Зачем нужна статья 77 Трудового кодекса РФ?
Статья 77 Трудового кодекса РФ, по сути, является единым перечнем наиболее распространенных оснований для увольнения. Особенности того или иного основания рассматриваются в отдельных статьях кодекса.
Ссылку на статью 77 ТК РФ обычно указывают в записи, вносимой в связи с увольнением в трудовую книжку. Исключение из этого правила составляют основания, указанные в п. 4 и п. 10 этой статьи, имеющих отсылку либо к разным статьям ТК РФ, либо к тем статьям этого документа, которые содержат собственные (детализированные) перечни оснований. Для правильного указания причины увольнения ее нужно выбрать из соответствующего детализированного перечня, и тогда в трудовой книжке может появиться ссылка:
- на ст. 71 ТК РФ (инициатива работодателя по итогам испытательного срока);
- пункты ст. 81 (инициатива работодателя), 83 (обстоятельства, не связанные с волей сторон) или 84 (нарушение правил заключения трудового соглашения) ТК РФ.
Во всех остальных случаях причина увольнения вполне однозначно может быть указана ссылкой на один из пунктов ст. 77 ТК РФ с уточнением формулировки основания, если в пункте этой статьи перечислены несколько вариантов (например, увольнение по переводу может быть вызвано как сменой работодателя, так и переходом на работу в выборной должности).
Подробнее об увольнении, вызванном инициативой работодателя, читайте в статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя»:
Статья 77 УПК РФ. Показания обвиняемого (действующая редакция)
1. Показания обвиняемого — это сведения об обстоятельствах, входящих в объем предъявленного обвинения, а также иных обстоятельствах, доказательствах и источниках доказательств, сообщаемые в ходе допроса лицом, привлеченным к уголовной ответственности. Показания обвиняемого — это не только средство доказывания обстоятельств уголовного дела, но и средство защиты обвиняемого от предъявленного обвинения. Поэтому наряду с показаниями (сведениями о конкретных обстоятельствах) обвиняемый вправе также давать объяснения, которые могут содержать версии и предположения, выдвигаемые им в свою защиту. Эти объяснения не считаются доказательствами, ибо являются не сведениями об обстоятельствах, а умозаключениями, однако в отличие от подобных объяснений свидетелей и потерпевших объяснения обвиняемого имеют непосредственное значение для процесса доказывания, так как порождают юридическую обязанность следователя, дознавателя, прокурора, суда проверить все выдвинутые обвиняемым версии и предположения, могущие иметь хоть сколько-нибудь разумное основание. Во всяком случае, объяснения обвиняемого должны быть опровергнуты или подтверждены доказательствами, собранными по уголовному делу. Объяснения следует отличать от вероятностных сведений, которые фактически являются показаниями об обстоятельствах дела, например, суждение о приблизительной скорости движения транспортного средства, возрасте соучастника преступления, потерпевшего и т.д. См. об этом пункт 3 коммент. к ст. 75 настоящего Кодекса.
2. Показания обвиняемого необходимо отличать от сведений, сообщенных этим лицом не в ходе допроса, а в рамках иных процессуальных форм: в заявлении о явке с повинной; в признании (или непризнании) в своей виновности при ответе на вопрос следователя, предваряющий первый допрос после предъявления обвинения (ч. 2 ст. 173), или на вопрос председательствующего после изложения в суде предъявленного подсудимому обвинения (ч. 2 ст. 273); в ходатайствах, жалобах; в выступлении в прениях сторон (при отсутствии защитника) или в последнем слове подсудимого. Данные сообщения не могут заменить показаний, поэтому об обстоятельствах, сообщенных обвиняемым в указанных формах, он должен быть допрошен.
3. Дача показаний — право, а не обязанность обвиняемого, в связи с чем законом не предусмотрена его ответственность за отказ от дачи показаний, причем в отличие от свидетеля обвиняемый вправе отказаться от дачи показаний по любым вопросам, а не только против самого себя, своего супруга или близких родственников. Более того, отказ от дачи показаний является правом обвиняемого (п. 3 ч. 4 ст. 47). По российскому законодательству обвиняемый не несет и ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Это объясняется тем, что угроза такой ответственности может в критических ситуациях толкнуть невиновного на самооговор: например, при наличии внешне убедительных, хотя и не соответствующих действительности доказательств виновности в инкриминируемом преступлении, которые заставляют обвиняемого опасаться своего осуждения не только за это преступление, но и за дачу заведомо ложных показаний.
УК РФ не предусматривает такого отягчающего ответственность обвиняемого обстоятельства, как оговор заведомо невиновного лица. Поэтому обвиняемый не несет ответственности за дачу показаний, содержащих заведомо ложное сообщение о совершении преступления другим конкретным лицом. УК устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложный донос (ст. 306) и клевету, сопряженную, в частности, с обвинением другого лица в совершении тяжкого преступления (ч. 3 ст. 129). Если такой донос или клевета содержатся в показаниях обвиняемого, то он, на наш взгляд, не может быть привлечен к уголовной ответственности за эти деяния, поскольку не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Иначе должен решаться вопрос, когда заведомо ложный донос или клевета исходят от обвиняемого в других формах (заявление о возбуждении уголовного дела, направление писем, устное сообщение вне рамок допроса и т.д.).
4. Показания обвиняемого могут быть признательными или оправдательными. Различают полное признание, т.е. подтверждение обвиняемым всего объема предъявленного обвинения, и признание частичное. При частичном признании обвиняемый может, например, отрицать свое участие в отдельных эпизодах преступной деятельности, свою особо активную роль в совершении преступления, его умышленный характер, возражать против правильности квалификации его действий, данной в предъявленном обвинении, и т.д. Если же обвиняемый признает объективную сторону своих действий, но отрицает их виновный (умышленный или неосторожный) характер либо по иным основаниям не соглашается с оценкой этих действий как уголовно-противоправных, его показания не могут рассматриваться как признательные.
5. Уголовно-процессуальный закон относится к признательным показаниям обвиняемого как к любому другому доказательству, требуя подтверждения его совокупностью иных доказательств, собранных по данному уголовному делу (ч. 2 коммент. статьи). При этом достаточной может являться лишь такая совокупность доказательств, в которой присутствуют также и доказательства, имеющие своим первоисточником не признание обвиняемого, но другие независимые от показаний обвиняемого источники информации.
Источник комментария:
Под ред. А.В. Смирнова «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание
СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009
Изменения в статье 77 ТК РФ
С 02.04.2014 (закон РФ от 02.04.2014 № 55-ФЗ «О внесении изменений…») в ст. 77 ТК РФ были внесены изменения, коснувшиеся текста п. 6. Заключались они в добавлении к основаниям, указанным в этом пункте (нежелание работника продолжать трудиться при смене собственника, изменении подчиненности работодателя или его реорганизации), еще одного: перемена типа государственного или муниципального учреждения.
Одновременно был уточнен (также добавлением отсылки к смене типа государственного или муниципального учреждения) текст ст. 75 ТК РФ, указывающий, что работодатель не вправе инициировать расторжение договора с работниками при изменении подчиненности работодателя или при его реорганизации. Увольнение в такой ситуации может произойти только при наличии отказа самого работника продолжать работу в изменившихся обстоятельствах.
Судебная практика по статье 77 НК РФ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48
В тех случаях, когда лицо совершает в крупном или особо крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов в виде приостановления операций по счетам (статья НК РФ) и (или) ареста имущества (статья НК РФ), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ. При этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований квалифицируются по части 1 статьи 312 УК РФ.
Чем примечательно увольнение по соглашению сторон (пункт 1 ст. 77 ТК РФ)?
Пункт 1 статьи 77 ТК РФадресует к ст. 78 ТК РФ, которая добавляет к указанному основанию увольнения только одну деталь: по соглашению сторон договор можно расторгать в любое время.
Между тем такое увольнение имеет под собой еще ряд моментов, отличающих его от увольнения, вызванного инициативой работника:
- Оно предполагает наличие взаимного согласия сторон (и любая из них может стать инициатором), в то время как увольнение работника по своей инициативе может произойти только по его воле вне зависимости от согласия или несогласия работодателя.
- Соглашение сторон о расторжении договора не имеет установленной формы и может быть оформлено как двусторонним документом, так и заявлением работника с соответствующей просьбой.
- В соглашении может предусматриваться выплата денежной компенсации, связанной с таким увольнением. Причем это будет совершенно самостоятельный вид выплат. Выходное пособие будет полагаться работнику только тогда, когда оно прямо предусмотрено во внутреннем нормативном акте или в тексте трудового договора для случая увольнения по такой причине.
- Передумать увольняться в одностороннем порядке работник уже не сможет. Для возобновления трудовых отношений также понадобится взаимное соглашение об этом (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
Об особенностях налогообложения выплат при расторжении договора читайте в материале «Налоговые последствия увольнительных выплат».
Комментарий к ст. 77 НК РФ
Арест имущества — опись имущества и объявление запрета распоряжаться им.
1. В пункте 1 комментируемой статьи Налогового кодекса дается определение ареста имущества — еще одного способа обеспечения уплаты налогов и сборов:
а) арест имущества — это действие налогового или таможенного (в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) органа, которое:
— совершается с санкции прокурора. Последним обстоятельством обеспечивается законность и обоснованность применения ареста, защита интересов собственника имущества от неправомерных ограничений его прав, а также принятие своевременных и исчерпывающих мер по предотвращению либо устранению фактов неправомерных действий налоговых и таможенных органов и ликвидации их последствий;
— направлено на ограничение права собственности налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, являющихся организациями (далее — плательщики налогов). Такое ограничение может относиться:
1) к реализации правомочия владения и пользования имуществом;
2) только к реализации правомочия по распоряжению имуществом;
3) ко всем трем правомочиям собственника — владения, пользования, распоряжения имуществом;
б) арест имущества — это самостоятельный способ обеспечения уплаты налогов. Необходимо очень четко себе представлять и понимать отличия ареста имущества и от залога, и от поручительства (последние применяются при изменении сроков уплаты налогов), и от приостановления операций по банковским счетам плательщиков налогов и сборов (этот способ обеспечивает только принудительное взыскание налогов и сборов).
В каких же случаях, вернее, какие условия необходимы для законного и обоснованного применения ареста имущества?
Он производится при наличии следующих условий:
1) неисполнение плательщиком своей обязанности по налогам в сроки, установленные по закону либо измененные в соответствии со статьями 61 — 67 НК РФ;
2) когда у налогового (таможенного) органа есть достаточно оснований полагать, что плательщик налогов предпримет какие-либо действия, чтобы скрыться. При этом речь идет о любых действиях плательщика, дающих основания это полагать, например, приобретение проездного билета для отъезда в другой город, получение заграничного паспорта, ходатайство о приобретении гражданства другой страны или права на постоянное место жительства в этой стране, систематическое уклонение от явки в налоговые (таможенные) органы и т.д.;
3) когда есть достаточные основания предполагать, что плательщик налогов предпринимает действия по сокрытию своего имущества. Например, он поместил объявление о срочной распродаже имущества, перевез его в другой склад, место нахождения которого неизвестно налоговому (таможенному) органу, переоформил имущество на подставных лиц. При этом под имуществом, упомянутым в статье 77 НК РФ, надо понимать вещи, ценные бумаги, транспортные средства, недвижимость, иное имущество (об этом мы подробно разговаривали с вами в комментарии к статье 47 НК РФ), принадлежащее плательщику на праве собственности или на ином вещном праве;
в) арест имущества применяется и как способ обеспечения исполнения решения о взыскании налогов (ст. 47 НК РФ). Иначе говоря, арест имущества обеспечивает исполнение:
и обязанности по уплате налогов при изменении сроков (как залог и поручительство, ст. ст. 73, 74 НК РФ);
и такой обязанности при нарушении сроков исполнения, установленных законодательством о налогах и сборах (как пеня, ст. 75 НК РФ);
и решения о взыскании (как приостановление операций по банковским счетам плательщиков налогов, ст. 76 НК РФ).
2. В пункте 2 комментируемой статьи законодатель классифицирует виды ареста имущества.
Итак, различают два вида ареста имущества:
а) полный арест имущества — это такое ограничение прав плательщика налогов и сборов, при котором он:
— абсолютно не вправе распоряжаться арестованным имуществом. То есть данное правомочие собственника парализуется: последний не вправе продать имущество, подарить его, сдать в аренду, передать в качестве вклада в коммерческую организацию или в простое товарищество, совершить любую иную сделку, направленную на отчуждение этого имущества;
— может осуществлять правомочия владения или пользования арестованным имуществом (например, совершать поездки на своем автомобиле, использовать в процессе производства станочный парк и т.д.), но лишь с письменного разрешения налогового (таможенного) органа и под его контролем;
б) частичный арест имущества — это такое ограничение прав плательщика налогов, при котором с разрешения и под контролем налогового (таможенного) органа осуществляются все три правомочия собственника.
Плательщик налогов, например, может получать право осуществлять продажу определенных видов, партий, частей имущества для того, чтобы с выручки уплатить налоги.
3. Пункт 3 статьи 77 комментируемого Кодекса имеет отсылочный характер:
а) допускает применение ареста имущества для обеспечения взыскания сумм налогов только за счет имущества (ст. 47 НК РФ) плательщика налогов, но не за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах;
б) устанавливает порядок обращения взыскания на арестованное имущество, отсылая нас к ст. 47 НК РФ (п. 5 ст. 47 Кодекса указывается последовательность обращения взыскания на те или иные виды имущества).
4. В пункте 4 комментируемой статьи НК РФ, законодатель устанавливает, что арест может быть:
а) наложен на все имущество плательщика налогов. Что имел в виду законодатель под термином «все имущество плательщика налогов и сборов»? Постараемся ответить на этот вопрос подробно. Арест может быть применен в отношении следующих видов имущества организации-плательщика налогов и сборов:
— имущества, не участвующего непосредственно в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг (в том числе транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг и т.п.);
— готовой продукции (товаров);
— сырья, материалов, полуфабрикатов, а также основных средств организации (станков, зданий, сооружений, оборудования и др.);
— иного имущества. При этом необходимо учесть, во-первых, правила пункта 5 статьи 47 НК РФ (о последовательности применения ареста в отношении того или иного вида имущества). Во-вторых, правила пункта 5 статьи 77 НК РФ (о том, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов). В-третьих, правила пункта 1 статьи 103 НК РФ (о недопустимости неправомерного вреда организации-плательщику налогов);
б) словосочетание «все имущество» не касается денег на банковском счете;
в) арест не может применяться в отношении имущества физического лица — плательщика налогов.
5. В пункте 5 комментируемой статьи законодатель определил следующие правила:
а) налоговый (таможенный) орган не может определять пределы и количество, на которое допускается наложение ареста имущества;
б) аресту подлежит только та часть имущества (тот его объем, то его количество), которое:
необходимо для уплаты налогов (исходя из его рыночной стоимости, спроса на это имущество в данном регионе, потребительских свойств, степени износа и т.д.);
достаточно для уплаты налогов. Другими словами скажем: нельзя подвергать аресту излишнее количество имущества (в противном случае возникает ситуация, охарактеризованная в статье 103 НК РФ как причинение плательщику налогов и сборов неправомерного ущерба).
Правила пункта 5 статьи 77 НК РФ следует соблюдать как при полном, так и при частичном аресте имущества.
6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает следующие императивные правила, а именно решение об аресте имущества принимается:
а) руководителем (его заместителем) налогового (таможенного) органа;
б) в форме соответствующего постановления. Приказом МНС от 31 июля 2002 г. N БГ-3-29/404 утверждена действующая форма постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.
Отсутствие надлежащим образом оформленного постановления дает основание обжаловать арест имущества и признать его неправомерным (судом или вышестоящим налоговым (таможенным) органом).
7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает важные процессуальные правила ареста имущества:
а) во-первых, речь идет об аресте имущества только организаций — плательщиков налогов и сборов, организаций — налоговых агентов, но не об аресте имущества их представителей;
б) понятые (участие которых обязательно при аресте имущества) — это любые не заинтересованные в исходе дела физические лица (ст. 98 НК РФ);
в) налоговый (таможенный) орган, производящий арест имущества, не вправе отказать плательщику налогов (либо его представителям) присутствовать при аресте имущества. Присутствие плательщика (его представителя) должно быть отражено в протоколе об аресте имущества (ст. 99 НК РФ);
г) специалисты (перечисленные в абзаце 2 пункта 7 статьи 77 НК РФ) — это лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела. Привлечение специалиста осуществляется на договорной основе (ст. 96 НК РФ);
д) орган, производящий арест имущества, обязан разъяснить понятым и специалистам их права, предусмотренные статьями 96, 98, 131 НК РФ, а также возложенные на них обязанности и ответственность (ст. ст. 128, 129 НК РФ);
е) налогоплательщику, участвующему в производстве ареста имущества (равно как его представителям, налоговому агенту, плательщику сборов), налоговый (таможенный) орган обязан разъяснить их права и обязанности, предусмотренные в ст. ст. 21 — 24, 26 — 29 НК РФ, а также меры ответственности, предусмотренные в ст. ст. 124, 125, 129.1 НК РФ.
8. Нормы пункта 8 комментируемой статьи Кодекса также содержат процессуальные правила, как-то:
а) они запрещают (по общему правилу) проведение ареста имущества в ночное время. Ночным считается время с 22 до 6 часов (имеется в виду местное время);
б) лишь в случаях, не терпящих отлагательства (если плательщик налогов принимает меры к сокрытию имущества), допускается проведение ареста имущества и с 22 до 6 часов.
9. Правила пункта 9 статьи 77 Кодекса предписывают должностным лицам, на которых руководством налогового (таможенного) органа возложено проведение ареста имущества, предъявить налогоплательщику (его представителю):
а) решение руководителя (его заместителя) налогового (таможенного) органа о наложении ареста имущества;
б) санкцию прокурора на арест имущества, выданную в установленном законом порядке, подписанную и скрепленную печатью;
в) документы, удостоверяющие их личность и полномочия (с указанием звания, должности, места работы и других реквизитов);
г) перед тем, как приступить к аресту имущества. Иначе говоря, сам процесс наложения ареста имущества должен начаться с предъявления упомянутых документов.
10. Пункт 10 комментируемой статьи Кодекса устанавливает обязательные процессуальные нормы — составление протокола об аресте имущества и что необходимо указывать в этом протоколе, а именно:
а) наименование документа;
б) место и дату проведения ареста имущества;
в) время начала и завершения ареста имущества;
г) должность, фамилию, имя, отчество лица, составившего протокол;
д) фамилию, имя, отчество каждого лица, участвующего в проведении ареста имущества;
е) описание ареста имущества и последовательность его проведения;
ж) иные сведения, указанные в ст. 99 НК РФ.
В протоколе ареста имущества (либо в описи, приложенной к протоколу):
перечисляется (попредметно) имущество, подлежащее аресту;
упомянутое имущество описывается (с указанием точного наименования, например: легковой автомобиль «Лада», ВАЗ-2110, номер кузова, шасси, номер двигателя и т.д.; количества арестованного имущества, например: 10 т бензина АИ-95; индивидуальных признаков предметов, на которые наложен арест, например: пятиэтажное кирпичное сооружение, его общую площадь, расположенное на левом берегу реки Волги, по адресу: улица Победы, дом 11);
при наличии возможности указывается стоимость имущества, на которое налагается арест. Действующая форма протокола ареста имущества утверждена Приказом МНС России от 21 июля 2002 г. N БГ-3-94/404.
В абзаце 2 пункта 10 комментируемой статьи содержится еще одно важное правило: должностные лица, производящие арест имущества, обязаны предъявлять плательщику налогов и сборов (его представителю), а также понятым все предметы, подлежащие аресту.
11. В соответствии с пунктом 11 комментируемой статьи настоящего Кодекса руководитель налогового (таможенного) органа (принявший решение об аресте имущества) обязан:
определить место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест (т.е. указать, например, склад, терминал, помещение, адрес открытой стоянки, иного хранилища и т.п.);
определить такое место либо заранее (если известно, какое именно имущество будет подвергнуто аресту), либо сразу после наложения ареста.
12. Пункт 12 комментируемой статьи устанавливает следующие правила, но перед тем как мы будем говорить о них, необходимо пояснить некоторые понятия, применяемые законодателем в комментируемой статье:
1) отчуждение — это, например, продажа, мена имущества, передача его в дар, внесение в качестве вклада в уставный капитал коммерческой организации, совершение иных сделок, по которым право собственности на имущество переходит к другому лицу;
2) растрата арестованного имущества — это не только его отчуждение в пользу третьих лиц, но и его потребление, использование, частичная порча, утрата вследствие недобросовестного его хранения;
3) сокрытие арестованного имущества — это принятие мер, затрудняющих или делающих невозможным обнаружение реального места нахождения имущества.
Вернемся к комментарию п. 12 настоящей статьи Кодекса:
а) запрещается отчуждение имущества:
без разрешения налогового (таможенного) органа; без надлежащего контроля со стороны налогового (таможенного) органа;
б) в пункте 12 комментируемой статьи настоящего Кодекса имеется в виду не любой налоговый (таможенный) орган, а именно такой, который принял решение об аресте имущества, поэтому санкция вышестоящего налогового (таможенного) органа не является достаточным основанием для отчуждения арестованного имущества;
в) за несоблюдение установленного порядка владения, пользования, распоряжения арестованным имуществом к виновным лицам (включая плательщиков налогов и сборов, должностных лиц налоговых и таможенных органов) могут быть применены меры ответственности, предусмотренные:
— в статье 125 НК РФ;
— в других федеральных законах (например, ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту или подлежащего конфискации»).
13. Пункт 13 комментируемой статьи устанавливает ряд важных правил:
а) о том, что решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового (таможенного) органа. Этим лицом может быть только руководитель (или его заместитель) налогового (или таможенного) органа, ибо именно он и принимает решение об аресте имущества (см. п. 6 ст. 77 НК РФ);
б) упомянутое решение отменяется, если обязанность по налогам или сборам прекратилась:
— вследствие их уплаты;
— по иным основаниям (например, из-за того, что налоги были отменены в порядке, предусмотренном НК РФ);
в) решение об аресте имущества может быть отменено также любым вышестоящим налоговым (таможенным) органом (вплоть до МНС России и ГТК России);
г) упомянутое решение об аресте имущества действует:
— с момента наложения ареста (т.е. составления и подписания в установленном порядке протокола о наложении ареста). При этом отсчет начинается именно со дня, когда был наложен арест;
— до отмены решения в установленном порядке самим органом, наложившим арест, вышестоящим органом (куда, например, обратился с жалобой плательщик налогов и сборов) или судом (если плательщик налогов и сборов обжаловал арест имущества в судебном порядке).
14. Правила пункта 14 статьи 77 комментируемого Кодекса распространяют действие подпунктов 1 — 13 статьи 77 настоящего Кодекса на арест имущества налогового агента и плательщика сборов.
Однако применять эти правила к представителям плательщиков налогов и сборов, а также лицам, упомянутым в ст. 51 НК РФ, оснований нет.
15. Налоговые органы (осуществляя арест имущества) в своей практике руководствуются Методическими рекомендациями по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога.
О чем надо помнить при увольнении по окончании срока договора (п. 2 ст. 77 ТК РФ)?
- Договор, заключаемый на срок, должен удовлетворять ряду требований, при несоблюдении которых он может быть переквалифицирован в бессрочный (ст. 58 ТК РФ).
- Он оформляется только в ряде определенных случаев, указанных в ТК РФ (ст. 59), и эта причина приводится в его тексте (ст. 57 ТК РФ).
- Срок его действия составляет не больше чем 5 лет, и он зафиксирован в тексте (ст. 58 ТК РФ).
Действие договора, который удовлетворяет вышеприведенным требованиям, завершается:
- В указанный в его тексте срок (п. 2 ст. 77 ТК РФ), и об этом надо предупредить работника письменно не меньше чем за 3 календарных дня (ст. 79 ТК РФ), если договор оформлялся не в связи с замещением отсутствующего работника.
- При наступлении события, к которому привязан указанный в договоре срок (ст. 79 ТК РФ): при выходе на работу заменяемого сотрудника, окончании сезона или выполнении оговоренной работы.
Если человек продолжит работу по завершении срока действия срочного договора, то договор будет считаться бессрочным (ст. 58 ТК РФ).
Особые ситуации могут возникнуть в отношении договора, заключенного с беременной женщиной, срок действия которого заканчивается в период беременности (ст. 261 ТК РФ):
- По желанию женщины его продлевают до окончания этого периода.
- Если продолжение работы, во время которой наступила беременность, оказывается невозможным из-за этого состояния, а у работодателя нет другой подходящей работы или женщина не согласна на нее, то договор будет прекращен во время беременности.
Иными причинами прекращения срочного договора могут послужить также и любые другие основания, приведенные в ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора
Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2007 N 83-Г07-7 В противном случае работодатель после получения медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к выполнению поручаемой работы вынужден будет прекратить трудовой договор согласно пункту 11 ч. 1 ст. Трудового кодекса Российской Федерации за нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (абз. 3 статьи 84 настоящего Кодекса), либо перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ч. 1 ст. ТК РФ).
Обзор судебной практики, Приложение к письму ФСС РФ от 11.07.2005 N 02-18/07-6203
Как следует из материалов дела, Булава А.А. с 01.07.1999 работал на должности ведущего специалиста филиала N 1 отделения Фонда. 22.07.2004 Булава А.А. в письменном виде предупредил работодателя о расторжении трудового договора с 05.08.2004 по собственному желанию. 03.08.2004 истец, во изменение и в дополнение к заявлению от 22.07.2004, подал работодателю заявление о том, что просит считать последним рабочим днем 12.08.2004, указав, что 12.08.2004 является последним днем полагающегося ему отпуска. Приказом управляющего отделением Фонда N 325-К от 02.08.2004 Булава А.А. уволен с 05.08.2004 по пункту 3 статьи Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) по собственному желанию. С приказом об увольнении истец ознакомлен 05.08.2004.
Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2007 N 83-Г07-2
Депутат Брянской областной Думы П. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующим этого положения с момента принятия, сославшись на его противоречие части 1 и части 9 статьи , части 1 и части 4 статьи , части 2 статьи , пункту 14 статьи Трудового кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2003 N 3-Г03-5
Гарантии, указанные в ст. 24 оспариваемого Закона, в целом согласуются с принципами осуществления совместного нормотворчества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, позволяющими субъектам Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения собственные нормативные правовые акты по вопросам, в том числе, и не урегулированным в соответствующих федеральных законах, и положениями ст. ст. 5, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. ст. , , 164, 165, 172 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими создание депутатам представительных органов местного самоуправления необходимых условий для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий путем установления для них Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации особого статуса, включающего в себя и дополнительные трудовые гарантии, обеспечивающие защиту депутатов от незаконного увольнения с работы и необоснованного изменения им существенных условий труда. Поскольку федеральный закон о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации отсутствует, то с учетом изложенных выше обстоятельств Республика Коми обоснованно приняла собственный нормативный правовой акт, содержащий нормы о статусе депутатов советов муниципальных образований Республики Коми, которые предусматривают более высокий по сравнению с действующим трудовым законодательством уровень защиты трудовых прав этих депутатов. При этом установленные в ст. 24 Закона Республики Коми «О местном самоуправлении в Республике Коми» меры защиты трудовых прав депутатов представительных органов местного самоуправления сами по себе не противоречат основным началам трудового законодательства, т.к. не исключают право работодателя на применение положений ст. ст. , , Трудового кодекса Российской Федерации при наличии согласия соответствующего представительного органа местного самоуправления, и с точки зрения права граждан на осуществление местного самоуправления через свои выборные органы являются соразмерными и оправданными.
Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2003 N 46-Г03-5
прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 1 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.98 N 16-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», принятого Самарской Губернской Думой 25 июня 1998 года, в части, определяющей основанием прекращения муниципальной службы окончание срока действия контракта, ссылаясь на то, что в этой части данная норма противоречит ч. 4 ст. Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок и п. 2 ст. Трудового кодекса РФ, которым предусмотрено, что основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (п. 2 ст. 58), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 28.05.2008
п. 11 части первой ст. Трудового кодекса Российской Федерации, не лишается права на получение выходного пособия на условиях, предусмотренных трудовым соглашением. Судом при разрешении спора было установлено, что на основании приказа от 5 мая 2003 г. истица С. была назначена главным бухгалтером организации, а 10 июня 2003 г. с ней был заключен в письменной форме трудовой договор, в соответствии с разделом седьмым которого при вынужденном прекращении работы не по вине работника, а равно при досрочном расторжении трудового договора по инициативе администрации, при реорганизации, ликвидации предприятия С. выплачивается компенсация в размере не менее двух годовых фактических заработных плат (за прошедший период) за счет средств предприятия.
Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2008 N 63-Г08-1
Статьей Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовой договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Основания расторжения служебного контракта (трудового договора), установленного оспариваемой нормой, как правильно указал в решении суд, федеральное законодательство не предусматривает.
Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 24-О-О
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.В. Иванова оспаривает конституционность частей пятой и шестой статьи Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, а при отказе работника от продолжения работы в указанных случаях трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи Трудового кодекса Российской Федерации. По мнению заявительницы, указанные законоположения нарушают принцип свободы труда, лишают работника установленных гарантий и компенсаций и противоречат статьям 2, 7, 15 (части 1, 2 и 3), 17 (части 1 и 3), 18, 19, 21 (часть 1), 24 (часть 2), 29 (часть 4), 37 (части 1, 2, 3 и 4), 45, 46 (части 1 и 2), 52, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года»
Д. обратилась в суд с иском к Артели старателей «Ойна» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованные отпуска. В обоснование заявленных требований истица указала, что она работала в артели с 13 октября 1997 по 27 марта 2009 г. За указанный период оплачиваемые отпуска ей не предоставлялись. 19 декабря 2008 г. она обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении оплачиваемых отпусков за 2007-2008 годы с последующим увольнением. Приказом руководителя организации от 19 декабря 2008 г. Д. уволена с 27 марта 2009 г. по собственному желанию на основании п. 3 ст. Трудового кодекса Российской Федерации. По мнению истицы, при ее увольнении ответчиком неправильно произведен окончательный расчет, не выплачены денежные средства за неиспользованные отпуска в период с 1997 по 2007 год.
Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2011 N 2-В10-6
Прокурор г. Вологды, действующий в интересах Тимофеевой Е.А., обратился в суд с указанными исковыми требованиями, мотивируя требования тем, что прокуратурой г. Вологды проведена проверка по обращению Тимофеевой Е.А. в связи с незаконным увольнением. При проверке установлено, что 31 марта 2008 г. между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования » … государственная юридическая академия … » (далее — ГОУ ВПО … ГЮА … ) и Тимофеевой Е.А. заключен трудовой договор сроком с 31 августа 2008 г. по 31 августа 2009 г., согласно которому Тимофеева Е.А. по результатам конкурсного отбора была принята на должность преподавателя кафедры ГОУ ВПО … ГЮА … (филиал … ГЮА). Приказом от 27 августа 2009 г. Тимофеева Е.А. уволена с 31 августа 2009 г. по п. 2 ч. 1 ст. Трудового кодекса РФ в связи с истечением срока трудового договора. Между тем, на основании листка нетрудоспособности Тимофеевой Е.А. был предоставлен отпуск по беременности и родам на период с 3 июля 2009 г. по 19 ноября 2009 г., и она уволена была в период нахождения в отпуске по беременности и родам. Считая увольнение незаконным, прокурор г. Вологды просил обязать ГОУ ВПО … ГЮА … восстановить Тимофееву Е.А. на работе в занимаемой ранее должности — преподавателя кафедры … ГОУ ВПО … ГЮА … с 1 сентября 2009 г.
Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1002-О-О
Прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия (пункт 2 части первой статьи Трудового кодекса Российской Федерации) соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода, в том числе в связи с выходом на работу работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность).
Каковы правила увольнения по инициативе работника (п. 3 ст. 77 ТК РФ)?
В части правил увольнения работника по собственной инициативе п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ отсылает к ст. 80 ТК РФ:
- За 2 недели до даты увольнения работник подает заявление о своем намерении. Отсчет 2-недельного срока начинается со дня, наступающего за днем подачи, и заканчивается в день увольнения.
- В течение 2-недельной отработки работник может передумать и либо отозвать свое заявление, либо (если договор с ним не расторгнут) продолжить работу после последнего дня срока предупреждения об увольнении. Это правило становится недействующим, когда на место подавшего заявление человека уже письменно приглашен работник, которому нельзя отказать (ст. 64 ТК РФ) в трудоустройстве (беременная женщина или работник, приходящий по переводу).
- Человек, не передумавший увольняться, вправе перестать работать со дня, следующего за последним днем срока предупреждения о своем намерении. Последний рабочий день для него — это день увольнения. В этот день работодатель должен выплатить ему все причитающиеся за время работы деньги, невыплаченные к этому дню (зарплата и компенсация за невзятый отпуск), и выдать все необходимые документы (трудовую книжку, справку о зарплате для больничного листа).
2-недельный срок может быть изменен в следующих случаях:
- по соглашению сторон;
- при невозможности дальнейшего продолжения работы;
- если причиной увольнения стало нарушение работодателем норм трудового права;
- когда ТК РФ устанавливает иной срок:
- ст. 71 (испытание) — 3 календарных дня;
- ст. 280 (для руководителя) — 1 месяц;
- ст. 292 (короткий срочный трудовой договор) — 3 календарных дня;
- ст. 296 (для сезонного работника) — 3 календарных дня;
- ст. 307 (для работника работодателя-физлица) — по условию, включенному в трудовой договор;
- ст. 348.12 (для спортсмена или тренера) — 1 месяц.
О правилах составления заявления об увольнении по собственной инициативе читайте в статье «Как правильно пишется заявление на увольнение — образец?».
Как уволить работника по переводу (п. 5 ст. 77 ТК РФ)?
От увольнения по собственной инициативе увольнение по переводу отличает всего несколько вещей:
- Наличие письменного приглашения другого работодателя с указанием в нем даты начала будущей работы и должности приглашенного или акта об избрании на выборную должность, предполагающую освобождение от основной работы.
- Указание соответствующей причины в тексте заявления работника.
- Направление работодателем в ответ на приглашение письма, подтверждающего согласие на перевод.
- Невозможность отзыва работником заявления, содержащего такую причину, поскольку она, по существу, идентична достигнутой в результате соглашения сторон.
- Текст записи в трудовой книжке. При этом причина перевода (к новому работодателю или на выборную должность) потребует ссылки на нее в тексте записи.
- Невозможность в течение 1 месяца после увольнения отказа нового работодателя в трудоустройстве (ст. 64 ТК РФ).
- Невозможность установления для переведенного работника испытательного срока на новом месте (ст. 70 ТК РФ).
Что отличает увольнение при изменении условий трудового договора (п. 7 ст. 77 ТК РФ)?
Такое увольнение происходит, когда работодатель намерен изменить какое-то из основных условий трудового соглашения, а работника это не устраивает. В этой процедуре важны последовательность действий и соблюдение установленных сроков:
- Предупреждение об изменениях должно быть сделано письменно и заблаговременно:
- за 2 месяца работодателем-юрлицом, не являющимся религиозной организацией (ст. 74 ТК РФ);
- за 14 дней работодателем-ИП или работодателем-физлицом (ст. 306 ТК РФ);
- за 7 дней работодателем – религиозной организацией (ст. 344 ТК РФ).
Не требуют согласования с работником:
- перемещение его между рабочими местами, если это не влияет на обязательные условия договора (ст. 72.1 ТК РФ);
- временный перевод на иную работу на срок не больше месяца, если это вызвано чрезвычайной ситуацией (ст. 72.2 ТК РФ).
Как уволить работника, которому нужен перевод на другую работу по медицинским показаниям (по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ)? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Что подразумевается под другими основаниями увольнения?
Другие основания увольнения, не поименованные в ст. 77 ТК РФ, относятся к работникам определенных категорий или отраслей деятельности. Законодательно их перечень не ограничивается, существует только требование об установлении законом федерального уровня. ТК РФ, в частности, предусматривает их:
- для руководителя юрлица (ст. 278);
- совместителя (ст. 288);
- работника работодателя-физлица (ст. 307);
- надомника (ст. 312);
- иностранца (ст. 327.6);
- педагогического работника (ст. 336);
- руководителя (заместителя руководителя) государственной или муниципальной научной организации (ст. 336.3);
- работника заграничного представительства (ст. 341);
- работника религиозной организации (ст. 347);
- работника работодателя-нотариуса (ст. 351.4).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.