Недобросовестные партнеры, получая доступ к коммерческой, налоговой и банковской тайне, ставят под угрозу положение компании на рынке. Экономический шпионаж является незаконным методом конкурентной борьбы. Как правило, организации определяют особый режим для инсайдерских данных на основании законодательных требований о коммерческой тайне, банках и банковской деятельности, а также НК РФ. При неправомерном разглашении этих сведений виновные лица могут быть подвергнуты уголовному преследованию по статье 183 УК РФ.
Что такое коммерческая, налоговая и банковская тайна
Статья 183 УК РФ защищает одновременно три вида тайны: коммерческую, банковскую и налоговую.
Коммерческая тайна – это конфиденциальные данные, благодаря которым предприниматели и организации успешно ведут бизнес и взаимодействуют с контрагентами. Например, данные о контрагентах, ноу-хау, стоимости имущества фирмы.
Налоговая тайна – это информация о гражданах и предприятиях, полученная ФНС и внебюджетными фондами в связи с осуществлением налогоплательщиков обязанностей по уплате налогов и страховых взносов. Например, персональные данные, сведения о сделках.
Банковская тайна – это данные, которые граждане и компании сообщили кредитному учреждению при открытии счета, внесении средств на депозит, оформлении кредита. Например, номера банковских карт и пин-коды к ним, условия кредитного договора.
Внутри организаций, в банках, ФНС и прочих государственных структур, которые получают от граждан и организаций инсайдерскую информацию, разрабатывается документация по защите всех видов тайн. Работники подписывают расписку о соблюдении режима конфиденциальности.
Условия о дисциплинарной и материальной ответственности включаются на основании ТК РФ в трудовой договор и должностные инструкции. После увольнения бывший сотрудник обязан продолжать хранить в тайне сведения, которые сообщены ему в связи с исполнением должностных обязанностей.
Не всякая информация относится к коммерческой, налоговой и банковской тайне. Если вас обвиняют в распространении конфиденциальных данных желательно сразу обратиться к нашим адвокатам. Они подскажут, как доказать отсутствие факта нарушения.
Как доказать разглашение коммерческой тайны
Для того чтобы виновный сотрудник понес уголовную или административную ответственность должны выполняться следующие два условия:
- На предприятии приняты меры для защиты коммерческой информации от разглашения.
- Работодатель доказал, что конкретный сотрудник с той или иной целью распространил сведения, которые считаются коммерческой тайной.
Для привлечения сотрудника к ответственности должны быть выполнены следующие действия:
- Установление работодателем факта разглашения коммерческой тайной информации на основании доказательств.
- Проведение расследования внутри предприятия специально созданной комиссией.
- Направление письменного запроса сотруднику, который подозревается в разглашения с требованием предоставить объяснения.
- При отсутствии письменных пояснений сотрудника, составление соответствующего акта.
- Принятие комиссией решения о привлечения сотрудника к административной или уголовной ответственности.
Уголовное право базируется на принципе презумпции невиновности. Исходя из этого работодатель должен представить суду веские доказательства факта разглашения сотрудником коммерческой тайны.
Прямым подтверждением разглашения могут быть следующие факты:
- Обнаружение у работника документов, содержащих коммерческую тайну, в обстоятельствах не связанных с трудовым процессом, в том числе за пределами предприятия.
- Видеоматериалы, полученные с помощью камер видеонаблюдения, где зафиксирован факт разглашения.
- Фиксация отправки секретных данных по электронной почте или копирование ее на внешние накопители информации, если это запрещено внутренними документами организации.
- Свидетельские показание передачи секретной коммерческой информации третьим лицам.
Что такое получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну
Уголовное деяние, наказываемое по статье 183 УК РФ, представляет собой собирание и разглашение конфиденциальных данных.
Под собиранием подразумевают нелегальное получение инсайдерской информации: кража, подкуп должностного лица, угрозы и другие неправомерные способы. Например, злоумышленник покупает конфиденциальные данные у работника компании.
Разглашение представляет собой раскрытие сведений третьим лицам, не имеющим к ним доступа. Например, банк не вправе разглашать сведения о счетах и вкладах своих клиентов.
Преступление считается завершенным с момента, когда злоумышленник начал собирать информацию. При этом не имеет значения, получил ли он доступ к коммерческой, налоговой или банковской тайне.
Комментарий к Статье 183 УК РФ
1. Немалая часть информации, находящейся в сфере деятельности хозяйствующих субъектов и граждан, представляет особую ценность (или коммерческую значимость) как для самих организаций, так и для их партнеров или клиентов. Следствием этого являются особое отношение к такой информации, исключающее широкую ее огласку, и меры, принимаемые для ее охраны. Некоторые из этих сведений не подлежат огласке не только в силу нежелания заинтересованных в этом лиц, но и в силу прямого указания на то закона. Статус таких сведений получил отражение и закрепление в особых правовых институтах — институтах банковской, налоговой и коммерческой тайны.
2. Общественная опасность преступления заключается в том, что неправомерные действия по поводу информации, составляющей банковскую, налоговую или коммерческую тайну, с одной стороны, могут причинить значительный вред субъектам предпринимательской деятельности или иным лицам. С другой стороны, незаконное разглашение сведений, например о состоянии банковского счета (или вклада) вопреки воле его владельца, является серьезным нарушением конституционных прав гражданина на неприкосновенность его частной жизни.
Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести, ч. 4 — к тяжким преступным деяниям.
3. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в сфере обращения информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Указанная информация будет составлять предмет посягательства. Носители информации как в документальной, так и в бездокументарной форме (например, дискета, жесткий диск компьютера и др.) не входят в понятие предмета рассматриваемого преступления.
4. Тайна — это «нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет» <1>. Представляется неверным говорить о банковской тайне как о части тайны коммерческой. Тем более неправильно их отождествлять. Коммерческая и банковская тайны имеют общую правовую природу, но, несмотря на ряд общих черт, различаются по объему и содержанию. Банковская тайна обладает рядом специфических, свойственных только ей признаков. Кроме того, информация, составляющая банковскую тайну, объективно может и не иметь коммерческой ценности и уже поэтому не будет разновидностью коммерческой тайны. ——————————— <1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 776.
5. В соответствии с гражданским законодательством информация составляет коммерческую тайну тогда, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Согласно п. 1 и 2 ст. 3 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 18.12.2006) <1> коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. ——————————— <1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. Указанная редакция ФЗ вступает в силу с 01.01.2008. Примеч. науч. ред.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК), среди них названный уже ФЗ «О коммерческой тайне».
6. Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005) <1> утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно которому к конфиденциальным наряду с другими относятся сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и другими ФЗ. ——————————— <1> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127; 2005. N 39. Ст. 3925.
7. Существует целый ряд сведений, по поводу которых законодательные и исполнительные органы государственной власти однозначно высказываются как о сведениях, не могущих составлять коммерческую тайну. Перечень таких сведений содержится в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. от 03.10.2002) <1>, Указе Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» <2>, Законе о рынке ценных бумаг, Приказе Минфина России от 29.07.98 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» <3> и др. ——————————— <1> СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7; СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3983.
<2> САПП. 1992. N 21. Ст. 1731.
<3> БНА. 1998. N 23.
Так, не составляют коммерческую тайну учредительные документы (решение о создании предприятия или учредительный договор) и устав предприятия, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельства о регистрации, лицензии, патенты), сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы об уплате налогов и обязательных платежей, годовая бухгалтерская отчетность организации, ряд сведений, касающихся приватизации, раскрытия информации эмитента публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг и др.
8. Что составляет предмет банковской тайны? В ГК говорится: «Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте» (ч. 1 ст. 857). В соответствии с Законом о банках кредитная организация, ЦБР гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит ФЗ (ч. 1 ст. 26). Речь идет о тайне: а) банковского счета; б) банковского вклада; в) операций по счету; г) сведений о клиенте; д) сведений о корреспондентах; е) иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией.
9. Принципиальное значение в сфере обращения информации, составляющей банковскую тайну, имеет вопрос о предоставлении таковой информации государственным органам и должностным лицам. Законом установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну. По общему правилу сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом (п. 2 ст. 857 ГК).
10. Лица, имеющие право запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, перечислены в ст. 26 Закона о банках. Например, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией самим этим лицам и гражданам, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Информацию по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация вправе предоставить их владельцам, а также судам и с согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, которые находятся в производстве этих следственных органов.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.
Особо оговаривается вопрос о ЦБР и аудиторских организациях, поскольку в силу специфики деятельности они обладают либо могут обладать информацией, составляющей банковскую тайну. ЦБР не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных законом. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.
В целях совершенствования мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, с 1 февраля 2002 г. информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц должна предоставляться кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — орган, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Указанный уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
11. Налоговую тайну образуют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения: а) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; г) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам) (ст. 102 НК).
12. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, заключается в собирании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Способы могут быть разнообразными. Статья называет лишь похищение документов, подкуп, угрозы, и, разумеется, это не исчерпывающий перечень, поскольку указывается на возможность иных незаконных способов. Необходимое условие для квалификации по ч. 1 — к информации не должно быть свободного доступа и ее владелец принял для этого все соответствующие меры.
13. Незаконное разглашение или использование такой информации без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 коммент. статьи.
13.1. Под разглашением следует понимать любые действия, направленные на ознакомление либо возможность ознакомления с информацией, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, как неограниченного круга лиц (например, посредством распространения в СМИ, сети Интернет), так и конкретного лица.
Незаконное разглашение по ч. 2 коммент. статьи предполагает совершение тех же действий, которые понимаются под разглашением в ч. 1, но эти действия обусловлены фактом отсутствия согласия на это владельца соответствующей информации. Сюда же относится нарушение установленного запрета на огласку такой информации, в том числе разглашение сведений в результате несоблюдения порядка их предоставления, когда согласия владельца на это нет.
13.2. То же условие (отсутствие согласия владельца информации) относится и к незаконному использованию подобных сведений.
Незаконное использование может заключаться в использовании соответствующих сведений в личных интересах или интересах тех или иных организаций, партий, движений, заинтересованных в обладании подобного рода информацией, например, для выработки стратегии поведения и агитации в предвыборной борьбе, в политических технологиях и т.п.
Если при этом виновный стремился взамен на добытые сведения получить вознаграждение, например, от конкурента собственника информации, или конфиденциальная информация должна была быть использована для извлечения выгоды в предпринимательской деятельности, то налицо признаки преступления, предусмотренного ч. 3 коммент. статьи, — совершенного из корыстных побуждений.
14. Для квалификации деяния как преступления по ч. 1 и 2 коммент. статьи наличия вредных последствий не требуется. Закрепленные в них альтернативные составы преступления считаются формальными, окончены соответственно в момент начала собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо разглашения или использования этих сведений. Квалифицированный состав (ч. 3) имеет формально-материальную, а особо квалифицированный (ч. 4) — материальную законодательные конструкции, оконченными они соответственно считаются в момент: а) причинения крупного ущерба или совершения указанных действий из корыстной заинтересованности (ч. 3); б) наступления тяжких последствий (ч. 4).
14.1. Размер крупного ущерба определяется согласно примеч. к ст. 169 и составляет сумму свыше 250 тыс. руб.
14.2. О тяжких последствиях см. в п. 12 коммент. к ст. 201.
15. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив (месть, личная неприязнь, стремление опередить конкурента) для квалификации деяния как преступления по ч. 1 или 2 значения не имеет. В квалифицированном составе (ч. 3) мотив совершения преступления может стать значимым для его квалификации, если речь идет о корыстной заинтересованности.
16. Субъект преступного посягательства — любое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста. Это могут быть лица, которые стали обладателями информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в силу их профессиональных обязанностей, а также иные лица, чьи действия были направлены на достижение преступного результата по мотивам и способам, обозначенным в коммент. статье.
16.1. Субъект посягательства может быть и специальным в случае, если разглашение или использование указанных сведений осуществлено лицом, которому тайна сведений была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 — 4).
За уголовное деяние предусмотрены следующие виды наказания:
- штраф в размере 500 000-1 500 000 руб.;
- принудительный труд на период до 2-5 лет;
- тюремное заключение на срок до 2-7 лет.
Помимо этого, гражданина могут лишить права работать в определенной должности или осуществлять конкретный вид деятельности.
Тяжесть наказания зависит от последствий, наступивших в связи с совершением преступления. При крупном ущербе, наступлении вынужденного банкротства компании лицо может быть направлено в места лишения свободы. Если деяние не повлекло для себя серьезных последствий, возможна переквалификация состава по одной из статей КоАП РФ.
Уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны
Сбор сведений, которые попадают под коммерческую тайну путем незаконного изъятия документов, подкупа, угроз или любым другим незаконным путем наказывается:
- штрафом в пределах 500000 рублей или суммарного дохода виновного за 12 месяцев;
- исправительными работами длительностью до 12 месяцев;
- принудительными работами длительностью до 2-х лет;
- лишением свободы на срок в пределах 2-х лет.
Инсайдерская информация — это данные организации (фирмы), которые не подлежат распространению и известны лишь определенному кругу лиц. ФЗ №224 защищает эту информацию. В нем закреплено, что за нарушение правил хранения , получения и раскрытия инсайдерской информации возможно наступление административной и уголовной ответственности https://lexconsult.online/7844-insaiderskaya-informatsiya-chto-eto-takoe
Незаконное разглашение коммерческой информации, которая стала известна виновному на рабочем месте, грозит:
- штрафом в пределах 1000000 рублей или суммарного дохода виновного за два года с запретом заниматься определенной трудовой деятельностью на протяжении 3-х лет;
- исправительными работами длительностью до 2-х лет;
- принудительными работами длительностью в пределах 3-х лет;
- лишением свободы на срок в пределах 3-х лет.
Если же такие действия винного принесли предприятию ущерб в крупном размере или они были совершенны с корыстными целями, то наказание будет более суровым, а именно:
- штраф в пределах 1500000 рублей или суммарного дохода виновного за три года с запретом заниматься определенными видами деятельности на протяжении такого же срока;
- принудительными работами длительностью до 5 лет;
- лишением свободы на срок в пределах 5 лет.
В случае, когда разглашение коммерческой информации сотрудником или служащим повлекло тяжкие последствия, то он может быть приговорен судом к:
- принудительным работам до 5 лет;
- лишением свободы до 7 лет.