5.Какие последствия могут быть в случае незаконной торговли алкоголем и табачными изделиями?
Незаконная торговля алкоголем
Замышляя незаконные действия, многим фигурантам кажется, что уголовные сроки им не грозят. По крайней мере, они уж точно не попадутся. Но, как показывает практика, правоохранительные органы не дремлют. И СМИ пестрит уголовными делами из разных регионов нашей страны.
Так, в одном из дел, участники организованной группы спланировали приобретать нелегальную алкогольную продукцию, оклеенную заведомо поддельными федеральными специальными марками, либо без них, на территории РФ, по заниженным ценам, с доставкой приобретенной алкогольной продукции в гаражи. Итогом нелегальной торговли стал вполне реальный уголовный срок по п.«а» ч. 6 ст. 171.1 УК РФ и п.«а» ч. 2 ст. 171.3 УК РФ (Приговор Шарыповского городского суда (Красноярский край) от 17.09.2020 № 1-121/2019 1-3/2020).
В конце января 2021 года в Старом Осколе полицейские обнаружили 8 тонн немаркированного алкоголя. 50-летний подозреваемый арендовал помещения, хранил в них порядка 8 тонн алкоголя, разлитого в канистры и бутылки. По предварительным данным, продукцию мужчина продавал в розницу и мелкооптовыми партиями через знакомых. Возбуждено уголовное делопо ч. 5 ст. 171.1 УК РФ. Злоумышленнику грозит до 3 лет лишения свободы.
А в марте 2021 г. сотрудниками полиции Волгограда задержаны подозреваемые в хранении, приобретении, перевозке и продаже алкогольной продукции без маркировки. Доход от незаконной деятельности составил почти 14 миллионов рублей. Оперативниками проведены обыски в офисе фирмы, торговых точках и 2-х арендуемых складских помещениях. Изъято свыше 52 000 литров пивоваренной продукции без маркировки и несения сведений о производителе, составе и других характеристиках товара. Возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 171.1 УК РФ. Злоумышленникам избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий.
Незаконная торговля табачными изделиями
Объектом извлечения незаконной прибыли является также продажа немаркированных сигарет. Не так давно в московском регионе из незаконного оборота было изъято более 1 млн пачек немаркированных табачных изделий и задержаны участники организованной группы, которые занимались их продажей. В ходе обысков у подозреваемых и на складских помещениях на территории Москвы и Московской области были изъяты компьютеры, телефоны, печати и штампы, а также свыше миллиона пачек сигарет известных марок общей стоимостью свыше 180 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по п.6 статьи 171.1. УК РФ. Санкция статьи предусматривает наказание в виде шести лет лишения свободы.
Ключевые понятия
Для лучшего понимания механизма, как преследует контрафакт УК РФ, целесообразно начать с основных понятий:
- Акцизный сбор – вид налогового сбора, которым облагаются монопольные товары с высокой степенью рентабельности.
- Для маркировки продуктов, облагаемых акцизом, используются акцизные марки.
- Специальные марки свидетельствует о легальности происхождения продукта.
- Знак соответствия – ещё одна разновидность маркировки, которая подтверждает, что приобретаемое изделие соответствует требуемым стандартам.
Изготовление и использование поддельных марок и знаков преследуется уголовным законом. От уплаты акцизного сбора освобождены товары, реализуемые в магазинах Duty free.
Диспозиция рассматриваемой правовой нормы не называет конкретных признаков злодеяния, а отсылает для их установления к другим нормативно-правовым актам.
В рамках кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание за те же деяния по ст. 15.12 КоАП. Различие между административным проступком и уголовным правонарушением заключается в размерах нанесённого ущерба.
Предметом правонарушения выступает весь ассортимент, который подлежит обязательной маркировке. Сюда же относится алкогольная и табачная продукция, ювелирные украшения, драгоценные камни, некоторые виды сырья и другое. Наличие акцизной марки на упаковке даёт гарантию покупателю в легальности его происхождения. Акцизами в нашей стране облагается только определённая группа товаров – это спиртное с процентом содержания этилового спирта свыше 9%, табак. Кроме того, импорт, завозимый из стран СНГ, маркируется знаком соответствия, который означает, что продукция соответствует требуемым стандартам качества.
Объективная сторона правонарушения имеет несколько форм выражения. Например, производство контрафакта, его приобретение, реализация или сбыт, а также транспортировка.
Часто трудности с квалификацией состава преступления возникают при определении субъективной стороны, при доказательстве умысла. Вместе с тем умысел должен заключаться в желании лица реализовать запрещённые изделия. В случае если умысел не доказан, действия обвиняемого будут квалифицированы как незаконное предпринимательство.
Как субъект выступает физическое лицо либо группа лиц, которые организовали линию сбыта контрафакта.За совершение злодеяния, предусмотренного рассматриваемой нормой права, грозит довольно суровое наказание.
В действующей редакции законодатель предусмотрел следующие виды уголовной ответственности:
- штраф;
- штраф в размере заработной платы или иного дохода за определённый период;
- лишение свободы сроком до 6 лет;
- принудительные работы.
Кроме того, суд может назначить комбинированное наказание. Размер штрафа, срок заключения и объем принудительных работ колеблются в зависимости от квалификации преступного деяния. В качестве квалифицирующих обстоятельств законодатель выделяет совершение указанного правонарушения организованной группой, а также в особо крупном размере.
Основной проблемой применения рассматриваемой правовой нормы является отсутствие единого мнения относительно объекта преступления. Чаще всего под объектом понимают непосредственно процесс изготовления и оборота продукции, которая маркируется в установленном порядке в ходе предпринимательской деятельности.
6.Что день грядущий нам готовит?
На момент записи видео в I чтении (10.02.2021) принят Госдумой проект Федерального закона № 972623-7.
Он изменяет наказание за нарушение правил маркировки лекарств и других товаров.
Сейчас производство, продажа лекарств с нарушением маркировки или без нее обойдется должностному лицу штрафом от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, а компании — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Сами немаркированные товары конфискуют.
Аналогичное наказание (сейчас его нет) планируется ввести за ввод в оборот, а также покупку, продажу или другую передачу, которая не связана с вводом в оборот немаркированных товаров (кроме лекарств).
В случае повторного нарушения размер штрафа удваивается:
- для должностных лиц компании — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
- для компаний — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или приостановка бизнеса на срок до 90 суток.
Немаркированные товары также будут конфискованы.
Законопроектом предлагается ввести за повторное совершение действий ответственность в виде конфискации орудия совершения — производственного оборудования, которое использовалось для изготовления немаркированного товара, подлежащего обязательной маркировке.
Комментарий к ст. 14.17 КоАП
1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере соблюдения установленного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством
— федеральных законов;
— нормативных правовых актов РФ;
— законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ;
— нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с вышеуказанными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
При этом ключевым федеральным законом является Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, устанавливающие особый порядок производства и оборота этилового спирта (см. также Постановление Правительства от 4 июля 2002 г. N 494 «О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию»).
Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд.
Организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории РФ, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия и положительное заключение государственной экологической экспертизы, выданные в порядке, установленном законодательством РФ.
Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
Закупка — форма организованного приобретения продукции, сырья и продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных договорных условиях.
Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления.
Поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о поставках продукции для федеральных государственных нужд.
С 1 января 2006 г. признан утратившим силу Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который регулировал отношения, возникавшие между организатором (государственным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями)) в процессе его проведения. Государственный заказчик размещал заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством (см. преамбулу Федерального закона от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»).
В настоящее время законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2006 года.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:
промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 комментируемой статьи);
поставка этилового спирта из сырья всех видов организации, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 2 комментируемой статьи);
закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты (ч. 3 комментируемой статьи);
промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 комментируемой статьи).
На практике имеются случаи привлечения к административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, что свидетельствует о неправильной квалификации таких правонарушений как налоговыми органами, так и судами.
В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» при применении комментируемой статьи следует учитывать, что в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.