Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

СТ 266 УК РФ.

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Суть ст. 266 УК РФ с комментариями

Статья содержит перечень наказаний за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями лицом, которое было ответственно за их состояние, если результатом подобных деяний стало причинение серьезного вреда здоровью человека.

В ч. 2 и ч. 3 этой статьи указаны меры ответственности за те же преступления, но в случаях, когда они повлекли за собой смерть одного или нескольких человек соответственно.

Справка. Под недоброкачественным ремонтом понимается частичное исправление дефектов ТС, транспортного оборудования или путей сообщения. В этом случае ответственность по статье несет лицо, которое занималось ремонтом транспорта.

Недоброкачественным ремонтом признаются следующие виды работ:

  • опасные для эксплуатации дефекты не были ликвидированы;
  • установка нового, но некачественного оборудования или запасных частей.

Отремонтированные ТС должны отвечать определенным стандартам, правилам и руководствам по их технической эксплуатации. Это проверяют уже другие должностные лица, отвечающие за проверку транспорта перед его отправкой.

Выпуск в эксплуатацию – это разрешение ответственного лица на использование ТС, которое имеет какие-либо технические неполадки. Основные правила по допуску к эксплуатации ТС перечислены в соответствующих кодексах: ПДД, Воздушном кодексе РФ и т. д. Наказание уже несет то лицо, которое по работе отвечает за техническое состояние ТС.

Между некачественным ремонтом и выпуском в эксплуатацию существует прямая связь, так как при этом вред наносится не самим водителем транспорта, а тем лицом, которое отвечало за его ремонт.

Общественная опасность деяния заключается в том, что преступники посягают на безопасность функционирования ТС, что, в свою очередь, может повлечь гибель многих людей или нанесение им тяжких телесных повреждений.

Налоговый кодекс РФ, Статья 266 НК РФ

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

4. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

  • 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Состав преступления – условия наступления ответственности

Предметами посягательства выступают:

  • ТС (подразумеваются любые виды – от самолета до автомобилей);
  • пути сообщения (рельсы, взлетно-посадочные полосы, каналы и т. д.);
  • транспортное оборудование (любые устройства, предназначенные обеспечить нормальную работу ТС – семафоры, маяки, шлагбаумы и пр.)

Объективная сторона характеризуется следующими факторами:

  • некачественный ремонт ТС и их выпуск в эксплуатацию с техническими неполадками;
  • нанесение серьезного ущерба здоровью человека или его смерть;
  • наличие причинно-следственной связи между этими двумя происшествиями.

Она проявляется как в форме действия (например, лицо не стало заменять поврежденную деталь транспорта, понадеявшись, что она еще выдержит какое-то время) или бездействия (когда гражданин по небрежности не заметил какой-либо технической неполадки в ТС).

Субъективная сторона – это форма вины в виде неосторожности. В этом случае речь идет о легкомыслии или небрежности со стороны лица, отвечающего за ремонт ТС. Если гражданин совершает подобное деяние умышленно, то оно квалифицируется уже по другим статьям УК РФ (против жизни людей или объектов собственности).

Правонарушение считается оконченным тогда, когда указанные в статье 266 УК РФ последствия (причинение тяжкого ущерба здоровью человека или гибель людей) уже наступили.

Описанные правонарушения в ч. 1 ст. 266 УК РФ относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а в чч.2 и 3 этой статьи – к средней тяжести.

Пути сообщения

Эти элементы дорожной системы включают в себя:

  1. На ж/д транспорте – непосредственно железнодорожное полотно со шпалами, рельсами, насыпью. В качестве неотъемлемых их элементов выступают дистанции пути, линии электропередачи, диспетчерские службы и пр.
  2. На воздушном транспорте – взлетно-посадочные полосы и т. д.
  3. На водном транспорте – непосредственные пути следования речных или морских судов из порта в порт.
  4. На автотранспорте – проезжую часть.

Квалификационные признаки преступления по статье

Основные признаки, по которым правонарушение квалифицируют по ст. 266 УК РФ:

  1. Причинение лицам тяжких телесных повреждений. После происшествия проводится их медицинский осмотр, затем выносится заключение врача о состоянии их здоровья. Такие справки приобщаются к материалам дела.
  2. Смерть одного или более двух граждан. Судмедэксперт осматривает трупы и также выносит свое экспертное заключение о причинах их гибели.

Нюансы

Как показывает судебная практика по ст. 266 УК РФ, основная задача при квалификации деяния состоит в установлении связи между поведением виновного и возникшими последствиями.

Недоброкачественным признается такой ремонт, который не соответствует техническим требованиям, установленным нормативными актами в сфере дорожного движения и обеспечивающим безопасное функционирование транспорта, компонентов технической системы эксплуатации ТС. К примеру, он может выражаться в устранении не всех выявленных неисправностей подвижного ж/д состава либо в установке деталей с истекшим сроком эксплуатации.

После некачественного ремонта транспортное средство считается не соответствующим необходимым техническим требованиям.

Выпуск в эксплуатацию неисправных ТС предполагает разрешение использовать объекты, имеющие какие-либо поломки, способные при движении создать аварийную ситуацию и, следовательно, привести к негативным последствиям. Такое разрешение может быть устным или письменным. В первом случае речь в том числе и о непринятии мер по пресечению использования технически неисправной машины. Письменное разрешение может выражаться в выдаче путевого листа водителю, пропуске транспортного средства через контрольный пункт и пр.

Меры ответственности за преступления по статье 266 УК РФ

Если правонарушение квалифицировано по ч. 1 ст. 266 УК РФ, то избираются следующие типы наказаний:

  • штраф суммой от 100 до 300 000 руб. или з/п за 1-2 года;
  • ограничение передвижений лица на 3 года;
  • принудительные работы на 2 года с наложением запрета на право осуществления деятельности в области ремонта ТС или их допуска к эксплуатации на 3 года (последняя санкция факультативна);
  • заключение в тюрьму на 2 года с использованием вышеуказанной санкции (применяется по усмотрению судьи);
  • арест на полгода.

Допустим, результатом правонарушения стала смерть одного человека. Тогда преступника приговорят к принудительным работам на 5 лет или заключению в колонию на тот же срок.

Если произошла гибель более двух лиц, к правонарушителю применяют вышеназванные меры ответственности, но период заключения в тюрьму увеличивается до 7 лет.

Конкретное наказание избирается судьей после рассмотрения всех обстоятельств произошедшего.

Средства связи и сигнализации

Они необходимы для передачи условной и текстовой информации. Условными данными являются команды, оповещения, донесения и т. д. Сигнализация может быть световой (мигание лампочки, семафор, маяки), звуковой (сирена, звонок).

В качестве средств связи выступают специальные устройства, предназначенные для передачи и приема текстовых данных. Связь бывает телефонной, факсимильной, телевизионной, сигнальной, телеграфной и пр. В зависимости от среды и средств распространения, она разделяется на:

  • проводную;
  • радиорелейную;
  • радиосвязь;
  • оптическую;
  • сотовую;
  • космическую;
  • лазерную и т. д.

Кроме этого, связь может быть ближней или дальней.

Субъективная часть

Деяние, указанное в ст. 266 УК РФ, предполагает неосторожную форму вины. Она может выражаться в виде небрежности или легкомыслия.

Субъектом преступления является вменяемый гражданин в возрасте от 16 лет. При этом он должен обладать одним из следующих признаков:

  1. Его профессиональная деятельность должна быть непосредственно связана с ремонтом транспорта.
  2. Он считается ответственным за техническое состояние транспорта и наделен полномочием выпускать его в эксплуатацию.
  3. Он является водителем или владельцем заведомо неисправного ТС, разрешившим другому субъекту его эксплуатацию.

Нормативная база

Предусматривая ст. 266 в УК РФ, законодатель учел положения действующих нормативных актов в сфере транспорта. В их числе федеральные законы:

  1. «О безопасности дорожного движения».
  2. «О транспортной безопасности».
  3. «О железнодорожном транспорте».

Кроме этого, нормативное регулирование правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасности на дорогах, осуществляется на основании подзаконных актов. К ним относят:

  1. Правительственное постановление № 720 от 2009 г.
  2. ГОСТ Р 5 2302-2004 и 51709-2001.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]