Укрывательство судом уголовного преступления как разновидность пособничества или содействие и защита одной из стороны судебного дела

Действующий УК РФ содержит целый ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов, которые объединяют единым понятием «налоговые преступления». Все указанные статьи расположены в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» раздела УК РФ «Преступления в сфере экономики» и включают следующие составы:

  • Статья 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»;
  • Статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов»;
  • Статья 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
  • Статья 199.2. УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов»;
  • Статья 199.3. УК РФ «Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд»;
  • Статья 199.4. УК РФ «Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд».

Ответственность за налоговые преступления.

Наиболее распространёнными с точки зрения практического применения из приведённого перечня налоговых преступлений являются статья 198 УК РФ и статья 199 УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты налогов соответственно физических лиц и организаций. Эти две статьи являются исторически самыми старыми налоговыми статьями, введёнными в действие в современной России.

Так, неуплата налогов каралась в дореволюционной России достаточно суровыми наказаниями, предусматривающими как штрафы и конфискацию имущества, так и телесные наказание и смертную казнь в отношении должностных лиц. После революции 1917 года, когда была отменена частная собственность и отсутствовала мотивация уклонения от уплаты налогов, исчезли и налоговые составы преступления. Принятый в 1960 году Уголовный кодекс РСФСР содержал единственную статью, которая предусматривала ответственность за неуплату налогов в военное время (ст. 82).

Перестройка и развитие рыночных отношений в СССР и РСФСР в конце 80-х годов XX века, появление частной собственности и кооперативных предприятий способствовали введению в УК РСФСР статьи 162-1 «Уклонение от подачи декларации о доходах», статьи 162-2 «Сокрытие доходов (прибыли) от налогообложения» и статьи 162-3 «Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) от налогообложения». Наконец, в ведённом в действие в 1997 году УК РФ появились статьи 198 и 199, которые претерпели целый ряд изменений, и действуют в настоящее время.

Основными правоохранительными органами, которые были нацелены на борьбу с налоговыми преступлениями после появления статей 198 и 199 УК РФ, явились территориальные органы налоговый службы и налоговой полиции. При этом, налоговые органы играли роль вспомогательной структуры, выступающей в качестве дополнительного источника поступления информации об уклонении от уплаты налогов, которая передавалась в налоговую полицию. Федеральная службы налоговой полиции же была довольно-таки самодостаточным органом, который обладал своим штатом сотрудников, проводивших налоговые исследования и экспертизы, поэтому в раскрытии и расследовании налоговых преступлений сотрудники налоговой полиции зачастую обходились и без помощи налоговых инспекторов.

Напомним, что у ФСНП имелись функции как органа дознания, так и органа следствия, имелись свои следственные и оперативные подразделения. Оперативно-розыскная деятельность по сообщениям о совершении налоговых преступлений осуществлялась сотрудниками налоговой полиции, изредка действовавшими совместно с сотрудниками подразделений ОЭБ МВД РФ и СЭБ ФСБ РФ.

В 2003 году в связи с упразднением органов налоговой полиции функции по борьбе с налоговыми преступлениями были переданы в МВД РФ; в структуре МВД РФ были созданы соответствующие оперативные подразделения – управления и отделы по борьбе с налоговыми правонарушениями (УНП и ОНП), а в следственных подразделениях начиная с окружного уровня и выше появились отделы по расследованию налоговых правонарушений (как правило, 4 отделы СЧ).

Все налоговые преступления объединяет их родовой и видовой объекты. Родовым обьектом налоговых преступлений являются отношения в сфере экономической деятельности, а видовым объектом – отношения в сфере исчисления и уплаты налогов. Устанавливая уголовную ответственность за совершение налоговые преступления государство помимо общих целей уголовного законодательства (охрана общественных отношений и предупреждение совершения новых преступлений), преследует ещё одну, фискальную цель, которая российским уголовным правом официально не признаётся. Цель эта заключается в необходимости пополнения бюджета за счёт налоговых отчислений, что опосредованно определено через специальное основание освобождения о совершения налоговых преступлений, сформулированном в Примечании к статье 199 УК РФ и ст. 76.1 УК РФ.

Как могут наказать за несообщение о преступлении по ст 205.6 УК РФ

Зачастую какое-либо противоправное действие становится причиной совершения преступления. Однако иногда и бездействие может повлечь за собой уголовный срок. Например, несообщение о преступлении УК РФ тоже квалифицирует как незаконное действие, влекущее за собой уголовное наказание.

Недонесение о преступлении УК РФ статья

В российском законодательстве данное правонарушение регулируется статьей 205.6.

В статье прописывается наказание, назначаемое в ситуации, когда лицо, знавшее о подготавливаемом преступлении, не посчитало нужным прийти с соответствующим заявлением в органы правопорядка.

То есть, в случае законопослушного поведения гражданина, полиция могла бы получить информацию, которая позволила бы не допустить совершение противоправного деяния или хотя бы минимизировать его последствия.

В документе также перечислен список преступлений, умолчание о которых может обернуться уголовным наказанием. Такими деяниями являются:

  1. Акт терроризма (подготовка и непосредственное проведение);
  2. Формирование сообщества, которое планирует заниматься деятельностью террористического характера;
  3. Проведение обучающих террористическим техникам курсов подготовки;
  4. Соучастие в террористической деятельности (помощь подобным организациям);
  5. Призыв к участию в террористических актах, организация митингов, в ходе которых осуществляется призыв к терроризму;
  6. Участие в процессе захвата заложников;
  7. Формирование вооруженной группировки при отсутствии законного основания;
  8. Кража (угон) таких транспортных средств, как поезд, самолет, корабль и прочих воздушных и морских судов;
  9. Приобретение, хранение и использование ядерных веществ и материалов;
  10. Участие в покушении на госдеятеля или публичное лицо;
  11. Насильственный захват власти и ее удержание;
  12. Мятеж, проводимый с применением оружия;
  13. Осуществление покушения на лиц или сотрудников организаций, находящихся под международным протекторатом;
  14. Акты международного терроризма.

Как мы видим, все эти преступления являются особо тяжкими, а соответственно, заблаговременно полученная информация о них могла бы оказать огромную помощь в их предотвращении, что чрезвычайно важно в подобных ситуациях.

Данная статья появилась совсем недавно – в 2021 году. Прежняя редакция подразумевала наказание за несообщение о преступлении личного характера, например, об убийстве, изнасиловании и так далее. Кроме того, в названии статьи присутствовало слово «недонесение».

В современной редакции же документ предполагает ответственность за деяния против общественной безопасности. Некоторые эксперты также считают, что изменение наименования статьи произошло неслучайно: новый вариант не носит негативного подтекста ирасполагает граждан к исполнению законов.

В статье также есть одна оговорка: лицо, знающее о подготавливаемом преступлении, имеет право не разглашать данную информацию, если в незаконных действиях будет участвовать его близкий родственник или супруг.

Таким образом, жена не получит наказание за сокрытие информации о вооруженном мятеже, в котором участвует ее муж, несмотря на то, что ее честность могла бы спасти многие жизни.

: Кто такой антикризисный управляющий

В данном ключе можно упомянуть еще несколько случаев, предусмотренных законодательством, когда лицо, узнающее детали какого-либо преступления, не облагается уголовной ответственностью за раскрытие информации о нем.

Так, не будет осужден священник, которому во времени исповеди открылся преступник и рассказал о совершенном или готовящемся акте насилия.

Не понесет ответственности и адвокат, защищающий преступника. Он вправе сохранять в секрете все, что скажет ему клиент, несмотря на тяжесть и жестокость действий, совершенных последним.

Важно также отметить, что действие статьи не распространяется на лиц, принимавших непосредственное участие в вышеперечисленных преступлениях. Они будут осуждены не за несообщение информации, а за то преступное деяние особой тяжести, которое совершили или помогали осуществить.

Хотя статья не указывает, как долго нарушитель может скрывать информацию о готовящемся преступлении, в общих нормах уголовного права прописано, что человек не может быть наказан, если он узнал о подготавливаемом преступлении более чем за два года до проведения его в жизнь.

Состав преступления

В качестве объекта такого преступления будет выступать общественные отношения. Данное деяние квалифицируется как преступление против общественной безопасности. Как мы убедились, под действие статьи попадает несообщение данных о преступлениях, представляющих опасность для широкой общественности, а также для конституционного строя и государства в целом.

С объективной стороны, преступное деяние состоит в отсутствии действий со стороны лица, знавшего о преступлении, но не сообщившего об этом в уполномоченные органы.

Соответственно, гражданин, который понесет наказание по данной статье, мог бы уберечь жизни и здоровье соотечественников, но своим бездействием допустил осуществление противоправных действий.

Субъектом может выступать любой гражданин, которому уже исполнилось 14 лет.

На этот счет существует достаточно много споров, так как не все считают, что подростки могут в полной мере понимать опасность готовящегося действия или же ценность информации, которой они обладают.

Особенности

Данное преступление может быть совершено исключительно с прямым умыслом, то есть лицо понимало, что оно обладает достоверными фактами, касающимися преступления, но не сообщило об этом в полицию или в прокуратуру.

Важно также различать понятия несообщения и укрывательства преступления. В первом случае виновный просто бездействует, не сообщая информацию о правонарушении, а во втором совершает целенаправленные действия, чтобы данное правонарушение скрыть.

Иногда под действие статьи попадают лица, которые все же сообщили о каком-либо преступлении, но предоставили не всю известную им информацию. В таком случае они тоже могут быть обвинены по статье. В данной ситуации необходимо представить документы, которые подтвердят факт передачи информации компетентным органам.

: Какой штраф выписывают при отсутствии страховки

По закону, сообщение о преступлении может быть выражено как в письменной форме (написанной от руки или в электронном виде), так и в устном сообщении.

Как анонимно сообщить о людях, связанных с наркотиками, узнайте здесь.

Квалификация преступления

Несмотря на то, что наказание по статье предполагается за сокрытие информации о тяжких или особо тяжких преступлениях, само противоправное деяние расценивается как правонарушение средней тяжести и подразумевает относительно щадящее наказание.

Налагаемая ответственность

Ответственность за несообщение о преступлении может быть наложена в следующей форме:

  1. Штрафная санкция в размере до ста тысяч рублей или в виде другого дохода виновного за полгода;
  2. Принудительные работы в течение двенадцати месяцев;
  3. Определение лица в место лишения свободы на срок до одного года.

Заключение

Как уже было сказано, ответственности не подлежат родственники преступника против общественной безопасности, юристы, представляющие лицо в суде, и религиозные деятели.

Бездействие тоже может послужить поводом к получению уголовного срока. Появление такой статьи в законодательстве связно с быстро растущей проблемой терроризма и направлено на то, чтобы призвать население к большей социальной ответственности, а также сократить число террористических актов и прочих тяжких преступлений против общественности.

Источник: https://kredfin.info/kak-mogut-nakazat-za-nesoobschenie-o-prestuplenii-po-st-205-6-uk-rf.html

Защита по налоговым преступлениям: организация, стратегия и тактика

Защита по налоговым преступлениям, основываясь на базовых принципах защиты в уголовном судопроизводстве, имеет свои особенности, связанные с тем, что:

  • диспозиции соотвествующий статей уголовного кодекса являются бланкетными;
  • поводом для возбуждения уголовного дела по делам об уклонении от уплаты налогов в большинстве случаев является нарушение налогового законодательства, установленное по результатам проверки в Акте налоговой проверки и Решении налогового органа о привлечении к уголовной ответственности. С 2021 года все материалы по итогу выездных налоговых проверок направляются в следственные подразделения СКР. Часть 3 ст. 32 НК прямо предписывает, что если в течение 2 месяцев со дня истечения сроков исполнения требования об уплате налога (сбора, страхового взноса), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик не уплатил в полном размере указанную сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения преступлениям, также сумму пени и штрафа, налоговый орган обязан в течении 10 дней направить материалы в СКР.
  • предусмотренная статьей 90 УПК РФ преюдиция решений судов по искам об обжаловании Акта и решения налогового органа имеет определяющее значение для принятия по делу окончательного процессуального решения. При этом следует учитывать, что следственные подразделения СКР, к исключительной подследственности которых отнесены налоговые составы преступлений, при принятии решения о возбуждении уголовного дела не учитывают тот факт, обжалованы ли фигурантом дела акт налоговой проверки и решение налогового органа;
  • в отношении лица, впервые совершившего налоговое преступление, предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, причинённого бюджетной системе Российской Федерации.

Вышеуказанные основания – это те четыре кита, на которых и приходится основывать всю защиту.

Как показывает практика, большинство предпринимателей обращается за защитой к уголовному адвокату уже после того, как возбуждено уголовное дело: до возбуждения уголовного дела, а именно на стадии налоговой проверки предприниматели, недооценивая уголовно-правовые риски, предпочитают справляться силами штатных юристов и сотрудников службы безопасности либо привлечённых специалистов по налоговым и арбитражным спорам.

Исключение составляет то незначительное число дел, которые возбуждаются в отсутствие акта налоговой проверки, на основании результатов так называемых доследственных проверок, проведённых сотрудниками оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД и ФСБ РФ, либо сотрудникам СКР.

Дела по уклонению от уплаты налогов практически всегда возбуждаются по факту, без определения подозреваемого. В некоторых случаях, когда роль руководителя организации в управлении обществом и его причастность к совершению действий, охватываемых диспозицией налоговой статьи, бесспорна, особенно в случаях, когда руководитель является одновременно и единственным учредителем организации, уголовные дела возбуждаются в отношении конкретного лица. Однако обвинение практически всегда предъявляется после получения результатов судебной экспертизы.

Особенность первоначальных действий по защите по налоговым преступлениям определяется ходом расследования, который предполагает:

  • изъятие документов финансово-хозяйственной деятельности организации (первичных документов), налоговых регистров, документов бухгалтерского учёта и отчетности
  • допрос руководителей и сотрудников контрагентов
  • допрос руководителей и сотрудников аффилированных и подконтрольных организаций
  • допрос руководителей и сотрудников организации, привлекаемой к налоговой ответственности
  • назначение судебной экспертизы;
  • предъявление обвинения, избрание меры пресечения и допрос обвиняемого;
  • арест имущества;
  • принятие решения о прекращении либо направление дела в суд.

После принятия поручения на защиту по налоговому преступлению налоговому адвокату прежде всего необходимо выполнить следующее:

  • определиться с перспективой прекращения уголовного дела в связи с возмещением ущерба бюджетной системе Российской Федерации;
  • определиться с кругом лиц, которых необходимо обеспечить юридической поддержкой;
  • понять перспективу обжалования акта налоговой проверки и решения и подключиться к процессу представления организации в суде второй инстанции или осуществлять взаимодействие с представителями организации в целях эффективного взаимодействия;
  • определиться с позицией выстраивания отношений со следствием в части содействия в предоставлении необходимых документов и принять меры к подготовке сотрудников организации к производству оперативно-розыскных мероприятий (обысков, выемок);
  • обеспечить юридическую защиту активов доверителя и организации на случай ареста.

Круг лиц, которых необходимо обеспечить юридической поддержкой, зависит как от характера вменяемого налогового правонарушения, так и от фактических обстоятельств дела. При вменении неуплаты налогов, связанной с дроблением бизнеса, использованием аффилированных и подконтрольных организаций, наличии у организации структурных подразделений, адвокату необходимо не только обеспечить защиту руководителю или собственнику бизнеса, но также и оказать правовую помощь всем иным сотрудникам данной организации, ее филиалов и структурных подразделений, сотрудникам подконтрольных организаций. При этом необходимость командной работы по налоговым преступлениям в этой части имеет особое повышенное значение: нельзя допускать участие одного адвоката в защите и обвиняемого (потенциального обвиняемого), и в оказании правовой помощи в ходе допросов иных лиц, так как это сопряжено с риском отвода адвоката. В тоже время в силу необходимости обеспечения согласованности показаний и отпускать допросы указанных выше лиц на самотёк нельзя, поэтому следует предусмотреть участие в деле адвокатов-партнеров. Следует отметить, что в некоторых случаях количество свидетелей по налоговым преступлениям, в допросах которых желательно бы обеспечить участие «своего» адвоката, достигает несколько десятков, кроме того, не всегда удаётся согласовать допросы указанных лиц заранее, что должно быть учтено при выстраивании защиты.

Одним из первоначальных действий защиты по налоговым делам является определение позиции доверителя относительно желания и возможности возместить ущерб бюджетной системе Российской Федерации. Согласно п. 2 Примечания к ст. 199 УК РФ , ч. 1 ст. 76.1 УК РФ при уплате суммы налоговой недоимки, также пени и штрафов следственные органы и суды обязаны прекратить уголовное дело и освободить от уголовной ответственности лицо, впервые совершившее налоговое преступление. Следует изначально помнить, что для прекращения уголовного дела по уклонению от уплаты налогов необходимо погасить не только сумму налога, неуплата которого вменяется, но также и сумму штрафа и пени, если такие были рассчитаны. Формальным основанием для принятия следователем процессуального решения об освобождении от уголовной ответственности в связи с возмещением вреда является справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам, пени и штрафу.

Следует при этом отметить, что факт уплаты налогов, пени и штрафов не препятствует возбуждению уголовного дела, в связи с чем в последние годы в целях повышения служебных показателей нередки случаи возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям «на корзину»: при полностью погашённой задолженности следствие возбуждает уголовное дело, прекращая его и получая бонус в статистическую отчётность как по возбуждённому и прекращенному по нереабилитирубщему основанию делу, так и по возмещению неуплаченных налогов. При всей парадоксальности такой ситуации, не следует недооценивать и риски для руководителя. Так, даже при том, что в подобной ситуации дело возбуждено под прекращение, органы следствия вынуждены собирать доказательства совершенного преступления, в связи с чем проводятся обыска, выемки, допросы, что препятствует нормальной деятельности организации. Кроме того, по возбужденному под прекращение уголовному делу назначается судебно-экономическая экспертиза, которая зачастую проводится по трём годам, с чем связана возможность расширения обвинения, до вменения иных налоговых периодов и сумм неуплаченных налогов. Также в ходе следствия могут применяться меры процессуального принуждения, включая меры пресечения, что также негативным образом влияет на деятельность организации. Наконец, прекращение уголовного дела в связи с возмещением ущерба несёт репутационные риски для лица, в отношении которого дело прекращается. Действующее законодательство не содержит никаких требований в части необходимости прекращения дела исключительно в отношении конкретного лица. На практике же следствие и прокуратура не прекращают дела в случае, если лицо не является обвиняемым или, по крайней мере, подозреваемым. Для руководителя же репутационные риски не различаются от того факта, являлся ли он подозреваемым или обвиняемым. Одной из возможностей исключения репутационных рисков для руководителя бизнеса, являющегося одновременно и собственником, является переложение ответственности на одного из заместителей: данный вариант весьма сомнителен с точки зрения действующего законодательства, но следствие в отдельных случаях на него соглашается.

Таким образом, в случае принятия доверителем решения об уплате начисленных налогов, пени и штрафов и согласии на прекращение уголовного дела:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]