Статья 320 УК РФ. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

СТ 320 УК РФ.

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 320 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Отличительные признаки данного состава преступления, имеющего общие объективные признаки с признаками состава, предусмотренного ст. 311 УК, прежде всего, определены кругом потерпевших. К их числу относятся указанные в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»: а) должностные лица правоохранительных органов; б) должностные лица контролирующих органов; в) их близкие.

2. Объективную сторону образует разглашение (предание огласке, несанкционированное доведение до сведения) посторонним лицам или хотя бы одному из них всех или части сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных лиц (ч. 1). Будут ли и как будут использованы разглашенные сведения, значения для квалификации по ч. 1 не имеет.

3. Уголовная ответственность по ч. 2 наступает в случаях, когда совершенное деяние вызвало причинение тяжких последствий, которые могут состоять в гибели, причинении тяжкого вреда здоровью людей, причинении значительного имущественного вреда. Вина по отношению к ним, по смыслу закона, характеризуется неосторожностью.

4. Обязательным признаком субъективной стороны является цель воспрепятствовать законной деятельности потерпевшего (ее предотвратить, прекратить или изменить).

5. Субъект специальный: им могут быть только лица законно, т.е. по доверию или по службе, обладающие соответствующими сведениями.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 320 УК РФ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
  • Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2021 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
  • Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2021 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
  • Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
  • Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2021 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2021 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2021 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
  • Решение Верховного суда: Определение N 38-АПУ17-2 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №38-АПУ17-2 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 марта 2021 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда…

Комментарий к статье 320 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Преступление посягает на общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения конфиденциальности сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.

2. Предмет преступления — сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении вышеуказанных лиц либо их близких.

3. В качестве потерпевших можно выделить несколько категорий лиц, к которым применяются меры безопасности:

а) должностное лицо правоохранительного органа;

б) должностное лицо контролирующего органа;

в) их близкие.

Если разглашаются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участников уголовного процесса, ответственность наступает по ст. 311 УК.

4. О понятии должностного лица см. примечание 1 к ст. 285 УК.

5. О понятиях правоохранительных и контролирующих органов см. примечание к ст. 318 УК.

6. О понятии близких см. комментарий к ст. 317 УК.

7. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с последующими изменениями) к должностным лицам правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения защиты их жизни и здоровья и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

8. Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется преданием огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц. Разглашение налицо, если сведения становятся достоянием хотя бы одного лица, не имеющего права на ознакомление с ними.

Представляется, что по смыслу закона и с учетом цели разглашения сведения предаются заинтересованным лицам, которые имеют возможность использовать полученные сведения и тем самым воспрепятствовать деятельности должностного лица соответствующих органов. Оглашение возможно любым способом: устно, письменно, лично, анонимно, в публичном выступлении, в разговоре и т.п.

9. Преступление считается оконченным с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица.

10. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком является также цель воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, т.е. стремление виновного прервать или прекратить такую деятельность.

11. Субъектом разглашения о мерах безопасности может быть только лицо, достигшее возраста 16 лет, которому эти сведения были доверены либо стали известны в связи со служебной деятельностью.

К лицам, которым эти сведения доверены, относятся те, которые непосредственно обеспечивают мероприятия по осуществлению безопасности защищаемых лиц, являются работниками специальных охранных служб, входящих в структуру МВД, ФСБ, налоговой полиции, воинских частей.

К лицам, которым эти сведения стали известны по службе, относятся те, которым эти данные доступны в силу занимаемого служебного положения: работники прокуратуры, ОВД, руководители и служащие адресных бюро, паспортных служб и т.п.

12. В ч. 2 рассматриваемой статьи предусматривается наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

Понятие «тяжкое последствие» является оценочной категорией и определяется в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

13. Психическое отношение виновного к наступлению тяжких последствий характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Умышленная форма вины здесь исключается, поскольку в противном случае налицо пособничество в преступлении (например, в убийстве, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и т.п.).

Комментарий к статье 320 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов управления. Дополнительный объект — безопасность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате разглашения применяемые меры безопасности утрачивают эффективность, указанные выше субъекты становятся уязвимыми для любого негативного воздействия на них. Это может негативно отразиться на деятельности представителей власти, повлечь тяжкие последствия.

Государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Перечень лиц, подлежащих защите, приведен в ст. 2 названного Закона. К ним, в частности, относятся: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих.

Понятие «близкие» было рассмотрено применительно к ст. 105 УК РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется действием и состоит в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в диспозиции рассматриваемой нормы лиц. Разглашение представляет собой противоправное предание огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа или их близких. Способ разглашения сведений не имеет значения для квалификации преступления.

Разглашение информации может быть совершено в форме действия: при беседе, передаче документов, демонстрации аудио- или видеозаписи, сообщении в средствах массовой информации, по телефону, электронной почте и т.п.

По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 320 УК РФ, является формальным. Разглашение сведений о мерах безопасности считается оконченным преступлением с момента, когда эти сведения стали известны хотя бы одному лицу, не допущенному к информации о соответствующих мерах безопасности. При этом необходимо, чтобы такое лицо понимало смысл полученной им информации. Если указанное лицо не понимает разглашаемую информацию, имеет место покушение на совершение преступления (ч. 3 ст. 30 и ст. 320 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для наличия состава преступления обязательным признаком субъективной стороны является цель — воспрепятствовать служебной деятельности. Мотивы разглашения могут быть различными: отомстить сотруднику правоохранительного органа, похвастаться своей осведомленностью, получить материальную выгоду и т.п.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления (ч. 2 ст. 320 УК РФ) является совершение деяния, повлекшего тяжкие последствия (например, покушение на жизнь должностного лица контролирующего органа, причинение вреда здоровью, серьезного материального ущерба). Понятие тяжкого последствия в законе не определено — оно является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Наступившее тяжкое последствие должно находиться в причинной связи с разглашением виновным сведений о применяемых мерах безопасности в отношении того или иного защищаемого. Квалифицированный состав преступления является материальным. Преступление будет окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона этого состава может характеризоваться виной в виде прямого или косвенного умысла, а также двумя формами вины.

Судебная практика по статье 320 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 304-ЭС18-26015 по делу N А03-18478/2017
При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались статьями 320, 330, 401, 424, 548, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.01.2017 по делу N 305-ЭС16-14210, А40-85057/2015

Согласно статье 320 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора поставки, должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора, если из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное.

Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 303-ЭС17-15951 по делу N А37-2276/2016

В своих выводах суды основывались на оценке представленных в материалы дела доказательств по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались положениями статей 123.22, 309, 320, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения».

Определение Верховного Суда РФ от 09.11.2017 N 304-ЭС17-17366 по делу N А67-2788/2017

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что организационные мероприятия выполнены лично исполнителем, акт сдачи-приемки оказанных услуг подписан сторонами без замечаний; условиями контракта и технического задания к нему предусмотрено привлечение соисполнителей, что подтверждается характером данной услуги; в тексте муниципального контракта отсутствует прямое указание об обязанности исполнителя выполнить предусмотренные контрактом работы лично без привлечения соисполнителей, и, руководствуясь статьями 313, 320, 779, 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришли к выводу о надлежащем выполнении ассоциацией обязательств, отказав в иске.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]