Должностные лица наделены отдельными властными полномочиями. И если они совершаю преступные деяния (должностные преступления) с использованием своего служебного положения в собственных, в том числе, корыстных целях, то это наносит значительный ущерб и гражданам, и обществу, и государству. Поэтому такие преступления законодатель объединил в отдельную главу Уголовного кодекса. В данной статье поговорим об ответственности, предусмотренной ст. 285-293 УК РФ).
Что такое должностные преступления
Должностные преступления – это противоправные деяния (действия или бездействие) должностных лиц, которые причиняют существенный вред государственным и общественным интересам.
У таких преступлений есть общие черты, выделяющие их среди прочих преступных деяний:
- они совершаются представителями власти и государственными или муниципальными служащими с использованием своего должностного положения;
- они посягают на законное, справедливое осуществление государственной и муниципальной службы;
- потерпевшими могут быть любые граждане, которым был причинен материальный, моральный или физический вред незаконными действиями служащего.
Преступления должностных лиц подлежат тщательному расследованию, неизменно привлекают внимание СМИ, социальных сетей, общественности.
Общий (родовой) объект таких преступлений — нормальное функционирование государственной власти, осуществление государственной службы. Должностные преступления нарушают этот порядок.
Виды должностных преступлений
Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (глава 30):
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений
Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
Статья 286. Превышение должностных полномочий
Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа
Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Статья 290. Получение взятки
Статья 291. Дача взятки
Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
Статья 291.2. Мелкое взяточничество
Статья 292. Служебный подлог
Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации
Статья 293. Халатность
Какие должностные преступления встречаются чаще всего? К наиболее распространённым из них относятся:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- служебный подлог (ст.292 УК РФ);
- халатность (ст.293 УК РФ).
Рассмотрим некоторые из них подробней.
Третий комментарий к статье 288 УК РФ
1. Объектом данного состава преступления являются интересы и нормальная деятельность государственных органов власти и управления, права и законные интересы конкретного гражданина, организации, предприятия, учреждения.
2. Объективная сторона характеризуется совершением виновным действий, сопряженных с неправомерным, вопреки установленному законодательством порядку самовольным присвоением полномочий должностного лица. Фактически государственный служащий или служащий органа местного самоуправления выдает себя перед другими лицами в роли должностного лица. Например, штатный работник законодательного органа пользуется полномочиями, которыми может обладать только народный депутат. Использование полномочий народного депутата и есть фактическое их присвоение. Государственный служащий выдает себя за депутата и, благодаря использованию полномочий депутата, совершает уголовно наказуемые действия. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является причинение вреда в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий, учреждений. Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица характеризуется следующими составляющими единое целое признаками: а) деяние совершается государственным служащим или служащим органа местного самоуправления; б) деяние сопряжено с присвоением полномочий должностного лица либо представителя власти; в) совершение деяния связано с выдачей себя другим лицам в качестве должностного лица; г) деяние влечет существенное нарушение прав и законных интересов, составляющих объект уголовно-правовой охраны; д) между деянием и существенным нарушением прав установлена причинная связь.
3. Субъективная сторона преступления представляет собой только умышленную форму вины. При прямом умысле виновный желает существенно нарушить охраняемые законом права, а при косвенном умысле сознательно это допускает либо относится к этому безразлично.
4. Субъектом преступления является только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.
‹ Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской ФедерацииВверхСтатья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности ›
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК)
Это преступление связано с использованием гражданином своих полномочий вопреки целям служебной деятельности с корыстным мотивом, что приводит к наступлению вреда для граждан, компаний и государства.
Для окончания преступления должны наступить опасные последствия.
Например, лицо выдает водительское удостоверение человеку, который не сдал экзамен, или ставит в очередь на льготное получение жилья гражданина без наличия оснований.
Важный признак такого преступного деяния – это наличие корыстной или иной личной заинтересованности.
Как разъяснил ВС РФ, в Постановлении от 16.10.2009 N 19, корыстная заинтересованность представляет собой намерение получить имущественные блага, не связанные с безвозмездным приобретением имущества (незаконное получение льгот, освобождение от погашения долга, уплаты налогов и т.п.). Иная личная заинтересованность связана со стремлением извлечь выгоду неимущественного характера (взаимную услугу, поддержку в решение какого-либо вопроса и т.п.).
Более подробно про деяние по ст. 285 УК РФ читайте в статье.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
Это преступление представляет собой действия гражданина, которые явно выходят за рамки его должностного регламента и относятся к полномочиям другого служащего, он выполняет действия, которые выходят за пределы имеющихся у него возможностей и прав.
С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий, которые:
- относятся к полномочиям другого служащего;
- могут совершаться только, если есть соответствующие условия (например, применение оружия);
- совершаются единолично, хотя решения должно приниматься совместно;
- не должны никогда совершаться (побои, истязания).
Превышение должностных полномочий
Объективная сторона превышения должностных полномочий состоит в совершении общественно опасных действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица. Для превышения должностных полномочий характерно совершение действий: а) входящих в компетенцию должностного лица данного ведомства; б) входящих в компетенцию должностного лица другого ведомства; в) которые могли быть совершены только коллегиально; г) хотя и входящих в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условии.
Все названные формы превышения должны явно (очевидно) выходить за пределы предоставленных должностному лицу полномочий. Понимание очевидного характера превышения полномочий обязательно для самого субъекта преступления. Поэтому, чтобы установить в каждом конкретном случае превышения явный выход за пределы полномочий, следует уточнить содержание полномочий должностного лица.
Обязательным признаком объективной стороны являются преступные последствия. Это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Их содержание аналогично содержанию последствий в ст. 285. Для превышения характерно причинение вреда личности, здоровью граждан, что считается особо тяжкой формой нарушения интересов граждан. Общественная опасность вреда правам и интересам граждан возрастает вследствие того, что вред личности по своей природе невозместим, и что причиняют его должностные лица, первейшей обязанностью которых является охрана прав и законных интересов граждан.
При определении существенности вреда следует исходить не только из суммы имущественного ущерба, но и учитывать причиненный моральный вред личности. Превышение часто совершается в форме продолжаемого преступления. В этом случае вред складывается из ряда последствий, которые в совокупности и определяют его существенность.
Причинная связь — обязательный объективный признак превышения должностных полномочий. В этом составе для причинной связи характерно отсутствие протяженности во времени.
С субъективной стороны превышение должностных полномочий — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
Квалифицированный состав превышения (ч. 2) может быть вменен только: а) лицу, занимающему государственную должностьРФ; б) лицу, занимающему государственную должность субъекта РФ, либо в) главе органа местного самоуправления.
Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения. Физическое насилие может сопровождаться нанесением ударов, побоев (ст. 116 УК), истязаниями (ст. 117 УК). Часть 3 статьи охватывает случаи причинения легкого, средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК. Умышленное причинение при превышении смерти, тяжких телесных повреждений, предусмотренных ч. 2, 3,4, ст. 111 УК, образует совокупность преступлений. Психическое насилие в виде угрозы применения насилия должно быть реальным и очевидным для потерпевшего;
б) с применением оружия или специальных средств. Применение оружия означает фактическое использование его для поражения живой цели, а также в качестве средства физического насилия для нанесения ударов, побоев, телесных повреждений либо психического воздействия на потерпевшего. В ч. 3 статьи имеется в виду оружие как таковое, т.е. устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели. Это может быть огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие. По своему назначению оружие может быть гражданским, служебным, боевым, ручным, стрелковым и холодным. К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины, служебные собаки. Для квалификации по ч. 3 статьи требуется, чтобы оружие или специальное средство применялось в нарушение установленных правил;
в) с причинением тяжких последствий. В каждом конкретном случае решение о причинении тяжких последствий, является вопросом факта и подлежит тщательной оценке. Понятие этого признака близко понятию аналогичного признака в ч. 3 ст. 285.
Присвоение полномочий другого лица (ст. 288 УК РФ)
Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом.
Например, лицо проводит проверку, хотя оно не наделено таким правом.
Для признания наличия состава преступления должны наступить тяжкие последствия, иначе такое деяние будет квалифицироваться только как дисциплинарный проступок.
Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ)
Предметом такого преступления являются бюджетные средства. Объективная сторона выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере (свыше 1 миллиона 500 рублей).
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом — с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
Комментарий к Ст. 288 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона заключается в двух обязательных действиях: во-первых, присвоении государственным служащим или муниципальным служащим полномочий должностного лица и, во-вторых, совершением им в связи с этим действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Фактически виновный вводит в заблуждение граждан и представителей юридических лиц и совершает под видом должностного лица те или иные юридически значимые действия; тем самым в совершении действий под видом должностного лица фактически объединяются оба действия.
2. Преступление окончено с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Недействительность совершенных под видом должностного лица действий и необходимость повторного обращения граждан или организаций за их совершением фактически означают наличие этого последствия практически во всех ситуациях присвоения полномочий должностного лица.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Взятка может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, а также в форме услуг имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественных прав (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).
Взамен должностное лицо:
- совершает входящие в его служебные полномочия действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
- способствует в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
- покровительствует по службе;
- совершает незаконные действия (бездействия).
Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
Объективная сторона преступления заключается в совершении одного из следующих действий:
- внесение в официальный документ заведомо ложных сведений;
- внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.
Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, то есть осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.
Данные действия совершаются в личных корыстных целях. Привлекаются к ответственности за такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях.
Состав этого преступления считается оконченным в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог (формальный состав).
Присвоение полномочий должностного лица
Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий, использует форменную одежду для совершения желаемых действий, представляет подложный документ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять их. Присвоение звания специалиста не образует рассматриваемого преступления.
Лицо присваивает полномочия для совершения определенных действий. Они могут быть очень разными, но они всегда неправомерны и по сути своей являются правонарушениями. Именно вследствие совершения таких действий наступают общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав w
законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий для совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.
Между названными последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.
Данный состав является материальным. Преступление считается оконченным, когда наступили указанные в законе последствия.
С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.
Субъектом преступления являются две категории служащих, достигших 16 лет: а) государственные служащие либо б) служащие органа местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (см. примечание 4 к ст. 285). Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном федеральным законом порядке обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение из средств федерального или соответствующего субъекта РФ бюджета. Служащим органа местного самоуправления является гражданин, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение из средств местного бюджета,
Халатность (ст. 293 УК РФ)
Объективная сторона преступления представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.
Главное условие для существования состава преступления – это наличие объективной возможности выполнить указанные действия.
Квалифицирующие признаки преступления:
- причинение ущерба в особо крупном размере (превышает 7 миллионов 500 тысяч рублей),
- повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
Субъект должностных преступлений
Субъектом таких преступлений являются должностные лица, то есть служащие, наделенные определенными властными полномочиями.
В рамках главы 30 УК РФ должностными лицами признаются:
- представители власти;
- служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
- сотрудники административно-хозяйственных структур.
Обвиняемый должен работать в государственных органах, муниципалитете, государственных или муниципальных учреждениях (например, социального обеспечения, здравоохранения или образования), государственных компаниях или акционерных обществах. Также в эту категорию входят военнослужащие.
Основными мотивами и причинами, способствующими совершению должностных преступлений, являются:
- Стремление к незаконному обогащению.
- Восприятие государственной службы как на источника улучшения своего материального положения.
- Устранение конкурентов.
Понятие должностного лица
В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Исходя из данного понятия, можно выделить следующие три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:
1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.
Содержание функции представителя власти, а следовательно и характер действий представителя власти, определяются задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с неопределенно широким кругом лиц, не находящихся в его административном подчинении.
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.
Для административно-хозяйственных функций признак руководства людьми не обязателен. Главным являются контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получения, ответственного хранения, реализации и т.п.
Для должностных лиц — субъектов рассматриваемой группы преступлений — обязательно совершение при выполнении названных в законе функций действий, имеющих юридическое значение, т.е. устанавливающих, изменяющих или прекращающих права и обязанности физических и юридических лиц.
Иные названные в законе признаки не являются определяющими.
2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.
Лица, не назначенные на соответствующие должности, но фактически выполняющие функции должностного лица, в соответствии с примечанием к ст. 285 могут признаваться должностными, если они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию. Специальное полномочие предоставляет управомоченный на это орган, должностное лицо, трудовой коллектив. Специальное полномочие оформляется приказом, решением трудового коллектива и т.п.
3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ. Не являются должностными лица, работающие в общественных объединениях различной ориентации, коммерческих организациях (производственных и потребительских кооперативах, иностранных фирмах, хозяйственных товариществах и т.п.). Они несут ответственность по ст. 201-204 УК.
Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК.
Первая категория — лица, отвечающие признакам, названным в примечании 1 к ст. 285. Они могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 285; ч. 1 и 3 ст. 286; ч. 1 и 3 ст. 287; ст. 289; ч. 1, 2 и 4 ст. 290; ст. 292; ч. 1 и 2 ст. 293 УК.
Вторая категория — лица, занимающие государственные должности РФ. В соответствии с примечанием 2 к ст. 285 УК — это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, федеральные министры и т.д.). Перечень государственных должностей РФ содержится в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.
Третья категория — лица, занимающие государственные должности субъектов РФ. К ним в соответствии с примечанием 3 к ст. 285 относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы краев, областей, депутаты законодательной (представительной) власти и т.д.).
Должностные лица — второй и третьей категорий могут быть субъектами преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 2 и 3 ст. 287; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
Четвертая категория — лица, занимающие должность главы органа местного самоуправления (мэр, префект). Они избираются на территории муниципального образования и наделяются полномочиями для решения вопросов местного значения.
Глава органа местного самоуправления может быть субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285; ч. 2 и 3 ст. 286; ч. 3 и 4 ст. 290 УК.
Все категории должностных лиц, кроме специальных, должны обладать и общими признаками субъекта преступления (вменяемость, возраст).
Исполнителями преступлений со специальным субъектом являются только лица, обладающие их признаками. Организаторами, подстрекателями и пособниками могут быть и иные лица.
Наказание за должностное преступление
За совершение данного деяния предусмотрены санкции в виде:
- штрафа различных размеров;
- лишения права занимать должность на определенный срок/заниматься конкретным видом деятельности;
- принудительных работ;
- ареста;
- лишения свободы.
Наказание назначается с учетом:
- общественной опасности содеянного;
- личных мотивов должностного лица;
- целей, которые он преследовал;
- характера и тяжести причиненного вреда;
- продолжительности совершения преступления;
- характеристики личности подсудимого.