Почему так важна защита
Определение товарного знака содержится в статье 1477 ГК РФ. Это обозначение, необходимое для индивидуализации фирмы и ее товаров. Товарный знак может быть самым разным: слова, изображения, комбинирование двух инструментов, объемные элементы, звук. Звуковой товарный знак обычно используют радиокомпании. В некоторых государствах можно в качестве товарного знака регистрировать даже ароматы. Подходит это парфюмерным фирмам.
Действительная необходимость в регистрации знака есть у межнациональных корпораций. Именно продукцию этих корпораций чаще всего подделывают. Но задуматься о регистрации следует и небольшим стартапам. Небольшая фирма может быстро набрать обороты в своей деятельности, и ее товар будут подделывать. Конкурирующая фирма будет зарабатывать на репутации, не вкладывая в рекламу ничего.
Что дает регистрация
Регистрация товарного знака дает следующие возможности:
- Использование знака практически на всех носителях: производимые товары, сайты, имя домена, документы.
- Возможность передачи права на использование товарного знака другому ЮЛ или ФЛ.
- Использование в качестве залога при кредитовании.
- Защита своего знака от посягательств конкурентов.
Если представители фирмы увидят, что знак используется другой компанией, они могут обратиться в суд.
Процедура его узаконивания
Начать нужно с разработки эскиза. Затем следует обратиться в Федеральное патентное ведомство – Роспатент, собрав весь пакет документов:
- Заявление на регистрацию;
- Эскизы;
- Список товаров, сформированный согласно МКТУ, который будет маркирован данным брендом;
- Обозначение бренда на бумажном носителе;
- Квитанция об оплате госпошлины.
Выданное свидетельство является результатом государственной регистрации, а также основание для защиты от недобросовестной конкуренции. Действует свидетельство 10 лет, по истечении срока его можно продлить.
Способы защиты товарного знака
Для защиты товарный знак нужно его зарегистрировать. Сделать это можно в ФГБУ «ФИПС» (это отделение Роспатента). Регистрировать знак нужно в той местности, где он будет эксплуатироваться. Длительность оформления занимает 12-15 месяцев. Срок действия знака – 10 лет. Его можно продлевать неограниченное число раз. Если фирма будет работать, в том числе за рубежом, нужно пройти международную регистрацию. Она нужна для защиты на территории других государств.
ВАЖНО! Если фирма оформила знак в России, это не станет автоматически гарантом защиты в других государствах. Право обладания действует только в той стране, в которой оно появилось.
Перед направлением заявки в Роспатент нужно проверить, не используется ли выбранный знак еще кем-то. Совпадения можно найти при помощи базы Роспатента. Эта база состоит из 500 000 знаков. Если права на знак принадлежат другой фирме, то регистрировать его нельзя. Проверка на совпадения выполняется патентным бюро. Его представители сравнивают логотип/название с базой данных. Это позволяет исключить все совпадения.
Правообладатель имеет полномочия для контроля применения знака третьими лицами при этих обстоятельствах:
- Нанесение маркировки на продукцию, упаковку, рекламные носители.
- Использование товарного знака в качестве знака обслуживания.
- Указание в документах, сопровождающих отпуск продукции в оборот.
- Использование товарного знака в продвижении продукции или услуг.
- Использование в социальных сетях, домене, электронной почте.
Лицо, имеющее права на знак, не может ограничивать использование знака, если это использование в личных целях ФЛ, которые не преследуют целей по извлечению прибыли. Наказание не может накладываться на лиц, которые используют знаки по согласованию с их обладателем.
К СВЕДЕНИЮ! Регистрация знака – не гарант того, что конкуренты не будут его использовать. Но если использование товарного знака обнаружено, предприниматель может оперативно отреагировать на правонарушение. Для этого имеет смысл сначала отправить письмо с претензией, а затем, если компания-правонарушитель никак не реагирует, отправиться в суд.
Методы защиты знака
Защита прав предполагает действия в том случае, если обнаружен факт использования зарегистрированного знака. Они могут лежать в различных плоскостях.
Гражданский метод
Для инициирования дела о защите товарного знака нужно обращаться в арбитражные суды. Если дело хотят начать обе стороны, можно идти в третейский суд. Для обращения в орган нужно составить заявление. В нем должны содержаться требования. К примеру, это следующие требования:
- Прекращение неправомерного использования товарного знака.
- Возмещение убытка, возникшего вследствие незаконного использования знака.
Нужно учесть, что обычно установить размер ущерба, нанесенного вследствие неправомерного использования знака, очень сложно. А потому истец может обратиться к альтернативному способу защиты – требованию компенсации. Размер компенсации может варьироваться от 10 000 до 5 000 000 рублей. Соответствующее положение содержится в подпункте 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ. Если истец будет добиваться именно выплаты компенсации, определять размер убытков не требуется.
Еще один метод защиты – публикация решения суда в СМИ. Нужно это для восстановления деловой репутации фирмы.
Судов есть полномочия по решению этих вопросов:
- Защита исключительного права на товарный знак.
- Исполнение договора по передаче прав на использование товарного знака.
В арбитражный суд можно обращаться тогда, когда соглашениями, связанными с использованием товарного знака, предусмотрен именно такой порядок.
Административный метод
Существуют такие административные способы:
- Отправка возражения в Палату по патентным срокам.
- Направление заявления о нарушении норм конкуренции в Антимонопольный орган.
- Направление жалобы в структуру, которая управляет работой правонарушителя.
Административные методы достаточно продолжительны в реализации. К заявлению о нарушениях нужно приложить бумаги, подтверждающие права истца на знак.
Защита через таможенные органы
За помощью таможенных органов следует обращаться тогда, когда неправомерное использование знака связано с ввозом или вывозом продукции из РФ. Процедура в данном случае будет регламентироваться Положением о защите прав, установленным Приказом ГТК №1199 от 27 октября 2003 года.
Уголовное преследование
На нарушителя прав на чужой товарный знак может накладываться уголовная ответственность. Привлекают к ней на основании статьи 180 УК РФ. В пункте 1 предусмотрены эти наказания за неправомерное использование чужих товарных знаков:
- Штраф 100 000-300 000 рублей или исправительные работы до 2 лет.
- Лишение свободы до 24 месяцев с наложением штрафов до 80 000 рублей.
Если преступление совершалось группой лиц или организованной группой, ответственность будет серьезней.
Уголовная ответственность накладывается в том случае, если вследствие правонарушения образовался крупный ущерб. Размер его, согласно статье 169 УК РФ, составляет 1 500 000 рублей. Такой ущерб может быть причинен в следующих обстоятельствах:
- Реализация оптовых партий контрафакта.
- Компания, которой принадлежит товарный знак, утратила свое влияние на рынок сбыта.
- Упущенная выгода.
К СВЕДЕНИЮ! За использование товарного знака уголовная ответственность накладывается крайне редко. Отсутствует соответствующая судебная практика, сложно доказать величину ущерба.
Сертификация для маркетплейсов
Какая нужна документация
Цель любого маркетплейса – чтобы на торговой площадке продавались только безопасные, качественные продукты. Продавцы несут полную ответственность за качество товара. Перед размещением на платформе они обязаны убедиться, что продукт соответствует всем применимым нормам безопасности.
Разрешительные документы, которые требуются для продажи на маркетплейсах:
1. Декларация или сертификат соответствия. Юридический документ, в котором производитель официально заявляет соответствие продукта требованиям по здоровью, безопасности и экологическим директивам. ДОС обязательна для любого продукта, попадающего под действие законодательства о маркировке CE.
2. Свидетельство о государственной регистрации. Документ выдается в территориальном отделении Роспотребнадзора на отдельную продукцию, соответствующую решению КТС № 299. Товары, которые подлежат обязательному оформлению СГР:
- бытовая химия;
- пищевая продукция;
- полимерные и синтетические материалы;
- табачные изделия;
- лакокрасочные материалы;
- алкогольные напитки;
- БАДы и другие.
3. Отказное письмо. Заполняется в свободной форме на бланке аккредитованного органа. В него можно включить весь объем товара, который производит продавец. Стоимость создания отказного письма 3 000 — 5 000 рублей.
Для оформления документов необходимо иметь:
- заявление установленного образца;
- учредительные и регистрационные документы;
- данные о товаре с указанием состава, технических характеристик, области применения, материалов, из которых она изготовлена;
- образцы для анализа в лаборатории;
- нормативно-регламентирующая документация (ГОСТ, ТУ);
- договор на поставку.
Особенности оформления отчета о лабораторных испытаниях товара
Лабораторное тестирование необходимо для проверки соответствия продукта требованиям.
Несколько ключевых моментов оформления:
- Артикул продукта должен совпадать. Нельзя предоставить отчет о тестировании продукта «A» в качестве отчета лабораторного исследования продукта «B».
- В идеале отчет должен быть оформлен на название компании. В противном случае может быть трудно доказать, что документ применим к вашему конкретному товару.
- Отчет должен охватывать все обязательные стандарты для вашего продукта, а не только один или два.
- Надежная тестирующая компания. Не все тестирующие компании имеют прочную репутацию, важно пользоваться услугами проверенных организаций
Какие товары должны иметь декларацию соответствия и как ее получить
Продукты, для которых требуется декларация:
- любой медицинский прибор;
- измерительные приборы;
- строительная продукция;
- газовые приборы;
- пиротехника;
- взрывчатые вещества гражданского назначения;
- канатные дороги и подъемники;
- машинное оборудование;
- неавтоматические весоизмерительные приборы;
- средства индивидуальной защиты;
- электрическое оборудование;
- радиооборудование;
- водогрейные котлы;
- оборудование под давлением;
- игрушки.
Если декларация недоступна или недействительна, продавец обязан отозвать продукт. В противном случае на него наложат денежный штраф и может грозить даже тюремное заключение. Декларацию соответствия хранят в течение 10-ти лет с даты размещения последнего продукта на рынке, если соответствующие директивы CE не предусматривают иной срок.
Маркировка CE на продукте указывает на наличие соответствующей технической документации, которая подтверждает использование сертификационного знака.
Товары, запрещенные к размещению на маркетплейсах – оружие, взрывчатые вещества, опасные предметы, оборудование для наблюдения, переработка электроники. Отозванные продукты также не разрешены к продаже.
Процедура получения декларации:
- Найти уполномоченную лабораторию.
- Передать продукт для проведения исследований.
- Оплатить предоставленную услугу.
- Получить протокол с результатами.
- Выбрать соответствующую группу продуктов на сайте европейской комиссии.
- Составить ДОС.
- Внести на сайт Росаккредитации данные о документе.
- На этикетку нанести обозначение ЕАС.
Формат и содержание ДОС должны соответствовать определенной структуре, чтобы ее было легче понять. Декларация обычно включает в себя следующие элементы:
- Название и юридический адрес производителя продукта или уполномоченного представителя.
- Идентификация, которая позволяет отслеживать продукт. Например, серийный номер или номер модели, или идентификация типа.
- Сведения об уполномоченном органе.
- Заявление о том, что производитель берет на себя полную ответственность за соответствие продукта требованиям.
- Список всех применимых директив и правил CE, которым соответствует продукт.
- Список всех гармонизированных стандартов EN или методов, используемых для проверки соответствия продукта директивам.
- Имя и подпись производителя.
- Место и дата выдачи ДОС.
- Любая дополнительная информация.
Декларация соответствия – это простой способ подтвердить выполнение договорных и других технических требований, предъявляемых покупателем к продукции.
Документы о соответствии требуют на всех маркетплейсах, включая «Вайлдберриз»
Наиболее распространенная ошибка продавцов в том, что они отправляют ДОС, не соответствующий отчету об испытаниях. Артикул, название компании, а также перечисленные правила и стандарты тестирования должны соответствовать информации в отчете о тестировании.
Процедура независимой оценки для продавца и потребителя – признак стабильности, безопасности и качества продукции.
Необходимость и преимущества сертификации
Потребность в сертификации продукции может возникнуть по одной или нескольким из следующих причин:
- Продавцы стремятся укрепить свою репутацию, расширить свои рынки, повысить конкурентоспособность, продвигать новые продукты.
- Покупатели хотят получить гарантию качества приобретаемых ими продуктов.
- Законодательство о защите здоровья и безопасности потребителей требует, чтобы продукция имела сертификационный знак.
Сертификация продукции, проводимая сторонними независимыми органами по сертификации, наиболее приемлема для покупателей, импортеров и регулирующих органов.
Многие национальные органы по стандартизации предоставляют сторонним организациям услуги по сертификации продукции. Они включают нанесение сертификационного знака на продукт вместе со ссылочным номером национального стандарта, используемого в качестве критерия для тестирования продукта.
Основные преимущества сертификации:
- возможность поставки продукции в Евразийский экономический союз и Евросоюз;
- улучшение имиджа компании;
- рост доверия и лояльности потребителей за счет независимой оценки качества предоставляемых товаров и услуг;
- выполнение договорных требований потребителей и инвесторов;
- дополнительное преимущество при участии в тендерных процедурах.