский фильм – про самозащиту главного героя от бандитского беспредела, когда предмет тендера оказывается сферой интересов людей, готовых пойти на криминал.
Трейлер
Актеры: Владимир Банчиков, Светлана Полянская, Владимир Барташевич… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 5.2 Возрастные ограничения: 16+
Околофутбола (2013)
Герои одного из лучших отечественных криминальных фильмов с захватывающим сюжетом – участники фанатского футбольного движения России. Прекрасно организованная группа околофутбольных хулиганов может запросто стать очень опасной и агрессивной. Попасть в эту команду сложно, но если уж и попал, то обратной дороги нет. Картина рассказывает о парнях, которые не просто ходят на футбол, чтобы помахать шарфами с логотипом любимой команды. Для них стадион – поле боя, где они вступают в жестокую схватку с фанатами другой команды.
Подборка по теме: 10 лучших фильмов про футбольных хулиганов
Трейлер
Актеры: Александр Ратников, Иван Фоминов, Григорий Иванец… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 6.6, IMDb – 6.6 Возрастные ограничения: 16+
Марш-бросок: Охота на «Охотника» (2015)
Александр Буйда – майор, начальник элитного отряда спецназа. Задача «спецов» – остановить волну криминала, заполонившего страну. Когда ФСБ становится известно о предстоящей встрече воров в законе в Астрахани, на место «стрелки» выезжают бойцы Буйды. Командир спецназа отвечает головой за успех операции. Группе приказано захватить авторитетов Усманова и Рауфа. Первого арестовывают, а второму удается скрыться от правоохранителей.
Похожая подборка: Топ 20 фильмов про спецназ
Трейлер
Актеры: Евгений Ермаков, Игорь Филиппов, Илья Соколовский… Страна: Россия Рейтинг: Кинопоиск – 6.1 Возрастные ограничения: 16+
Осведомитель
Этим двум обвиняемым грозит самый суровый приговор, вплоть до пожизненного, хотя практически все, что они согласились сделать, было предложено им тайным осведомителем ФБР, который закодирован в судебных документах как CS-1 (от confidential source – конфиденциальный источник).
Всего в расследовании, которое началось в 2014 году, были задействованы три осведомителя, хотя львиную долю работы выполнил CS-1.
По словам прокуратуры, это бывший деятель русской оргпреступности, арестованный в прошлом в США по делу о попытке заказного убийства и отсидевший около шести лет. После освобождения этот человек стал помогать правосудию и работает платным осведомителем ФБР. В спецслужбе говорят, что довольны его работой.
Правообладатель иллюстрации Getty Images
Image caption
ФБР записало разговоры, которые осведомитель вел с подозреваемыми (архивное фото)
19 ноября 2015 года Джикия и Марат-Улу якобы продали ему в Бруклине за 600 долларов револьвер марки Ruger Service Six 38-го калибра, хотя знали, что у него есть судимость и, соответственно, нет права на владение оружием.
- Главаря “Армянской силы” в США посадили на 32 года
- США: выходцы из СССР получили “вышку”
Не далее как на прошлой неделе Джикия и Марат-Улу якобы продали агенту CS-1 за 500 долларов пистолет фирмы Hi-Point Firearms 45-го калибра.
По словам следователя ФБР Брюса Турпина, Марат-Улу и пять его партнеров могли доставать пистолеты и полуавтоматические винтовки, за которые они просили у осведомителя по 500 и тысяче долларов соответственно, а также килограммы героина.
ФБР записало разговор, в котором Марат-Улу поведал CS-1, что в прошлом его брали под Чикаго за устройство, считывавшее данные кредитных карт для дальнейшей их подделки.
Самоутверждение за счет оппонента
Встречаются такие люди, для которых все адекватные концепты переговоров сводятся на нет по сравнению с одним единственно важным — психологически подавить оппонента, одержать над ним победу. Это, своего рода, агрессоры, самореализующиеся в момент доминирования над партнером, которое воодушевляет их в разы сильнее, чем успешное достижение тех или иных рациональных целей переговоров.
Не стоит приводить конкретных примеров, отметим лишь, что проявление агрессии, доставляющее удовольствие, к несчастью, свойственно многим людям. И об этом необходимо помнить во время любых переговоров. Существует определенный тип личностей, а точнее даже — определенный тип их настроений и состояний, во время которых договариваться бессмысленно. В подобные моменты человек играет одну единственную роль — роль разрушителя всего, что его окружает. Примеров подобных, обреченных на провал, переговоров — уйма. На стадии предварительного обсуждения сделки, письменной координации ключевых моментов обе стороны выказывают явную заинтересованность в сотрудничестве. Но когда дело доходит до личной встречи, какая-то из сторон внезапно начинает вести себя нелогично и враждебно: не принимая возражений, с неистовым упорством подавляет позицию потенциального партнера. Разумеется, в лучшем случае, переговоры просто прекращаются. И если по завершении спросить виновника данного инцидента о мотивациях его иррационального поведения, то в ответ мы услышим какую-нибудь ужасно заезженную фразу: «Да ладно, все отлично! Дали им жару! Пусть знают, с кем имеют дело!»