Что значит жить по понятиям? Воровские идеи. Тюремный жаргон

Тюремный сленг за последние несколько лет плотно вошел в повседневный речевой оборот многих людей. Случилось это отчасти из-за популяризации такой категории людей, как «гопники», отчасти из-за суровых условий нынешней реальности, где обычные законы зачастую уже не работают, зато воровские вполне способны воспитать в человеке нравственность и трудолюбие. Что значит жить по понятиям и так ли это плохо на самом деле, как кажется? С воровскими идеями знакомы очень много людей, и поддерживают их тоже достаточно часто. В чем же эти люди правы, а в чем нет?

Когда появились воровские законы

«Блатные» понятия формировались на протяжении достаточно долгого времени, начиная с 30-х годов прошлого века, когда власть активно начала бороться с ворами и преступниками, одного за другим усаживая их за решетку даже за малейшую провинность. В ответ на такие агрессивные действия государства преступники сплотились в более организованные группы, где был определенный порядок и свод правил, нарушив которые, человек становился предателем. Именно тот период времени повлиял на формирование основных законов уголовного мира. Все в основном промышляли воровством, за что отправлялись на зону, где «братья по разуму» учили людей жить по понятиям.

Появилась так называемая элита преступного мира – воры в законе, «свои» люди на постах в правоохранительных органах, которые, если надо, «крышевали» своих товарищей, поскольку обладали большими привилегиями и некоторыми связями в высших кругах, поскольку воровские идеи не позволяют сотрудничать с любыми государственными структурами.

Уголовный мир претерпел много изменений по время Второй мировой войны, когда многие заключенные ушли на фронт защищать родину, за что были прозваны «суками» и навсегда заклеймены под предателей, поэтому после Великой отечественной войны в России происходила еще одна война, уже между заключенными. Одна сторона объясняла ушедшим на фронт, что значит жить по понятиям, в то время как другая, так называемые «суки», вставали на путь исправления и сотрудничали с администрацией. Такой порядок на зоне сохраняется и по сей день.

Основные положения воров в законе

С воровскими понятиями знаком каждый, кто хотя бы раз сталкивался с представителями преступного мира, поскольку они лежат в основе поведения любого преступника. Что значит жить по воровским понятиям? Это значит соблюдать ряд правил, быть честным и порядочным человеком. Естественно, в своих кругах.

Среди множества законов можно выделить 7 основных пунктов, из которых вытекает множество других:

  1. Поддерживать «воровские идеи». За своих стоять горой.
  2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с государственными структурами и правоохранительными органами. Не давать показаний, не свидетельствовать против себя или кого-то другого, не признавать вину, будучи осужденным.
  3. По отношению друг к другу быть честным. Все преступники – братья, а предательство в семье недопустимо, иначе человека просто загнобят или убьют.
  4. Важно постоянно привлекать в свою среду новых членов. Желательно – молодежь, поскольку они более способны и понятливы.
  5. Запрещено заниматься политической деятельностью. Не состоять в партии. Не иметь дело с документами, не прописываться по месту жительства, не работать.
  6. Соблюдать субординацию, устанавливать власть воров в законе на зонах, в СИЗО и ИТУ. Авторитет в уголовном кругу завоевывает тот, у кого больше жизненного опыта, кто не впервые «мотает» срок, периодически «отсиживается» на зоне за преступления и не работает в одиночку, активно взаимодействует с теми, кто на воле.
  7. Обязательно нужно уметь играть в карты. Не мухлевать в игре на деньги, за это можно получить.

Из этих понятий вытекает множество других, например такие, как поддержание порядка на зоне, улаживание конфликтов, собирание дани с сидевших и так далее. Что значит «жить по понятиям»? Соблюдать эти правила, если угораздило попасть в подобный круг общения.

Воровские понятия

ВОРЫ В ЗАКОН


@voryvzakone
Воровские понятия это неписаные законы — так принято говорить, однако они начинают познаваться с элементарных написанных от руки листов бумаги.

Закон распространяется на весь преступный мир, начиная с лагерей и тюрем, куда братва доставляет «грев» и воровские прогоныи заканчивая свободой, где так же живут по воровским законам

Воровское для людского

Кто-то собирается делить воровской закон на тюремный и еще какой-то?

В воровских понятиях никакого тюремного закона — это заблуждение, за которое можно ответить, распространяя его! Воровские понятия и законы можно делить только на воровское и людское — и других не существует!

Все воровские законы и традиции начинались с тюрем и лагерей. Но в лагерях и тюрьмах не все могут строго придерживаться воровской идеи, где основополагающий смысл — противостоять любому режиму, пропаганде, которые идут вразрез с идеологией воров.

Не каждый будет умирать за воровскую идею. Законники это прекрасно понимают. Дальше заходим и смотрим, что познается в самом начале воровского закона, чтобы вам стало понятно, что такое людское:

По воровским понятиям — 90% населения тюрем и лагерей составляют мужики.

По воровским законам есть только две масти — это вор и мужик.

По воровским понятиям — никто не должен жить по краям и областям, а только по мастям.

Кто шагает с мусорами в одну ногу тот бля…ь.

Отсюда получается, что если в лагере или тюрьме живут иначе (красный беспредел, блочная система), то это бля…ское.

На таком лагере вор в законе может поставить крест, и прибывшие оттуда зэки на воровской ход будут жестоко наказаны, так как приведенные выше законы должен знать каждый арестант.

Бля…ским — вор может объявить как весь лагерь, так и отдельно взятого человека — бля…иной, обычно это председатель какой-нибудь секции, являющийся главным козлом.

По воровскому прогону на того, кто объявлен бля…иной, начинается настоящая охота в тюрьмах и лагерях СНГ, и на свободе его будут ждать. Обычно такого человека братва встречает возле лагеря, где операм уже нет до него дела, а дальше вывозят и убивают.

Последний случай, который я хорошо помню: козла не стали трогать, так как его встречала мать, только через месяц на его родине ему переломали ноги, сделав инвалидом до конца дней. К нему отнеслись по людски — не стали убивать.

По воровским законам начала 2000-х — «х.ем не наказывать, дабы не уподобляться красноперым»

Каждый порядочный арестант при встрече с блядиной должен его убить, если убить не получится, то он должен его пометить ударом ножа или заточки по лицу.

Так как 90% тюрем и лагерей состоит из мужиков, то для познающего воровскую идею один из пунктов звучит так:

Пацан, шпана, жиган — живет интересами мужика.

Но, мужик, мужику рознь, и это понимает каждый, поэтому в преступном мире прошлое не прощается. Если есть у человека даже незначительный нюанс по жизни, то отношение к нему будет соответственное.

Нюансов и неровностей «по жизни» множество и перечислять их можно до следующей китайской пасхи. Основное, что должно быть ровно у мужика, не претендующего стать вором в законе:

  1. Он не должен быть кумовкой, не должен шагать в ногу с мусорами.
  2. Не должен быть терпилой по воле.
  3. Не должен сидеть по стремной статье.
  4. На свободе не должен работать в охране, милиции, пожарной части — не носить других погон.
  5. Не должен состоять ни в каких политических партиях.
  6. Главное — должен поддерживать воровскую идею.

Из 90% населения тюрем и лагерей останется немного, кто строго соответствует этим пунктам.

Познающий воровскую идею должен и к остальным относиться лояльно (строго по понятиям), а еще точнее по людски — это и есть людское. Но когда приходится выбирать, то братва всегда становится на сторону порядочного мужика. И к остальным, у кого «хвост до Магадана» относятся по людски — они приносят пользу порядочным мужикам и братве.

Воровская идея

Всякий начинающий познавать воровскую идею, по сути, становится на очень тяжелый путь: он устает морально, физически, рискует жизнью, особенно на свободе, обязан раскрутиться, если в лагере.

Далеко не каждый это выдерживает, отсюда поговорка от оперов «блатная жизнь короткая». На самом деле «блатной», «блатные», «блат» и все производные, однокоренные слова от слова «блат» в воровских понятиях не существуют.

То есть, слово «блатной» ничего абсолютно не значит, а следовательно, не имеет веса в преступном мире!

Есть только шпана, братва, босота — это те, у кого есть будущее стать вором. А слово «блатной» используется в обиходе, но на сходняке такого никто не услышит.

Чтобы стать вором, кроме кристальной чистоты, шпанюк должен обладать личными качествами:

  • Уметь довести мысль до любого даже самого трудного человека, не повышая голоса (повысить голос, тон это оскорбление) — нужно самообладание.
  • Организовать что-то: игра, сходняк, перекид и т.д.
  • Самостоятельно поставить точку в какой-то проблеме: судьба человека, лагеря — это решительность, так как такие дела рассматриваются со стороны «под микроскопом», нельзя делать ни малейшей ошибки.
  • Самостоятельно вести дела: барак, лагерь, регион и т.д.
  • Шпанюк должен хорошо и убедительно говорить — не встречал, чтобы было иначе, конечно, если это не «пехотинец».

Шпана, босота, братва — это тоже строго по воровским понятиям мужики, но их называют иначе: пацан, стремяга, отрицалово.

Каждый из них может стать вором. Начиная свой путь, они учатся располагать мужиков, дальше больше — приобщить мента.

Каждый из них должен в совершенстве владеть языками воров — это феня и мурка, где иногда с помощью одного жеста можно объяснить, к примеру, какой человек масти, зачем пришел, что у него с прошлым и прочие детали.

Основные задачи босоты — это познавать и распространять.

Сеять людское и воровское — вот главная задача воровских понятий.

Воровская идея состоит в отрицании всего мусорского, единстве и сплоченности — как одно целое!

Жизнь по мастям

Жизнь по мастям — как это? Если начинают жить иначе — по краям, областям, национальностям или каким-то другим социальным или религиозным принадлежностям, то наступает раскол в лагере, где каждый находится под прицелом, где присутствует только — свой или чужой.

Это называется «блок» или «блочная система». Такое часто бывает, когда живут землячеством, или лагерь попадает под влияние какой-либо группировки, которая не знает, как должно быть по воровским понятиям.

Лагерь разрывают на части, на бараки, когда кланы, земляки и прочие группы противостоят друг другу.

«Каша» продолжается до поры, до времени, пока контора не берет вверх, загоняя всех на плац бэтээрами.

По воровским понятиям — нет национальностей, земляков и прочих отличительных принадлежностей человека, не относящихся к воровской идее. Все равны, и если кто-то думает иначе или не дай бог подчеркнет кому-то, то он ответит по жизни на сходняке.

Как спрашивают по воровским понятиям

Спрос по понятиям бывает жесток, но здесь человек, как правило, понимает, что его может ожидать, поэтому это только его выбор. Убить человека могут только по решению воровской сходки, зачастую это блядина, которого достанут рано или поздно.

Среди своих такой окончательный вердикт выносится редко, зачастую «поправляют». Как поправляют — в конце сходняка, обязательно человек должен осознать, потом ему дают в ухо.

Поправляют в основном за проступок, за серьезные поступки так легко никто не отделывался.

Серьезные поступки по воровским законам

Поступок в воровском мире — это уже серьезно, это однозначно как минимум хвост. Поступков, опять же строго по воровским законам, бывает только два:

  1. Бля…ский — против воровского, вора, сказанного вором. Воровское не обсуждается, иначе это бля…ское и дается имя блядь, бля…ина.
  2. Гадский — против людского, здесь могут решать люди — шпана, босота. Имя гад, гадина, т.к. гадское.

С первым случаем понятно — человек осознанно идет против воровских понятий, что заканчивается его смертью.

Гадское это когда человек пошел против своих или сделал что-то неподобающее, или навредил кому-то. Каждому гадскому поступку дается имя, вот некоторые из них:

  1. Крыса — украл у своих.
  2. Мышь — не поставил в известность, тем самым навредил.
  3. Интриган — плетет интриги, зачастую «стравливает» людей между собой.
  4. Змейское — затаил обиду, выждал и отомстил.
  5. Фуфлыжник — проигрался, не заплатил.
  6. Хулиганское — дрался, выяснял отношения не в порядке сходняка.
  7. Махновщина — лохмачи забирают что-то, обирают заключенных.

Разумеется, всего не расскажешь, тем более что по-настоящему понять, что такое воровская идея можно только когда варишься в этом.

Поверьте на слово, что нужно оставаться человеком при любом раскладе, даже если тебя бьют с утра до вечера как собственного ишака, помните — что вы не осел, а человек.

Человек должен жить по людски, правильно? Тогда единственная возможность в тюрьмах и лагерях на сегодняшний день — это жить по воровским понятиям.

Распространенные ошибки

Некоторые источники в интернете утверждают, что есть воровские и тюремные законы, повторюсь, что тюремных законов не существует, если авторы имеют ввиду «людское», то и отсюда выходит много ошибок в определении и не только, скажу о главном.

К примеру, под первым пунктом «в тюремном законе» википедии написано так — выделять долю в общак — это не так, такого нет. В тюрьме из мужиков сидят одни бедолаги, воры в законе это прекрасно знают, мужикам, наоборот, и выделяется из общака, а как есть? цитирую

«общак — дело добровольное»

Можно ли сказать что законы тюрьмы — это людское?

Нет, так как людского придерживаются и на свободе, не все зэки могут жить по воровскому укладу.

Большинство бывших арестантов и на свободе продолжают поддерживать эти «законы тюрьмы», так как истинно воровских традиций не знают, или не имеют права по ним жить.

Выше я писал, что есть только две масти — это вор и мужик.

Живут по мастям, а не по возрастам, регионам, погонам, областям и так далее, отсюда вторая ошибка википедии над которой балдеют престарелые чайханщики и другие шныри — это почитать старших нет такого и в помине, за что его почитать — за то что он полы моет 40 лет?

Следующий пункт — это почитать родителей, конечно это святое и для многих зэков стоит на первом месте, но это дело личное каждого арестанта, большая часть осужденных вообще не знает своих родителей.

А вообще, личное никогда не ставится впереди общего, ваше личное, если идет вразрез общему, воровскому, людскому, то будут проблемы, как минимум. Верить можно во что угодно, но… пока не будет очевидный вред общему положению.

P. S. В воровском законе есть такой пункт, где говорится — «Не вооружайте недостойных, не сейте воровское среди тех кому не дано».

Читайте похожие материалы:

«Зона строгого режима»

«Как жить в тюрьме? По закону или по понятиям?»

«За какие наколки могут спросить в тюрьме»

«Что такое Пресс-хата — беспредел в тюрьме и зоне»

«Чем славянские воры в законе отличаются от кавказских»

«Зоновские четки перекидухи»

«Положенец на зоне и на свободе, кто он?»

«Наркотики в тюрьмах»

Подписывайся на канал ВОРЫ В ЗАКОНЕ: https://t.me/voryvzakone


Подписывайся на канал ВОРЫ В ЗАКОНЕ: https://t.me/voryvzakone

Чем люди занимаются в тюрьме

Попадая на зону, человек, так или иначе, оказывается под влиянием общепринятых понятий, которые обязан соблюдать, но при этом ему позволительна некоторая свобода действий относительно своих увлечений, пока это не задевает других. В тюрьме многие авторы писали свои книги, сочиняли стихи, у большинства «зэков» есть свое увлечение, и в дела чужого, как правило, никто не лезет, но, если скажет что-то против кого-то другого – получит за это по заслугам, ибо «за базар нужно отвечать». Вообще, большинство блатных фраз имеют более глубокий смысл, чем может показаться изначально. С блатными понятиями знакома, в том числе и администрация тюрьмы, и «выехать» за счет законодательства не получится. Поскольку понятия существуют параллельно с законами, а иногда и вовсе ставятся выше законов, поэтому чтобы выжить в этой среде обитания, необходимо прочувствовать грани, за которые переступать нельзя.

Существует также два вида колоний. Одни не работают, находятся в неоплачиваемых отпусках, другая часть заключенных предпочитает заниматься каким-либо трудом. На территории тюрьмы могут находиться целые цеха по шитью одежды, выпеканию хлеба и многое другое. В целом — «черный» и неблагодарный труд.

К кому обращаться за справедливостью?

Ни в коем случае нельзя пытаться наказать обидчика самостоятельно – за это на зоне обычно убивают. Блатные выполняют функцию охраны вора, и человек, с которым поступили несправедливо, даже пальцем не успеет прикоснуться к авторитету.

В обычной среде, если человека обидел руководитель, необходимо сообщить о нарушениях его начальству. На зоне и в тюрьме, если, например, смотрящий поступил не по понятиям, необходимо написать записку – маляву — или лично рассказать о происшествии положенцу.

В сегодняшних тюрьмах разделение на «красные» и «черные» зоны уже не такое резкое. К первым раньше относились те исправительные учреждения, в которых многие заключенные сотрудничают с представителями власти. Во вторых для находящихся под арестом это было категорически неприемлемо.

Однако в обоих случаях любой контакт с представителями власти, тем более с передачей сведений о внутренних зековских делах и разборках, наказуем. Поэтому нельзя обращаться за помощью к администрации тюрьмы или зоны. Те, кто жалуется тюремному начальству, рискуют здоровьем, а то и жизнью.

Администрация и обычно сама предпочитает не вмешиваться в дела заключенных, поскольку порядок во многом обеспечивается за счет внутренней зековской субординации. Из внешних контактов неуставным сводом законов разрешены письма адвокату и родным.

Побои и издевательства – обыденность в местах лишения свободы. Именно за счет них поддерживается строгая система иерархии, на них держится воровской закон. Так что любому, кто туда попадает в места лишения своюбоды, нужно полностью менять свою точку зрения на такие вещи, как справедливость и человеческое достоинство.

Показать комментарии

Обсуждение

Как работают понятия

Следует учитывать, что в повседневной жизни и на тюремном жаргоне зачастую понятия кардинально отличается от того, что имеют в виду блатные парни на улице. Общество активно заимствует некоторые слова из тюремного жаргона, размывая весь первоначальный смысл придуманных терминов. У людей, отбывающих наказание, на самом деле совсем другой язык, разговаривают они в основном на жаргоне, а что значит жить по понятиям на зоне, запоминают в первые месяцы пребывания в колонии.

Почему же есть такое слово «понятие»? Каким изначально в него вкладывается смысл? Понятие – потому что должно быть понятно всем. Если человек начинает «задвигать» длинную философию и пытаться убедить кого-то в его неправоте, оперируя понятиями и переворачивая факты с ног на голову, грубо говоря «льет воду» и «пудрит мозги», значит дело нечисто. Долгие разглагольствования не свойственны людям, живущим по понятиям, чем проще объяснение – тем лучше.

Эти законы работают в тюрьме, так как есть необходимость, но по каким понятиям живут «гопники», которые ни разу в жизни не сидели на зоне? Ответ очень простой: по людским. Поступать по-людски, значит не подставлять близких людей, не воровать и уважать свою семью и мать. Некоторые «гопники» почему-то еще предпочитают ни при каких обстоятельствах не работать, причем вовсе не из-за того, что они так борются с системой и государством, а потому что есть такое понятие. Или они про такое отдаленно слышали.

Пацанские компании

Каждая уличная группировка имела свою территорию, и её охрана была одной из главных задач компании. Наверняка каждый из парней хоть раз в жизни оказывался в такой ситуации, когда ватага агрессивно выглядящих сверстников с вызовом спрашивала его: “Ты с какого района?” Защита “своей” территории также регламентировалась целым списком правил.

Первое и основное правило звучит как знаменитый девиз мушкетеров из романа Александра Дюма: “Один за всех и все за одного”. Если пацан становился объектом нападения, он мог рассчитывать на помощь и отмщение со стороны своих соратников. Примечательно, что даже здесь существовал свой порядок: либо чужакам “забивали стрелку”, т.е. указывали время и место для драки, либо совершались вылазки на вражескую территорию с целью застать обидчиков врасплох. При этом пацаны вели себя в какой-то степени благородно и даже во время рейдов мести не атаковали одиночек.

Как следует общаться с такими людьми

Так называемые «гопники» — это люди, живущие по понятиям. В основном это молодежь, близкая к криминальному миру, либо же имеющая непосредственное к нему отношение. Но чаще всего криминальное поведение никак не связано с отношением этих людей к воровскому миру, проще говоря, они заимствуют чужой жаргон и используют его, как им удобно. Если спросить у них, что значит жить по понятиям, то в ответ можно получить невнятное бормотание и слабое объяснение своих взглядов. Дело в том, что воровские идеи разные и людьми трактуются по-своему, что создает определенные разногласия, и понятия у каждого человека могут быть свои. Так по каким понятиям живут гопники в итоге? Их размытое представление о мире и дисциплине зачастую не имеет ничего общего с организованной преступностью и иерархией, которая творится в преступном мире.

Ведя диалог с представителями этой социальной прослойки, следует быть аккуратным в выражениях, да и в принципе много не болтать. На вопрос: «по каким понятиям живешь?», как ответить, довольно очевидно: по людским, как и все люди. Любое лишнее слово может спровоцировать конфликт.

Еще один довольно излюбленный вопрос: ты кто по жизни? Тут главное не начать мямлить и четко ответить, дать понять, что вы можете за себя постоять. Чем неуверенней человек ведет себя с представителями данной группы, тем легче сделать из него жертву.

Жизнь «по понятиям» и без

Зачастую приходится сталкиваться с теми, кто живет по «понятиям». В данном блоге речь не будет идти о заключенных, которые каким-то образом чтят свои негласные правила или придерживаются их.

Насколько помню, бурная жизнь по понятиям, среди общества и молодежи зацвело и запахло после развала Советского Союза, когда на смену коммунистическим ценностям, в образовавшимся вакууме в пытливых умах пришли ценности из криминального мира. Подробно описывать эту процедуру также не стану, но хотелось бы остановится на некоторых противоречивых фактах жизни по «понятиям» среди молодежи.

Как говорил Г.Головкин в своем интервью, ему в юности часто приходилось драться в своем городе. Пожалуй эта участь застала всю молодежь того времени. Наравне с этим молодежи активно насаждались «понятия».

Я тогда не был знаком с политикой «двойных стандартов», и как-то странно получилось, когда одного нашего сверстника, который всем твердил «о вреде понятии красных разборок и правильности разборок по черному» и всячески многих провоцировал «на черные разборки» с ним (то бишь на драку, обычно более слабых и младшего возраста), настучали по мозгам в одном из ночных клубов нашего города. Все мы тогда ждали «ответки по черному» от него, но странно получилось, когда он обратился, тогда еще в милицию с заявлением на своих обидчиков. И когда бабушка ходила в милицию на разборки с обидчиками своего горячо любимого внука.

Потом свои «красные движения» приверженец «жизни по понятиям» объяснял тем, что его родители заставили написать заявление, была бы его воля «он разобрался бы с ними по черному», мы охотно поверили в него.

Вторым фактом идущим вразрез «жизни по понятиям среди пацанов» стал факт, когда мне не вернули денежный долг))). То есть перед тем, как занять их у меня, приверженец такой жизни сказал мне, что он «будет бл*дью», если не вернет деньги. Соответственно деньги он мне не вернул и в следующем разговоре об упоминании его бл*дью, он был оскорблен и по понятиям я был вызван на дуэль.

Третьим фактом стал, когда «дуэлянты» после «черных разборок» стали писать на друг-друга заявления в полицию о получении и нанесении травм. Это как-бы шло вразрез насаждаемым «понятиям» среди молодежи.

И по всем фактам лица, нарушившие принципы «понятии», не считали себя отступниками святой веры и продолжали утверждать остальным, что только он истинный жилец по понятиям. Особо тревожно становится, когда на жизнь «по понятиям» агитируют некоторые работники правоохранительных органов, называя потерпевших по уголовному делу «терпилами», говоря, что «по понятиям» вы не правы, что обратились с заявлением в полицию.

Я стал отходить от жизни «по понятиям» в более взрослом возрасте, когда понял, что понятия таких законов никак не писаны и никем не регулируются и трактуются каждым в свою пользу. Как я живу теперь?

Молча радуясь жизни. В любой момент возникновения опасности для жизни и здоровья родных и близких, набираю 102 на телефоне. Вообще не реагирую на оскорбления и маты пьяных и не пьяных людей. В общественном месте не употребляю спиртные напитки.

Довольно часто читаю и слышу, что так нельзя жить, что надо уметь постоять за себя. Для таких один ответ, в мирное время я живу по законам государства и подчиняюсь им, а кто использует «понятия» в своей повседневной жизни лицемеры.

Ведь, если они станут участниками ДТП или в отношении них или родственников будет совершено преступление, в котором будут идти, как пострадавшие, такие в первую очередь наберут 102 и вызовут полицию.

Больно смотреть на таких молодых людей разрушившие свои судьбы своими руками, которые стали жертвами обстоятельств и для которых на тот момент были важны ложные ценности.

Желаю всем поскорее пережить такой промежуток времени и не попадать в сети таких ценностей.

Почему стало популярным быть бандитом

О криминальном мире в принципе людям отдаленным было известно мало, по крайней мере, в довоенное время никто не вдавался в подробности того, как строится иерархия в обществе тех, кто знает, как жить по понятиям. Правила криминального мира получили огласку спустя много десятилетий, и уже в 90-е были наиболее четко сформулированы законы, на которых строился криминальный мир.

В начале двадцать первого столетия на экраны вышли фильмы с криминальной тематикой, где во всей красе были показаны реалии подпольного мира. Многосерийный фильм «Бригада», ставший в России культовый и рассказывающий об авторитетах в криминальном мире, произвел на молодежь сильное впечатление. Затем вышел фильм «Бумер», который тоже не остался без внимания. В отечественном кинематографе в принципе довольно часто поднимается тема противостояния полиции и криминального мира, что и отражается на взглядах населения в целом, ведь именно там наиболее подробно показано, что значит жить по понятиям.

Многие считают, что криминальный мир мафиози и криминальный мир воров между собой переплетаются, поскольку и те, и другие люди имеют в принципе похожие взгляды на жизнь, однако между ними колоссальное различие в действиях и методах выживания. Хороший тому пример криминальная сага «Крестный отец».

Противоречия в законах

Преступные группировки в большинстве своем не ведут себя агрессивно по отношению к обычным гражданам, но если случается так, что кого-то решили обворовать в темном углу из-за недостатка денег, то никакими законами и отсылками к их же моральным правилам, по которым они живут, убедить не удастся. Для многих, отдающих себе отчет в том, что значит жить по понятиям, существуют, как правило, только свои принципы, которые при желании и любом удобном случае преступник будет трактовать так, как это выгодно ему, но никак не его жертве.

Поэтому, хоть и существуют какие-то размытые представления о том, что воровские идеи на самом деле честные и благородные, это не отменяет того факта, что люди, побывавшие в тюрьме, дают себе право вести себя так, как им захочется. «Гопники» отличаются от реально сидевших людей тем, что это в основном бедные молодые люди, которые во всем этом поведении и своде правил видят какую-то крутость и стараются применять ее в повседневной жизни. В реальных кругах такое поведение вовсе не уважается. Это называется «позерством». Человека, который не бывал на зоне, «своим» не считают.

Услышав их жаргон, возникает много вопросов, ответы на которые порой не найти даже в толковом словаре. Например, кто такой «фраер» на блатном жаргоне? Это излюбленное обращение к своим «жертвам», которое подчеркивает колоссальное различие между людьми с зоны и теми, кто просто старается жить обычной жизнью.

Пацаны

Образ такого парня идеализировался, это был этакий рыцарь улицы, который добивался успеха в жизни потому, что следовал определенным неписаным правилам. Пацан был обязан “отвечать за базар”, то есть должен был быть готовым отстоять свои слова по любому поводу и всегда выполнять обещанное. Отсюда родилась присказка “Пацан сказал – пацан сделал”. Для него было недопустимо проявить трусость, он всегда был готов к драке и трудностям жизни.

Обычно первые шаги в таком микросоциуме дети делали начиная лет с 6-8, когда уже более-менее осознавали себя в окружающей среде. Романтизация пацанов делала их образ очень притягательным, они становились объектом для подражания.

Иерархия была очень строгая – право называться пацаном надо было заслужить. После этого обладателю подобного звания уже нельзя было совершать поступки, которые делать “западло”, или же совершать их незаметно для окружающих. В самом начале становления пацана однократное нарушение им правил могли простить и просто объяснить, что так делать нельзя, но если он снова попадался на нарушении, то его изгоняли из общества пацанов. Что лишало его множества возможностей, связанных с этим.

Немаловажным атрибутом был внешний вид. В отличие от субкультур панков, рокеров или рэперов, пацан должен был одеваться опрятно. Некоторые элементы одежды или аксессуары являлись знаком принадлежности к конкретной группировке, и если их использовал кто-то из мальчишек, не принадлежащих к группе, встреча с её членами могла для него плохо закончится. Например, в 2006 году молодые люди определяли принадлежность по цвету предметов одежды, например, шнурков или толстовок, а современные подростки вычисляют “своих-чужих” по марке одежды. Причем незнакомца в определенной одежде сначала проверят на прочность, и если он даст слабину, то его побьют.

Соблюдение законов

Но что значит жить по воровским понятиям, если не заниматься никакой преступностью? В погоне за авторитетом, славой и мечтой получить заветный титул «вора в законе», подняться, так сказать, по криминальной социальной лестнице, многие идут на совершение тяжких преступлений. И если в 30-е и 90-е годы прошлого столетия такое поведение было актуально по большей части из-за бедности и инфляции, то остается вопрос: так ли актуально это сейчас?

Выражение «вор в законе» наталкивает на мысль о том, что преступникам все их деяния сходя с рук за счет наличия какого-либо закона. В истинном же смысле выражение в «законе» не подразумевает именно юриспруденцию страны, а имеются в виду именно воровские понятия, законы второго, скрытого мира. Мира, где существуют люди четырех «мастей», разделяемых между собой по определенному роду деятельности.

За счет того, что образовались новые социальные группы, так называемые «гопники», которые толкают воровские идеи в массы, в обычный словарный запас многих давно проник тюремный жаргон. Словарь-переводчик со многими словами может быть не знаком отчасти от того, что ежедневно эта разновидность русского языка пополняется новыми наречиями.

Словарь жаргонных терминов, употребляемых в повседневной жизни

Разнообразен и велик тюремный жаргон. Словарь-переводчик жаргонных фраз, если бы такой вообще имелся, наверняка не уступал бы по своему объему Советской энциклопедии. Как уже говорилось раннее, на зоне жаргон ежедневно пополняется новыми словами, кроме того, знание сленговых выражений передается из поколения в поколение, а многие слова применяются даже в быту. Ниже приведен список самых употребляемых выражений и их значение. Самое основное, что нужно понимать обычному человеку, если он столкнется с гопниками:

  • Авторитет – человек, обладающих властью в преступных кругах.
  • Ажур, или «все в ажуре» – значит, что все в порядке.
  • Бабки, балабаны – деньги.
  • Базар – разговор или крики, «отвечать за базар» — значит разъяснять свои слова, свою точку зрения, нести ответственность за сказанное.
  • Катить баллоны/крошить батоны – критиковать кого-то более авторитетного.
  • Барыга – торговец-спекулянт, сборщик краденного барахла, продавец запрещенных веществ.
  • Блат в городе – полицейские-взяточники, блатной – имеющий связи с преступным миром.
  • Валить – либо убегать, либо убивать/избивать.
  • Врубаться/не врубаться во что-то – понимать или не понимать, то же самое, что догонять.
  • Втихую, втихаря – тайно что-то сделать, исподтишка.
  • Вшивый – нехороший человек.
  • Петух/опущенный — провинившийся в чем-либо человек, которого гнобят, он не авторитетен.
  • Гад – нарушивший воровские законы.
  • Гнида/крыла – человек, поступивший подло, не по понятиям.
  • Косяк – нарушение правил, по которым живут все представители криминального мира.
  • Мент/мусор – работник МВД.
  • Предъява – обвинение в чем-либо, претензия.
  • Разборка – выяснение отношений, открытый конфликт.
  • Шконка — спальное место в тюрьме, кровать.
  • Точка — место работы или место сходки.

Именно эти выражения чаще всего можно услышать на улице, когда между собой общаются люди из криминального мира. Когда же дело касается посторонних людей, для них тоже находятся свои клички. Например, не всем понятно, кто такой фраер на блатном жаргоне, хотя такое обращение встречается довольно часто.

Фраер – это человек, который не имеет абсолютно никакого отношения к криминальному миру. Иначе говоря, законопослушный гражданин. Обращение «фраер» или «фраерок» означает скрытую насмешку над человеком, который всю жизнь посвящает «служению» государству. Такого человека уважать в криминальных кругах попросту не за что.

Пацан должен следить за базаромФрагмент книги Роберта Гареева о молодежных группировках Казани

Роберт Гараев. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. М.: Individuum, 2021

Откуда взялись понятия

Пацан сказал — пацан сделал Ключевое пацанское правило

Уличные правила, которые регламентируют все стороны жизни пацана, называются пацанскими или пацановскими понятиями. Этот достаточно разветвленный моральный кодекс делит все твои поступки и действия на разрешенные — «по понятиям» — и запрещенные — поступать так «западло». По сути, это трансформированные для жизни на улице воровские понятия, которые также называют блатными или людскими. Последние сформировались в системе ГУЛАГ в 1930-х и основывались на полном запрете сотрудничества с государством (нельзя быть комсомольцем, служить в армии и в любом виде сотрудничать с милицией или лагерным руководством), а также неприятии общественных норм вплоть до отказа от материальных благ и запрета жениться или даже заводить длительные отношения.

Пацанские понятия отличаются от блатных меньшей строгостью: пацану не воспрещалось заводить семью, быть комсомольцем или служить в армии. Они ориентированы на существование на улице. Пацан в целом заточен на достижение успеха, причем не только среди своих близких, но и за пределами группировки. Понятия не выглядят как свод правил: их конкретные значения зависят от контекста и ситуации. Понимая основные принципы и владея словесными конструкциями, ты всегда можешь вывернуть любую ситуацию с выгодой для себя или своей группировки.

Вот что пишет о них Светлана Стивенсон в книге «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России»: «Понятия отличаются гибкостью: в разных ситуациях они могут применяться по-разному. Они используются для выражения многих конкретных правил, но при этом опираются на систему фундаментальных принципов, отражающих глубинные представления о мире и о месте в нем группировки».

Для пацана эти правила очевидны — он не задумывается, почему та или иная вещь попадает под запрет. После анализа некоторых запретов становится понятно, что они возникают из-за того, что пацаны считают себя элитой или гражданами мини-государств (группировок). Пацаны защищают свою территорию и честь — они обязаны встать в отмах, если их оскорбляют или посылают на три буквы. Пацан не может быть коммерсом (с коммерса можно только получать), пацан обязан выглядеть опрятным и ходить в чистой одежде. Своих (а в начале 1980-х и чужих) пацанов нельзя бить ногами. Пацан должен уважать своих старших и выполнять их поручения. Кроме того, сами понятия работают только в кругу равных, то есть таких же, как и ты, пацанов. Среди посторонних — чушпанов и лохов, не граждан этих символических государств — действует правило «пацан всегда прав». Другими словами, их можно унижать и оскорблять. Более того, чушпанов и коммерсов надо подчинять себе и эксплуатировать.

Пацанский кодекс также говорит об агрессивном характере этих мини-государств. Об этом можно судить из запрета на курение, алкоголь и наркотики — ты всегда должен быть трезв, чтобы в любой момент дня и ночи встать на защиту группировки. Пацан должен контролировать речь, сохранять самообладание и быть в хорошей физической форме. О последнем говорят и обязательные занятия спортом для младших возрастов.

Пацанские правила постоянно претерпевают изменения. Жесткий запрет на употребление или продажу наркотиков после их прихода в город повлиял и на правила. Группировки участвовали в наркотрафике не в открытую (хотя были улицы, которые не брезговали таким занятиями в 1990-х и 2000-х), но в целом пацаны старались не продавать сами, а нанимали барыг. То же касается и занятий коммерцией: как только в страну пришел капитализм, на большинстве улиц стали закрывать глаза на запрет заниматься бизнесом.

1981 г. р. Марат Т. (имя изменено)Состоял в группировке в 1995–1999-х годахБизнесмен

У нас меньше блат-педали, нет АУЕ какого-нибудь. Были попытки ставить воров в законе смотрящими за городом. В Казани это оказалось физически невозможно, потому что каждый сам себе авторитет. Вся эта воровская тематика не вперлась, потому что пацаны изначально не были нацелены на то, чтобы садиться в лагеря и там что-то качать. Это потом уже много народу попало за решетку и приходилось там качать на местных темах. Как там все это происходило, я не знаю. Вот все же были воровские понятия, а мы жили по пацанским понятиям, когда в приоритете — улица и принципы уличные. Они могли коренным образом отличаться от воровской тематики. Не такие строгие были и более беспредельные. Пацан может делать бизнес, служить в армии и много того, что не может себе позволить человек, подвисший на блат-педали.

Светлана СтивенсонСоциолог, автор книги «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России»

Понятия — это скорее мировоззрение. Оно иногда выражается в определенных словесных формулах, которые сами участники и мы, посторонние, определяем как конкретное понятие, но оно может в этих формулах и не выражаться. И поэтому для человека сама структура его представлений может оказываться скрытой, но при этом она существует и является социальным фактом. То есть люди не являются социологами, они часто не могут анализировать свои представления, но тем не менее вот эта структура четких представлений все-таки есть, и она руководит их деятельностью. Понятия — это моральные правила. Они есть и у нас, они есть и в группировках.

1973 г. р. Андрей ПитуловСостоял в группировке «Светлая» в 1990–1993-х годахПредприниматель, клубный деятель

Понятия пацановские разъясняли гораздо раньше, чем ты оказывался в группировке. Мы во дворе их уже знали. Как правильно себя вести, мне рассказали мои одноклассники в классе седьмом-восьмом: как нужно здороваться, кто должен первым руку протягивать (старшие), что западло, а что не западло.

1981 г. р. Марат Т. (имя изменено)Состоял в группировке в 1995–1999-х годах
Бизнесмен
Пацан должен следить за базаром. Я вот сейчас стараюсь следить за базаром, лишнего не сказать во вред себе. Потому что в запале все мы люди эмоциональные. Сказал что-то не подумав, тебя потом притянут за это: «А что ты там сказал? Ответить готов?». Если человек не готов ответить, его быстро развенчают, регалии поснимают с него. Репутация складывается из умения держать базар.

Это относится только к людям своего круга, к пацанам, к близким с других улиц, к своим — на остальных, в принципе, было по***. Кому-то из своих сказать и человеку, не имеющему отношения к нашему кругу, — это две большие разницы. Тут, подобно любым военизированным мужским объединениям начиная от древней Спарты до самураев, определенный круг считает себя выше других за счет легендарно сложившегося доблестного образа, репутации.

1973 г. р. Андрей Борзихин (имя изменено)
Состоял в группировке «Хади Такташ»
На нашей стороне города слово пацана котировалось очень высоко. Если пропацанишь, то на нашей улице отшивали точно. Не было такого, что, не сдержав слово пацана, ты останешься пацаном. Не знаю, как на другой стороне города, но «жилковские», «грязевские», если слово пацана давали, держали его всегда. Другое дело, что этим словом никогда не раскидывались и давали его нечасто.

Был случай еще до нашей войны с «Перваками» в 1996–1997 году. У «Перваков» были братаны — так называли бибиковскую молодежь, у них главшпан был Братан. Мои ровесники — такая беспредельная была компания: сборище бывших «дружновских», «старогоровских», «мавлютовских», «камаевских». И был у них коммерс, который должен был нашему коммерсу, прилично так, тысяч двадцать долларов. Мы начали его напрягать.

Тут «Перваки» за него приезжают: «Да, он отдаст», потом опять мозги про*** по срокам, мы опять его прессовать начали». И вот однажды приезжаем на стрелу, их человек пятнадцать-двадцать, наверно, мы вчетвером на одной машине: я с В. и двое молодых пацанов. Начинается гул — мы заряжены, они заряжены, чуть до перестрелки не дошло.

И тут мне на ум приходит такое, я говорю: «Слышите, пацаны? Вы даете слово пацана, что такого-то числа он отдаст бабки?» Смотрю, они поначалу заменжевались. И тут выходит Братан и говорит — дословно: «Мы даем тебе слово первогоровских пацанов, что такого-то числа будут бабки». Я говорю: «Все, конфликт исчерпан, разъезжаемся». Чтобы ты понимал, они кидали всех налево-направо, у них был миллион случаев, когда они приезжали на стрелку, под стволы ставили пацанов, беспределили. Но слово пацана сдержали, бабки отдали.

<…>

1972 г. р. Ольга Р.
Жительница Казани
Помнишь Сашку Дункеля такого? Он был с Авиастроя. Тогда еще японские штучки пошли, тамагочи. Он говорит: «Царевский, дай-ка поиграю». Царевский: «На». Поиграл такой и быстро отдает обратно: «На тебе твой тамагочи, он обосрался». Царевский: «Ну убери». А Дункель: «Я потом как пацанам буду объяснять, что я за игрушкой говно убирал?» Пропитано все этим было.

1973 г. р. Михаил С. (имя изменено)Участник группировки «Хади Такташ» с 1980-х

Доходило до маразма: на машину сигнализацию нельзя было ставить, потому что, когда она срабатывает, менты приезжают. Не говоря уже про квартирную сигнализацию: чтобы ее установить, ты с ментами договор заключаешь. Значит, опять не по понятиям. Можно было зацепиться за это и раскачать так, как надо.

1968 г. р. ДмитрийСтоял у истоков группировки «Аделька»Предприниматель, протестант

Мы крадунов и этих синих, обколотых, молодых людей — мы их не уважали. Не уважали за то, что они не могут себя вести в обществе, за то, что они хамы и через слово мат. Мы были уже другие люди, понимаете? Мы хотя еще пока были бандиты-рэкетмены, но уже были готовы легализоваться. Легализация была следующим звеном в логической цепочке. Ну это в начале девяностых пошла такая тема — легализовываться.

Роль криминального мира в обществе

Не стоит упоминать о том, что система правосудия не всегда идеальна и не особо устраивает людей, идущих против нее. Бывают и жизненные ситуации, когда не остается иного выхода, кроме как пойти на преступление. По крайней мере, людям, которые привыкли жить по понятиям воров, совершение преступления кажется поступком правильным.

Однако суд, хоть и осведомлен о том, как воры живут по понятиям, тем не менее, не принимает это во внимание и любые разбирательства рассматривает только с точки зрения закона. Доказать что-либо в суде, только оперируя понятиями и выдуманными догмами, сформулированными нечетким языком криминального мира, невозможно. Следственно, на законодательном уровне даже не поднимается вопрос о понятиях криминального мира и иного мировоззрения. Любая юрисдикция на основе имеющихся законах о правах человека способна защитить обычного гражданина от нападок в его сторону.

Что касается того, как понять «жить по понятиям» — фразу, которую произносят многие, но вкладывают в нее свой смысл? Чтобы действительно разобраться и прочувствовать это, нужно крутиться в кругу криминальных авторитетов, занимая определенные ступени в их собственной иерархической лестнице, и жить «по совести». Времена, когда люди могли грабить и обманывать безнаказанно давно прошли, воровство стало дурным тоном, а не способом выживать. Действительно, необходимо объяснять понятия в тюрьме, где каждому отведено свое место, но на свободе людей все же защищает конституция и закон, который непреклонен ни перед одним бандитом.

Вожаки

В пацанских группировках лидеры, выполнявшие роль руководителей и судей, свой статус получали разными способами. Один из самых распространенных – доказать, что ты самый сильный. Физическая мощь позволяла доминировать над остальными участниками группировки. В этой связи нередко первенство принадлежало самому старшему члену группировки.

Ещё одним типажом, который мог стать лидером в пацанской среде, был дипломат. Такие ребята, как правило, не отличались физической силой и не были мастерами в драке, однако с помощью своей харизмы им удавалось подчинть себе остальных членов шайки. Они занимались урегулированием конфликтов как внутри своей группировки, так и с другими группировками.

Ну и третьим типажом вожаков были агрессивные парни. Они не выделялись ни силой, ни дипломатическими способностями, однако не боялись проявлять агрессию, причем делали это “красиво” и с выдумкой. Возглавляемые такими ребятами компании любили “наезжать” на какого-нибудь неместного взрослого с провокационным требованием, например, купить кирпич.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]