Штрафы за нарушения правил охоты: как наказывают за браконьерство и охоту без лицензии

У охотника имеется обязанность бережного отношения ко всем природным ресурсам, он должен охранять животных, а также среду их обитания. Указанная норма прописана в ст. 58. конституции нашей страны. Поэтому те люди, которые решили заняться браконьерством, должны понимать о возможных последствиях совершенных деяний. Тем более ответственность с каждым годом ужесточается, а штрафы за браконьерство растут. Браконьер может не только заплатить штраф, но также остаться средств передвижения и оружия, а также понести уголовную ответственность.

О браконьерстве

Браконьерство – это слово знакомо каждому охотнику. Это широкое понятие, которое охватывает и охоту на редких животных, и промысел в неположенное время. Кроме того, браконьерством является использование и некоторых вспомогательных устройств. Например, при охоте на куницу запрещено использовать капканы, которые захлопываются вокруг конечности животного. Использование капканов против некоторых животных – это браконьерство. Чтобы не возникло проблем с выбором метода охоты, необходимо заранее ознакомиться и изучить всю информацию о способах охоты на то или иное животное.

Если человек отправится на охоту до официального открытия сезона – это браконьерство. В положении о браконьерстве за незаконную охоту до сезона налагаются штрафы, но в некоторых случаях человек может быть привлечен к уголовной ответственности.

Кроме того, под браконьерством также понимается незаконная выработка лесов, промысловая добыча рыбы в неположенных местах и любая другая деятельность охотника, нарушающая законодательные нормы.

На кого нельзя охотиться?


Снежный барс относится к вымирающим животным и находится под охраной государства
Главная книга охотника – это Красная книга. В нее вносятся охраняемые виды животных, в том числе и те, которые находятся на грани исчезновения. Любой охотник должен знать, отстрел каких животных потенциально грозит ему внушительным сроком лишения свободы.

Проблема заключается в том, что некоторые люди просто невнимательно относятся к правилам и могут по незнанию навредить охраняемому животному.

На территории РФ запрещена охота на лося, снежного барса, розового пеликана и ряд других животных.

В отношении лосей охота иногда разрешена. Это касается случаев, когда животных становится слишком много, поэтому возникает необходимость регулирования их популяции. Такие изменения вводятся в законодательство на короткий срок, и решение дополняется соответствующим Постановлением.

Наказание за незаконную рыбалку и водное браконьерство

Незаконная рыбалка и водное браконьерство начинают считаться таковыми, если ущерб был нанесен в крупном размере, либо же если в процессе нарушения природоохранного законодательства были замечены следующие факторы:

  • Применение моторных и иных самоходных плавсредств.
  • Использование взрывчатых веществ или электротока.
  • Браконьерство в природоохранных или терпящих экологическое бедствие территориях.
  • В местах нереста рыбы.
  • Браконьерство было совершено в отношении морских млекопитающих в открытом море.
  • Браконьерство сопровождалось использованием служебного положения.

В остальных ситуациях ответственность за незаконный лов рыбы и других водных обитателей подразумевает лишь административное наказание. Административный штраф за незаконную рыбалку с нарушением законодательства составляет от 500 до 4000 рублей для граждан. Однако кроме этого таковое правонарушение может также предусматривать и запрет на занятие охотой или рыбалкой и в случае повторного свершения правонарушения во время действия данного запрета размер наказания может увеличиваться.

Уголовная ответственность наступает, когда размер причиненного водным ресурсам ущерба составил более 100 тыс. рублей. Соответственно, привлечь рыбака на весельной лодке, занимавшегося рыбалкой во время запрета на таковую, за браконьерство к уголовной ответственности, например, будет попросту невозможно.

Действующее законодательство относительно браконьерства в сфере рыбной ловли практически не затрагивает интересы рыбаков-любителей и позволяет и обходиться лишь административными штрафами и предупреждениями даже в случае незаконности деяний.

Штрафы за нарушение правил охоты

Сумма штрафа за нарушение правил охоты зависит от обстоятельств. Так, для физического лица штраф составляет около 4 тыс. рублей. При этом оружие обязательно будет конфисковано. Это распространяется и на охоту ловушками и капканами. Помимо денежного наказания, нарушитель также получит запрет на ведение охотничьей деятельности сроком в 24 месяца.

Для должностных лиц штраф за нарушения правил охоты серьезнее. Придется попрощаться не только с внушительной суммой (35 тыс. рублей), охотничьей лицензией, но и с оружием.

Повторное нарушение правил охоты


Если человек продолжает заниматься браконьерством, его лишают охотничьих прав на несколько лет
Некоторых людей жизнь ничему не учит, поэтому предусмотрен штраф за нарушение охоты во второй раз. Под повторным нарушением правил понимается несоблюдение правил охоты в течение 12 месяцев. Так, если человек получил один штраф и повторно в течение этого же календарного года нарушил правила, наказание возрастает в несколько раз. В случае браконьерства, сумма штрафа может увеличиться в 10 раз, однако точные суммы устанавливаются в индивидуальном порядке и зависят от тяжести нарушения правил.

Если говорить о сроке запрета на охоту, повторное нарушение правил может привести к тому, что человек не сможет заниматься промыслом в течение целых трех лет.

Лесное браконьерство – что это, какое наказание и принципы определения

Под лесным браконьерством подразумевается незаконная рубка лесов, кустарников и иных насаждений. При этом рассматривается в качестве административного правонарушения лесное браконьерство в следующих случаях:

  • Когда совершается не в значительном, крупном или особо крупном размере.
  • Когда совершаются одним лицом.
  • Когда свершаются без использования служебного положения.

Наказание административного характера в таком случае будет зависеть от использования спецтехники или её отсутствия. Без применения спецтехники штраф за лесное браконьерство составляет от 3 до 4 тыс. рублей для граждан, от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Наказание за применение спецтехники, или же рубку и повреждение в лесопарковых зонах предусматривают больший размер наказания, а также конфискацию незаконной продукции полученной в ходе такового природопользования и могут включать также конфискацию предметов труда. Также в порядке, предусмотренном КоАП РФ карается и оборот заведомо незаконно полученной древесины.

Обратите внимание

Привлечение к ответственности подразумевает рубку или повреждение деревьев только в случае, если таковые действия привели или могут привести к полной остановке роста растений. Санитарная рубка леса и обработка деревьев не могут приводить ни к административной, ни к уголовной ответственности и браконьерством не считаются.

Уголовная же ответственность за лесное браконьерство и незаконную рубку может предусматривать санкции вплоть до штрафа в 3 млн. рублей и лишения свободы сроком до семи лет в зависимости от обстоятельств. Также в качестве наказания могут использоваться принудительные работы, а штраф может измеряться и в доходе осужденного за определенный судом период. Кроме этого, наказание может также включать в себя и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Важно

Под значительным ущербом с точки зрения лесного хозяйства подразумевается нанесение ущерба в соответствии с установленной таксой свыше 5 тыс. рублей. Крупным считается ущерб, превысивший 50 тыс. рублей, а особо крупным – 150 тыс. рублей.

Как карается охота вне сезона?

Охотничьи сезоны устанавливаются не просто так. Эти периоды являются наиболее благоприятными для того, чтобы человек мог поохотиться без нанесения непоправимого урона популяции животных.

Охотничьи сезоны обычно устанавливают в то время, когда у животных уже произошел прирост популяции, и охота не окажет серьезного негативного влияния на их численность.

За нарушение установленных сроков охоты, физическое лицо лишится прав на охоту в течение следующих двух лет. Для должностных лиц наказание более тяжелое – внушительный денежный штраф (до 50 тыс. рублей) с конфискацией охотничьего оружия.

Как опротестовать решение

Для того чтобы обжаловать решение суда, гражданин должен подать апелляцию в вышестоящий орган. Например, если выносил решение судья Районной инстанции, то обращайтесь в краевой, областной суд.

Оспорить решение суда можно в 10-дневный срок с момента его вынесения. Если гражданин получил решение суда позже, например, из-за задержек почтовой связи, то он может продлить этот срок.

Обратите внимание, решение об административной или уголовной ответственности выносят в присутствии ответчика.

Гражданин, которого обвиняют в браконьерстве или незаконной охоте, должен отстаивать свои права и интересы. Он может предоставить в суд аудио или видеозаписи происходящего, с места правонарушения.

Ответчик вправе требовать от должностного лица доказательств, на основании которых и будет вынесено решение суда.

О путевках на охоту


Чтобы начать охотничий промысел, требуется соответствующее разрешение
Раньше многие охотники специально не занимались оформлением путевки на охоту. Дело в том, что штраф за ее отсутствие был очень мал, намного меньше стоимости самой путевки. Таким образом, еще несколько лет назад штрафы за охоту без путевки в целом помогали сэкономить и ограничивались только небольшими денежными потерями.

В последние годы в РФ пересмотрели наказания на охоту без путевки, поэтому охотники должны знать, что за такую деятельность можно лишиться права на охоту сроком до трех лет.

В целом, какой штраф ожидает за охоту без путевки – это зависит от масштаба нарушения правил и негативных последствий для окружающей среды. Так, повторная охота без путевки наказывается не только лишением права на дальнейшую деятельность, но и внушительным денежным штрафом, а также конфискацией охотничьего оружия.

Кто принимает решение об административной ответственности браконьеру

В контроле над охотой в РФ участвует множество структур. Это и исполнительная власть субъектов, муниципалитетов, Министерство природных ресурсов, а также сами природоохранные организации.

Решение об административной ответственности может быть вынесено в суде. Все «споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов размешаются в судебном порядке». Об этом гласит статья 56 ФЗ-№209 «Об охоте».

Заметьте, что на месте правонарушения инспектор вправе оформить акт и соответствующие документы, собрать доказательства, обыскать вещи или транспортное средство браконьеров, но выписать квитанцию на штраф он не может.

Собрав все сведения, он направляет документацию в правоохранительные органы, в суд с просьбой привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности. Далее вопрос будет решаться на другом уровне.

Незаконная охота, добыча, содержание и приобретение редких животных

Существует еще одна статья ст. 258 УК РФ, с которой должен считаться каждый охотник. В этом разделе описывается незаконная охота в особо крупных размерах. Под незаконной охотой в этой статье подразумевается:

  • нанесение крупного ущерба популяции животных;
  • применение механических и воздушных транспортных средств для охоты;
  • использование опасных способов массового уничтожения животных (взрывчатка, газ и др.);
  • отстрел животных из Красной книги;
  • охотничья деятельность в запрещенных зонах.

Комментарий к Статье 258 УК РФ

1. Незаконная охота представляет собой умышленные общественно опасные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, не имеющим права на это либо использующим для этого запрещенные средства или способы. Охота имеет место и в том случае, если лицо находится в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты (см. также п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (в ред. от 19.12.1994) <1>). ——————————— <1> СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 39; СЗ РФ. 1994. N 3. Ст. 221, N 35. Ст. 3709.

2. Общественная опасность незаконной охоты заключается в подрыве экологической безопасности общества, причинении ущерба животному миру.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, а ч. 2 — квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории умышленных преступлений небольшой тяжести.

3. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии.

4. Предметы незаконной охоты — дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия: а) получении продукции охоты (пушного сырья, шкур, мяса диких зверей и птиц) неразрешенными способами; б) осуществлении охоты в запрещенные для нее сроки, в запрещенных местах (вне отведенных мест), неразрешенными орудиями, без надлежащего на то разрешения (за исключением безружейной охоты на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов) (см. п. 12 — 16, 30 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР), вопреки специальному запрету либо по разрешению, но с отстрелом, выловом, добычей зверей и птиц сверх количества, указанного в лицензии (разрешении); в) проведении охоты лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимого основания (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При этом должны наличествовать обстоятельства, указанные в ч. 1 коммент. статьи. Иначе деяния квалифицируются как административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП).

5.1. Запрещенные способы охоты — гон животных по насту, глубокому снегу, выгон на гладкий лед, выжигание растительности в местах концентрации животных, добыча диких животных из-под фар или с применением других световых устройств, охота на водоплавающую дичь с катеров или моторных лодок с невыключенным мотором и т.д. (см., например, Типовые правила охоты в РСФСР, утв. Приказом Главохоты РСФСР от 04.01.1988 N 1).

5.2. Охота в запрещенные сроки — отстрел, отлов диких зверей (птиц) в не установленные нормативными актами предельные сроки (см., например: Типовые правила охоты в РСФСР; Постановление Совета Министров РСФСР от 20.01.1970 N 48 «О запрещении весенней охоты на пернатую дичь» <1>; Постановление Совета Министров РСФСР от 20.09.1967 N 719 «О сроках промысла ондатры» <2>; Постановление Совета Министров РСФСР от 14.10.1961. N 1300 «О сроках охоты на соболя» <3>). ——————————— <1> СП РСФСР. 1970. N 4. Ст. 21.

<2> СП РСФСР. 1967. N 23. Ст. 132.

<3> СП РСФСР. 1961. N 28. Ст. 126.

5.3. Охота в запрещенных местах — отстрел, отлов диких зверей (птиц) в заповедниках, заказниках, населенных пунктах и зеленых зонах вокруг них, в иных местах, где охота запрещена нормативными правовыми предписаниями.

5.4. К запрещенным орудиям охоты относятся малокалиберные винтовки (за исключением таковых для промысловой охоты), пневматическое оружие, ядохимикаты для добычи диких животных (за исключением добычи волков, сусликов, хомяков, мышевидных грызунов, а в местах эпизоотий бешенства — лисиц и енотовидных собак в порядке, установленном соответствующими инструкциями), сети, вентеря, петли, шатры, перевесы, крючки и т.д.

5.5. Охота без надлежащего на то разрешения — выслеживание, преследование, добыча диких зверей и птиц без охотничьего билета, с просроченным билетом или выданным на другое лицо, отстрел без лицензии разрешенных к отстрелу видов диких копытных животных, охота на лицензированных пушных зверей без договора с пушнозаготовительной организацией либо наряда-заказа (для штатных охотников), охота в угодьях, закрепленных за государственными, кооперативными и общественными организациями, без путевки или письменного разрешения администрации охотничьего хозяйства, на территории которого производится охота (см. Типовые правила охоты в РСФСР).

5.6. Лицензия — разрешение, выдаваемое уполномоченными на то органами охотничьего хозяйства лицам, имеющим право на охоту, для производства выемки из природной среды диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы. Перечень объектов, групп объектов животного мира и предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, установлены ст. 333.3 части второй НК.

6. К охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей, птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР).

7. Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста. Удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметкой о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины (от последней освобождаются граждане, населяющие районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на пять лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту. Безружейная охота на кротов, хомяков, сусликов, крыс водяных и амбарных разрешена всем гражданам независимо от возраста без выборки охотничьего билета. Борьба с браконьерством, равно как истребление вредных хищников, а также охрана полезных диких зверей и птиц, способствование их разведению являются обязанностью охотника (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР; Инструкцию о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утв. Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1998 N 302 <1>). ——————————— <1> БНА. 1998. N 18.

8. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, т.е. для определения преступности деяния и надлежащей его квалификации необходимо обращение к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. Таковыми нормативами являются, например: Закон о животном мире; Постановление Правительства РФ от 26.07.1993 N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» <1>; Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР; правила охоты, утв. местными органами самоуправления (в которых могут содержаться дополнительные требования о запрещении орудий, способов охоты, мест и времени, дополнительно регулироваться объекты охоты и т.д.). ——————————— <1> САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2991.

9. По законодательной конструкции составы преступления являются формально-материальными. Преступление окончено (составом) в момент совершения незаконной охоты: а) с использованием механических транспортных средств или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов, иных способов массового уничтожения птиц или зверей, а равно с использованием служебного положения; б) в отношении птиц или зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, по предварительному сговору группой лиц или организованной группой.

9.1. Формальный состав преступления имеет место в момент начала выслеживания, преследования, ловли зверей или птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, независимо от того, были ли фактически добыты эти животные (при наличии обстоятельств, перечисленных в п. «б» — «г» ч. 1). При отсутствии указанных обстоятельств возможно иное нарушение правил охоты — административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП), которое может перерасти в преступление с материальным составом — при причинении действиями виновного лица крупного ущерба животному миру.

Именно поэтому конструкция составов преступления считается формально-материальной. Материальный состав преступления имеет место лишь при наличии реального ущерба (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10. Крупный ущерб определяется на основании стоимости, экологической ценности, количества добытого, распространенности животных, их отнесения к специальным категориям (редким и исчезающим видам), значимости животных для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также размера вреда, в целом нанесенного животному миру. Например, таковым признается ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя, иных животных или птиц, занесенных в Красную книгу (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10.1. В общем смысле материальный ущерб исчисляется согласно специальным Таксам, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126, Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 N 399 <1>, а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см. ст. 56 Закона о животном мире). ——————————— <1> БНА. 1999. N 29.

11. Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием. Безвозмездному изъятию или конфискации подлежат также части объектов животного мира, выработанная из них продукция, орудия и средства (в том числе транспортные), непосредственно использовавшиеся для незаконного добывания объектов животного мира (см. ст. 56 Закона о животном мире; п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

11.1. Обнаруженная продукция незаконной охоты подлежит конфискации с передачей ее заготовительным организациям по соответствующим актам. Продукцией незаконной охоты признаются: а) пушное сырье, шкуры, мясо и другая продукция охотничьего промысла, добытые недозволенными способами, в запрещенные для охоты сроки или в запрещенных местах; б) вся продукция охоты, добытая во всякое время лицами, не имеющими охотничьего билета, за исключением шкурок сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, кротов; в) пушное сырье, шкуры и мясо диких зверей и птиц, запрещенных к добыче или добытых сверх установленных норм (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР).

12. Квалификация общественно опасного деяния как преступления по п. «б» ч. 1 коммент. статьи осуществляется в том случае, если оно совершено с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей.

12.1. Механическое транспортное средство — любое, кроме мопеда, транспортное средство, приводимое в движение двигателем, приспособленное к перемещению человека (в том числе трактора, самоходные машины, катера, моторные лодки, вертолеты и т.п.). Под применением механических транспортных средств понимается их использование непосредственно в процессе охоты при выслеживании, загоне, преследовании зверей и птиц <1>. В случае если виновное лицо для незаконной охоты неправомерно использовало чужое транспортное средство, то его действия при наличии оснований надлежит квалифицировать по совокупности ст. 258 и 166. ——————————— <1> БВС РСФСР. 1991. N 4. С. 5 — 6.

12.2. Воздушное судно — это разновидность транспортного средства, способного к передвижению любым способом в атмосферных слоях, используемого для перемещения кого-либо (чего-либо).

12.3. Взрывчатое вещество — химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.д.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла <1>. ——————————— <1> См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 218.

12.4. Газ — агрегатное состояние вещества, в котором кинетическая энергия теплового движения его частиц (молекул, атомов, ионов) значительно превосходит потенциальную энергию взаимодействий между ними, в связи с чем частицы движутся свободно, равномерно заполняя в отсутствие внешних полей весь предоставленный им объем <1>. ——————————— <1> См.: Там же. С. 267.

Взрывчатое вещество или газ считаются примененными с момента их фактического использования в процессе незаконной охоты.

12.5. К иным способам массового уничтожения птиц и зверей можно отнести расставление сетей, багрение, выжигание растительности, а также использование автоматического огнестрельного оружия, светозвуковых устройств и т.д., применение коих приводит к гибели значительного числа диких животных (птиц).

13. Незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, квалифицируется по п. «в» ч. 1 коммент. статьи.

13.1. К объектам животного мира, охота на которых вообще запрещена, относятся: зубр, пятнистый олень в местах его естественного ареала, тигр, леопард, снежный барс, белый медведь (кроме случаев, предусмотренных Соглашением о сохранении белых медведей), красный волк, азиатский речной бобр, лебедь, перелетные птицы (их гнезда и яйца) в соответствии с международной конвенцией, горал, дзерен, безоаровый козел, другие звери и птицы, занесенные в Красную книгу РФ (подробнее см.: Постановления Совета Министров РСФСР от 11.04.1979 N 196 «О мерах по охране перелетных птиц и среды их обитания» <1>; от 11.04.1975 N 229 «Об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания» <2>; Постановление Совета Министров СССР от 04.12.1975 N 986 «О мероприятиях по обеспечению выполнения Соглашения о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.» <3>; Типовые правила охоты в РСФСР). ——————————— <1> СП РСФСР. 1979. N 11. Ст. 70.

<2> СП РСФСР. 1975. N 9. Ст. 53.

<3> СП СССР. 1976. N 1. Ст. 2.

14. Пункт «г» ч. 1 коммент. статьи указывает на совершение незаконной охоты в заповеднике, заказнике, зоне экологического бедствия либо зоне чрезвычайной экологической ситуации. В данном случае место совершения преступления конкретизировано и входит в разряд обязательных признаков объективной стороны состава преступления.

14.1. О заповеднике см. в п. 6 — 6.1 коммент. к ст. 262.

14.2. О заказнике см. в п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 262.

14.3. О зоне экологического бедствия см. в п. 10.2 коммент. к ст. 247.

14.4. О зоне чрезвычайной экологической ситуации см. в п. 10.3 коммент. к ст. 247.

15. В ч. 2 коммент. статьи раскрываются такие квалифицирующие признаки, как совершение незаконной охоты: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) группой лиц по предварительному сговору; в) организованной группой.

15.1. О незаконной охоте, сопряженной с использованием лицом своего служебного положения, см. в п. 13.1 коммент. к ст. 256.

15.2. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, при незаконной охоте не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 или 201. Здесь достаточно применения ч. 2 ст. 258 (см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). Например, если браконьером является должностное лицо органов охотничьего надзора, злоупотребляющее своими полномочиями, его действия должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 258 при отсутствии признаков другого преступления, связанного с его должностным положением. Здесь не имеет значения, производило ли виновное лицо незаконную охоту лично или способствовало совершению этого преступления другими лицами. В последнем случае квалификация преступления должна быть дополнена ч. 5 ст. 33.

15.3. О предварительном сговоре группы лиц см. в п. 13.3 коммент. к ст. 256.

15.4. Об организованной группе см. в п. 13.4 коммент. к ст. 256.

16. Незаконную добычу диких животных (птиц), выращиваемых различными предприятиями или организациями в специально устроенных или приспособленных местах, либо завладение дикими животными (птицами), находящимися в питомниках и вольерах, надлежит квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

17. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, при котором виновное лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить, а в некоторых случаях предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба. При этом не имеет значения, был ли четко определен умысел виновного на причинение крупного ущерба или отношение виновного лица к нанесению предполагаемого вреда было безразлично. Мотив и цель на квалификацию общественно опасного деяния как преступления не влияют. Вместе с тем незаконная охота, как правило, совершается из корыстных побуждений.

18. Субъектом незаконной охоты признается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Ловля рыбы сетями и отсутствие охотничьей лицензии


Незаконный отлов рыбы также преследуется по закону
За ловлю рыбу сетями предусмотрена собственная система штрафов, которая зависит от количества пойманных особей и общих масштабов такого промысла. Например, при массовом вылове семги сетями, браконьеру придется заплатить по 300 рублей штрафа за каждую рыбку.

Штраф за охоту без лицензии (разрешения на добычу определенных животных) зависит от вида добычи. Так, за медведя в 2021 году придется заплатить 60 тысяч рублей, за кабана – 30 тысяч. Самый минимальный штраф за бобра – “всего” 6 тысяч рублей за одну особь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]