За какие сделки с недвижимостью их участникам грозят проверки

Немногие знают, что, подписывая договор купли-продажи недвижимости, они могут стать объектами «обязательного контроля».

А причина в том, что недвижимость, как известно, всегда в цене: вокруг нее крутятся большие деньги — ну а это создает благодатную почву для различных «финансовых злоупотреблений».

Наверняка все наслышаны о борьбе с легализацией доходов, полученных незаконным путем.

Закон 115-ФЗ со дня своего принятия уже успел стать причиной многих блокировок банковских карт и отказов в выдаче вкладов. Не обошел он своим вниманием и рынок недвижимости:

сделки с объектами недвижимого имущества, в результате которых передается право собственности на них, подлежат обязательному контролю, если их цена составляет 3 млн рублей и более.

В связи с этим нотариусы, адвокаты и другие лица, которые оказывают услуги по сопровождению сделок с недвижимостью (риэлторы прежде всего), обязаны сообщать обо всех подозрительных сделках, заключенных с их помощью, в Росфинмониторинг.
Иными словами, обратились вы к нотариусу, чтобы удостоверить договор на покупку дома — а в Росфинмониторинг тем временем уже поступил «сигнал»…

Разумеется, контролировать все сделки с недвижимостью стоимостью от 3 млн нет ни возможности, ни необходимости. Речь идет лишь о т.н. «подозрительных сделках», где есть веские основания полагать, что сторонам нужно не столько купить-продать недвижимость, сколько «обелить» теневые доходы.

Тогда возникает резонный вопрос: как из всего массива сделок нотариус, адвокат или риэлтор должны распознать ту самую подозрительную?

Долгое время этот вопрос оставался открытым. Но в текущем году наметилась заметная подвижка: Федеральная нотариальная палата совместно с Росфинмониторингом издали письмо, где подробно перечисляются признаки подозрительных сделок с недвижимостью (от 4 марта 2021 г. № 2192 / 01-01-40/4546).

Рассмотрим, какие сделки с недвижимостью теперь грозят их участникам проверкой от Росфинмониторинга:

Поведение клиента вызывает подозрение

В частности:

  • скрывает или уклончиво отвечает на вопросы о том, не является ли он публичным должностным лицом («А вы не тот ли самый Иванов, который депутат?»), каковы источники денег на покупку недвижимости («А где можно столько заработать, если не секрет?»),
  • уточняет у нотариуса или риэлтора, соблюдают ли они требования Закона 115-ФЗ («А в Росфинмониторинг вы докладываете?»),
  • просит ускорить процедуру оформления сделки без объяснения причин, настаивает на расчете наличными деньгами, не раскрывает личность того, в чьих интересах действует.


При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства наиболее часто Управлением Росреестра по Краснодарскому краю выявляются факты использования земельных участков и объектов капитального строительства без прав, предусмотренных земельным и гражданским законодательством РФ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права, которая осуществляется уполномоченным государственным органом посредством внесения записи о праве в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Обязательной государственной регистрации подлежат возникающие в отношении объектов капитального строительства право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, правоустанавливающие документы на которые оформлены после 31 января 1998 года (после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Права, возникшие до указанной даты, признаются юридически действительными и регистрируются по желанию их правообладателей (ранее возникшие права). Государственная регистрация ранее возникших прав обязательна при совершении сделки с недвижимым имуществом, а также при государственной регистрации перехода права, ограничении права. В соответствии со ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Важно:При владении земельным участком или его использовании, чтобы не стать нарушителями, гражданам и юридическим лицам рекомендуется в обязательном порядке проверять наличие документов, подтверждающих право владения или пользования земельным участком (в том числе, ранее выданные), а также необходимо принять меры к их регистрации в установленном порядке и регистрации объектов недвижимости расположенных на них (т.е. легализовать свое право на использование участка и объекта капитального строительства на основании имеющихся документов). Проверить на отсутствие нарушений:Для того, чтобы быть уверенным, что вами не занят чужой участок земли, необходимо удостовериться, что земельный участок используется в границах, сведения о которых имеются в ЕГРН либо правоустанавливающих документах. В случае, если границы участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства, рекомендуется провести межевание участка и определить границы, в том числе, на местности. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, реестр которых размещен на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru/ .Для уверенности в правильном пользовании земельным участком можно запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, обратившись в офис многофункционального центра. В данной выписке будет отражена площадь используемого участка и сведения о его межевании. Разрешенное использование земельного участка: В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники и пользователи земельных участков обязаны использовать их в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Это значит, что любой правообладатель земельного участка должен использовать его в соответствии с присвоенной категорией земель, видом разрешенного использования и территориальной зоной, установленной Правилами землепользования и застройки конкретной территории. Например, если земельный участок с категорией «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «под индивидуальный дом» используется для размещения промышленного объекта, данный факт является нарушением земельного законодательства. Сведения о категории земельного участка и виде его разрешенного использования также отражаются в вышеназванной выписке из ЕГРН. Сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, можно получить, изучив соответствующее постановление органа местного самоуправления, которым утверждены Правила землепользования и застройки той или иной территории. Почему надо зарегистрировать права на недвижимость в ЕГРН: -Возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество происходит лишь с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН, если иное не установлено законом (в частности для ранее возникших прав). Именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом. — Внесение записи о праве в ЕГРН позволяет правообладателю недвижимости стать таковым перед всеми третьими лицами, которые могут претендовать на его имущество, что также обеспечивает защиту его прав от недобросовестных лиц. — Принцип открытости сведений ЕГРН позволяет любому заинтересованному лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления получить сведения о том, кто является собственником, иным правообладателем любого объекта недвижимого имущества при условии наличия в ЕГРН сведений о соответствующем объекте недвижимости. Данная информация используется, в частности, потенциальными приобретателями недвижимости с целью удостовериться в том, что ею распоряжается ее законный владелец, органами государственной власти и местного самоуправления при принятии решения о предоставлении земельного участка собственнику объекта капитального строительства, расположенного на нем, судами при рассмотрении споров о правах на недвижимость, нотариусами при открытии наследства и определении наследственной массы, а также во многих других случаях. — Сведения ЕГРН о зарегистрированных правах на недвижимость позволяют минимизировать риски мошеннических действий с имуществом. — Существование в ЕГРН записей о правах на недвижимое имущество позволяет сократить перечень документов, представляемых в иные органы государственной власти или местного самоуправления при обращении за оказанием государственных или муниципальных услуг, поскольку в этом случае необходимые сведения о правах будут запрошены указанными органами самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя и несения им расходов на получение справок из различных органов. — Отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечет обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них. — В случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет до первого января 2021 года и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до первого марта 2022 года, сведения о них будут исключены из ЕГРН. Это означает, что для целей регистрации прав на недвижимость правообладателю придется обращаться к кадастровому инженеру для оформления, межевого плана, технического плана, обращаться с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет и о регистрации прав в орган регистрации прав. — Налог на земельные участки и объекты капитального строительства начисляется на основе сведений о зарегистрированных правах в ЕГРН, предоставляемых Росреестром в налоговую службу. Отсутствие зарегистрированных в ЕГРН прав влечет не информирование налоговой службы о налогооблагаемых объектах. С 1 января 2021 года за непредставление сведений в налоговую инспекцию о наличии у налогоплательщика в собственности недвижимости, на которое он не получал налоговых уведомлений раньше, будет взиматься штраф. Так, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ если налогоплательщик никогда не получал налоговых уведомлений, он должен самостоятельно известить налоговиков о наличии в собственности квартиры, дома или земельного участка (или иного объекта недвижимости) в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим периодом. В противном случае (пункт 3 статьи 129.1 НК РФ) налогоплательщику грозит штраф за несвоевременное уведомление инспекции или неуведомление в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по каждому объекту.

Особые условия сделки

  • существенная разница между ценой сделки и реальной рыночной стоимостью недвижимости («Квартира в центре Москвы и всего за миллион рублей — да вы редкий счастливчик!»),
  • аффилированность участников сделки (родственники, сослуживцы, партнеры по бизнесу) и есть подозрения, что истинные цели покупки недвижимости скрываются,
  • в сделке участвуют лица нетипичной возрастной или социальной группы («Мальчик, а тебе не рано еще коттедж на Рублевке покупать?»).

Разумеется, закон не возлагает обязанности на нотариусов или риэлторов задавать подобные вопросы, а их клиентов — отвечать на них. Да и сложно, честно говоря, представить профессионала, который позволит себе спрашивать о таких вещах своих клиентов.
Но сообщать обо всех подозрительных сделках, тем не менее, они обязаны под угрозой ответственности. Так что не давайте лишнего повода нотариусу или риэлтору заподозрить вас в отмывании денег!

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Смотреть полную программу

Судебная практика по статье 170 УК РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2019 N 2725-О
1. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, частично удовлетворено исковое заявление гражданина С.В. Посохова к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности по пункту «б» части третьей статьи 188 УК Российской Федерации, незаконное применение мер уголовно-процессуального принуждения, нарушение неприкосновенности жилища и частной жизни, а также права на доброе имя. Тем же решением отказано в удовлетворении аналогичных требований, связанных с привлечением к уголовной ответственности по части первой статьи 170 УК РСФСР и части первой статьи 194 УК Российской Федерации, поскольку производство по соответствующему уголовному делу было прекращено судом 31 января 2002 года в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности. В передаче кассационных жалоб С.В. Посохова на данные судебные решения для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

Субъект и субъективная сторона, наказание и ответственность

Согласно законодательству, субъектом выступает должностное лицо, которое проводит незаконную регистрацию участка. При этом специалист государственной инстанции намеренно использует свой статус по работе.

К субъективной стороне относят желание служащего, на основании которого он совершил неправомерные действия. Заинтересованность субъекта для совершения преступления может иметь различные стороны:

  • меркантильную (желание получить денежную прибыль от лица, совершающего государственную регистрацию участка);
  • персональную (возможность помочь знакомым людям или после проведения операции получить полезные знакомства с важными людьми).

Ст. 170 УК РФ не содержит отягчающих обстоятельств, которые бы смогли как-то смягчить меру наказания преступнику.

Согласно ст. 170 назначается наказание:

  1. Штраф в размере от 200 до 500 тыс. рублей, это соразмерно с заработной платой за 1-3 года;
  2. Принудительные работы в размере 360 часов, а также отстранение и невозможность работы по специальности не менее 3 лет.

Положения по статье не только наказывают уполномоченных служащих, совершивших преступление, но и увеличивают критерии охраны территориальных участков. К тому же контролируют легальность и прозрачность работы государственных служащих.

Понятие

Нарушение процесса проведения сделки осуществляется должностным лицом, поскольку только с помощью него можно зарегистрировать недвижимое имущество. Государственный служащий может намеренно искажать данные о межевании, вносить ложные сведения, умолчать или проигнорировать важную информацию, которая касается оформляемой земли. Также должностное лицо ухищряется в целях личной заинтересованности намерено снизить кадастровую цену объекта.

Понятие нарушения прописано в ст. 170 УК РФ. Состав преступления содержит альтернативные моменты, которые касаются недвижимого имущества.

Правонарушения должностным лицом затрагивают определенные вопросы:

  • целесообразного применения и оборота земель;
  • строгое соблюдение норм и правил, которые касаются государственного оформления участка.

Правонарушение считается только тогда, когда уполномоченное лицо совершит незаконные действия в процессе регистрации участка.

При этом в качестве предмета совершенного преступления выделяют:

  1. ЕГРП (Единая Государственная регистрация права).
  2. Кадастр земельных наделов и недвижимого имущества.
  3. Документы, подтверждающие уплату налогов по собственности или выплату аренды.

Именно в эти предметы вносится ложная информация, которая в дальнейшем выступает в качестве доказательства о незаконном проведении сделки с землёй.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]