Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
- Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
- Статья 290. Получение взятки
Комментарий к ст. 289 УК РФ
Объект преступления — осуществляемая в соответствии с законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Законодательство РФ запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Так, данный запрет установлен в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 11 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» , ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, члены Правительства РФ, судьи, прокурорские работники не вправе заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. В соответствии со ст. ст. 12, 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутат законодательного органа субъекта РФ не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой), если осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) также не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
РГ. 1992. 29 июля.
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 8. Ст. 366.
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
В соответствии со ст. ст. 37, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью: глава местной администрации; депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе); муниципальные служащие.
Нарушение установленного законодательством РФ запрета влечет за собой дисциплинарную ответственность. Однако, если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ.
Объективная сторона преступления состоит в совершении следующих действий: 1) учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом, либо: 2) участии должностного лица в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом; 3) предоставлении учрежденной либо управляемой организации льгот и преимуществ или покровительстве ей в иной форме.
В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя. Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив), так и некоммерческая, не преследующая такой цели, однако имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.
Участие в управлении организацией означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации. Такое участие может иметь место в случае единоличного руководства организацией путем замещения какой-либо руководящей должности либо в случае вхождения должностного лица в состав какого-либо органа управления организацией. Участие в управлении организацией может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника), когда фактически решения относительно деятельности организации принимаются должностным лицом.
Обязательным признаком объективной стороны является предоставление учрежденной или управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме. Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходят путем использования должностным лицом своих полномочий и могут выражаться в следующем: освобождении организации от какой-либо проверки, от привлечения к ответственности и наложения различного рода санкций, предоставлении таможенных, налоговых, экспортных льгот, создании условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создании препятствий конкурентам и т.п.
По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление окончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно, вопреки имеющемуся запрету учреждает организацию или участвует в управлении организацией, предоставляя ей при этом льготы, преимущества или покровительствуя в иной форме, и желает совершить такие действия.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих ). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст. 285 УК РФ.
———————————
Так, ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» предусматривает прохождение правоохранительной службы (являющейся видом федеральной государственной службы) в том числе в государственных учреждениях.
Судебная практика по статье 289 УК РФ
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 127-АПУ18-12
Приговором того же суда от 26 декабря 2008 года Краснобрыжий осужден по ч. 2 ст. 289 УК Украины (незаконное завладение транспортным средством, совершенное повторно) к 5 годам 6 месяцам лишения свободы, по ст. , ч. 2 ст. 289 УК Украины (покушение на незаконное завладение транспортным средством, совершенное повторно) к 5 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 357 УК Украины (незаконное завладение каким-либо способом паспортом или иным важным личным документом) к 3 месяцам ареста.
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2019 N 5-АПУ19-54
правоохранительным органам Республики Таджикистан для привлечения к уголовной ответственности по п. «д» ч. 4 ст. 200, п. 4 ст. , ч. 3 ст. , ч. 2 ст. 289 УК Республики Таджикистан. Заслушав доклад судьи Шмотиковой С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, объяснения Ахмедова Д.М. и выступление адвоката Живова И.В., поддержавших изложенные в жалобах доводы, мнение прокурора Абрамовой З.Л. об отсутствии оснований для удовлетворения жалоб, Судебная коллегия
Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 309-КГ18-23814 по делу N А50-5418/2018
Суды исходили из того, что обществом в составе второй части заявки в декларации не в полном объеме представлена информация в соответствии с требованиями информационной карты аукционной документации и Закона о контрактной системе, а именно не задекларирована информация об отсутствии у участника закупки судимости за уголовные преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предоставленная в декларации информация с перечисленными требованиями, которым соответствует участник закупки, допускает возможность ее двусмысленного толкования.
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 127-АПУ17-3
— 21.07.2010 года по ч. 2 ст. 289, ч. *** ст. 185, ч. 2 ст. 185, ч. 1 ст. УК Украины к 2 годам лишения свободы, условно, с испытательным сроком на 2 года, — 26.12.2011 года по ч. 2 ст. 289, ч. 2 ст. 185, ч. 3 ст. 185, , УК Украины к 5 годам 6 месяцам лишения свободы,
Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 N 309-КГ18-13511 по делу N А76-8376/2017
Аналогичное положение, заявленное обществом, содержится в пункте 2 названного обзора, однако не может быть применено к рассматриваемой ситуации, поскольку касается неправомерности отказа в допуске к участию в электронном аукционе по причине непредставления участником отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, в то время как в настоящем случае участник в заявке фактически не указал сведения об отсутствии судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2021 N 306-ЭС21-19043 по делу N А55-21340/2020
Частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрены единые требования к участникам закупки, в том числе, отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289 — 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
О судебной практике по делам о контрабанде
С учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского экономического союза» (далее – таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза» (далее – государственная граница).
2. Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о Государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора).
К праву Союза в том числе относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа Союза – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года No 30 «О мерах нетарифного регулирования»).
При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами – членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.
3. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этих статьях предметам контрабанды.
Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.
4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена кперемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 2001, примечание 2 к статье 2002 УК РФ).