Любые злодеяния, направленные на незаконный сбыт, экспорт или импорт, независимо от товарной принадлежности объектов преступного интереса, опасны тем, что создают условия, которые могут повлиять на стабильность внутреннего рынка и благополучие страны в целом. В рамках настоящей статьи будет рассмотрен вопрос о том, какая предусмотрена ответственность за незаконный сбыт/оборот драгоценных материалов, о том, в чём заключаются особенности этого деяния и какое за него полагается наказание.
Наказание за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
Общие понятия
Начать стоит с того, что в силу своей рыночной стоимости драгоценные материалы (камни, металлы и т. п.) представляют огромный интерес для преступного мира, так как даже незначительный объём подобных материалов может существенно обогатить злоумышленников. В связи с этим на территории Российской Федерации действует целый ряд правил и условий по добыче и вводу в оборот вышеназванных предметов. Понятия, которые будут приведены ниже, носят достаточно обобщённый характер, поэтому следует разобрать подробнее, в чём заключаются особенности материалов по рассматриваемой теме. Для этого необходимо обратиться к положениям ФЗ № 41 от 26.03.1998 «О драгоценных металлах и камнях», которые указывают что:
- драгоценные металлы – это золото, серебро и металлы платиновой группы, находящиеся в любом состоянии (самородное, аффинированное (очищенное), сырьевое);
- драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.
Ключевой момент в определении заключается в том, что происхождения камня должно быть только природного характера, и что искусственно созданные материалы, даже имеющие соответствующие характерные черты природных камней, к разряду драгоценных не относятся. Соответственно, право на добычу и реализацию драгметаллов и камней предоставляется на определённых условиях, с помощью выдачи специальной лицензии и включения в реестр. Свод правил и условий насчитывает множество пунктов, которые разобрать в контексте отдельно взятой статьи достаточно сложно и нецелесообразно.
Правовые вопросы оборота драгоценных камней и не только драгоценных
А.В. Вакуленко
—
партнер Юридической , кандидат юридических наук, член Общества экспертов России по недропользованию
Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Законом о драг. металлах и драг. камнях) к драгоценным камням отнесены только природные камни (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде (ст. 1).
С геммологической точки зрения не совсем понятно, почему в категорию драгоценных камней попал жемчуг, так как это продукт органического происхождения и минералом не является. Было бы более логичным отнести жемчуг, как и уникальное янтарное сырьё, к образованиям, которые приравниваются к драгоценным камням.
При этом драгоценные камни могут обладать или не обладать ювелирным качеством (постановление Правительства РФ от 23.11.1998 № 1365 «О критериях и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий»).
Основными критериями отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий являются их размерно-весовые, цветовые и качественные характеристики, а также экономическая целесообразность их переработки на предприятиях ограночной промышленности.
По смыслу постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 и постановления Правительства РФ от 05.04.1999 № 372 к реализации в розничной торговле физическим лицам разрешены только огранённые сертифицированные драгоценные камни. Продажа драгоценных камней без сертификата может быть квалифицирована как преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ.
Однако в геммологии есть понятие «облагороженный камень». Это такой натуральный камень, не относящийся к драгоценным, который посредством физического воздействия на него меняет или улучшает свои свойства и становится драгоценным, либо приобретает ювелирное качество.
Например, корунд посредством высокотемпературной обработки может превратиться в сапфир. Либо рубин, не обладающий ювелирным качеством (трещины, цвет, чистота, включения), с помощью той же самой температурной обработки доводится до ювелирного качества.
Такие облагороженные камни не являются искусственными (синтетическими), так как они добыты из недр. Просто лежали не так долго и не совсем там, где нужно. Однако нельзя проводить знак равенства между натуральными камнями и облагороженными. Вполне понятно, что последние должны продаваться на рынке с дисконтом, по отношению к натуральным. Но вот на законодательном уровне понятия «облагороженный камень» до сих пор не существует, как и не существует правового регулирования оборота таких облагороженных камней, что создаёт предпосылки для введения покупателей таких облагороженных камней в заблуждение.
Кроме этого, в настоящее время в России не ведётся государственный учёт синтетических камней (выращенных искусственно и обладающих свойствами натуральных). По данным Центра стратегических проектов и аналитики «АЛРОСЫ», проходит декларацию лишь каждый пятый алмаз, выращенный в лаборатории для ювелирной промышленности (https://rg.ru/2018/05/31/minfin-predlozhil-kontrolirovat-oborot…), что говорит об объёме чёрного рынка синтетических камней.
На рынке синтетические бриллианты продаются с дисконтом в 40 % по отношению к натурально выращенным камням. Но существующие приборы не могут дать стопроцентную гарантию, что приобретаемый камень является натуральным. Поэтому встречаются случаи обмана недобросовестными продавцами покупателей и продажи им синтетических бриллиантов под видом натуральных.
В мае 2021 г. Минфин России разработал проект федерального закона О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (02/04/05-18/00081179) — www.regulation.gov.ru/projects#npa=81179. В нём он предложил указать, что порядок использования и обращения синтетических камней, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации (проект до сих пор находится на стадии независимой антикоррупционной экспертизы).
Дальнейшими шагами, по мнению Минфина России, должно быть введение мер по контролю за оборотом синтетических камней для ювелирного рынка, а также регулирование их ввоза на территорию ЕАЭС и запрет использования классификации камней природного происхождения для искусственно выращенных камней.
Одной из попыток Минфина России регулирования рынка оборота искусственных камней стал разработанный в мае 2021 г. проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров» — www.garant.ru/….
В частности, настоящим проектом предлагается определить, что ювелирные изделия, содержащие вставки из камней искусственного происхождения, нужно размещать на отдельных витринах в торговом зале с установлением таблички с соответствующей информационной надписью.
Всё указанное выше касается оборота драгоценных камней. Но недропользователи ещё добывают и реализуют на рынке так называемые полудрагоценные камни (малахит, родонит, жадеит и т.д.).
Как такового правового определения понятия «полудрагоценный камень» нет. Есть отдельные классификации, предлагаемые различными геологическими и геммологическими организациями и учёными. Также есть перечень полудрагоценных камней, утверждённый постановлением Правительства РФ от 31 августа 2021 г. № 1029, который используется для целей применения ст. 7.5 КоАП РФ. Этим перечнем к иным, помимо прямо указанных в ст. 7.5 КоАП РФ полудрагоценным камням, отнесены берилл, в том числе аквамарин и гелиодор.
Сама ст. 7.5 «Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней» КоАП РФ появилась в декабре 2021 г. при активном лоббировании её внесения в КоАП РФ Калининградским янтарным комбинатом. По мнению КЯК она должна быть направлена в первую очередь на борьбу с незаконной добычей янтаря.
К слову, уникальные янтарные образования приравниваются к драгоценным камням по смыслу ст. 1 Закона о драг. металлах и драг. камнях. Критерии определения уникальных янтарных образований определены в постановлении Правительства РФ от 05.01.1999 № 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» (масса свыше 1000 г, инклюзии более 10 мм и т.д.).
То есть всё, что не уникальные янтарные образования — это просто янтарь, за незаконную добычу и сбыт которого лицо могут привлечь одновременно к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3. (безлицензионная добыча) и 7.5. КоАП РФ. А вот за незаконную добычу и сбыт уникальных янтарных образований будут привлекать к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 191 УК РФ.
При этом штраф для юридических лиц по ст. 7.5 КоАП — от 10 до 60 млн руб. с возможностью конфискации орудий совершения правонарушения (спец. техники, автотранспорта). Срок давности привлечения к административной ответственности по этому составу — 1 год с момента совершения административного правонарушения.
Судебная практика показывает, что привлекают в основном по ст. 7.5 КоАП РФ лиц, незаконно добывающих янтарь.
Отдельно следует сказать, что до сих пор в России нет союза добытчиков драгоценных и полудрагоценных камней, которые могли бы лоббировать интересы недропользователей этого сегмента рынка и выступать с законодательной инициативой по приведению законодательства об обороте драгоценных и полудрагоценных камней в соответствие с существующими реалиями. Каждая компания по мере сил и статуса пытается самостоятельно решить свои вопросы. В этом больше всего везёт, что вполне объяснимо, АЛРОСЕ (лоббированние введения ч. 8 ст. 9 в ЗоН в отношении права добывать ППИ).
В настоящее время есть только Гильдия ювелиров, в состав которой входит Ассоциация российских производителей бриллиантов.
Опубликовано в журнале “Золото и технологии”, № 3(45)/сентябрь 2021 г.
Статья и ответственность
Рассматриваемое деяние может квалифицироваться в соответствии с Уголовным и Административным кодексами.
Уголовный кодекс
В рамках Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность устанавливается с учётом положений статьи 191 («Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга»), которая с учётом последних редакций выглядит следующим образом:
- Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершённые в крупном размере, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового.
- Те же деяния, совершённые организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового.
Как видно из положений части 1, по сути, любые действия, нарушающие установленные требования и правила, попадают под диспозицию статьи 191 УК РФ. Крупным размером, в соответствии со ссылкой законодателя, признаётся сумма в размере 2250000 рублей.
Например: Гражданин «А» занимался скупкой старой и не работающей бытовой техники, в особенности интерес он проявлял к телевизионным и компьютерным платам. Как оказалось, данный интерес был обусловлен тем, что практически каждая плата содержит в себе некоторое количество драгоценных металлов — серебра и золота, которые при использовании определённых химических соединений могут быть отделены от остального сырья и получены практически в чистом виде. Гражданин «А», понимая незаконность своих действий, переплавил все полученные вещества в небольшие слитки и продавал их в ювелирные мастерские, которые впоследствии перепродавали их своим клиентам.
Данные действия следует квалифицировать по части 1 статьи 191 УК РФ, если совершались они в крупном размере, в ином случае в действие вступает Административный кодекс. Итак, принимая во внимание всё вышеописанное, можно привести два показательных примера:
Пример 1. Гражданка «Б» в наследство от своей бабушки получила шкатулку с 10 огранёнными алмазами. Находясь в довольно трудном финансовом положении, «Б» решилась на продажу части камней, что должно было с лихвой покрыть все материальные проблемы в её жизни. Следуя рекомендации и оценке геммолога, гражданка «Б» продала камни на ювелирный завод и получила за это солидное вознаграждение.
Подобная ситуация не образует состава преступления, так как драгоценные камни уже прошли процедуру огранки и приняли товарный вид, что позволяет отнести их к ювелирному виду, а, как указано в части 1 статьи 191 УК РФ, такое состояние исключает наступление уголовной ответственности.
Пример 2. Гражданин «В», находясь в Сибири, недалеко от рудников по добыче драгоценных металлов, в командировке, отправился на рыбалку вместе со своими коллегами «Г» и «Д». В 30 км. от рудников трое рыбаков разбили лагерь. Гражданин «В», намереваясь сделать себе лежанку под деревом, используя лопату, вырыл углубление, но случайно обнаружил небольшой свёрток, в котором находилось несколько десятков необработанных золотых слитков. Понимая, насколько высока ценность находки, гражданин «В» скрыл это от своих коллег. Вернувшись из командировки, «В» сразу же обратился в ближайший ломбард с целью перепродажи слитков. Оценщик, ранее уже привлекаемый к уголовной ответственности, обратился в полицию с заявлением на гражданина «В». Действия «В» были квалифицированы по части 1 статьи 191 УК РФ.
Административная ответственность
Рассматриваемая тема в рамках КоАП РФ связана со статьёй 19.14, положения которой выглядят следующим образом:
Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учёта и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий влечёт наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъект преступления и правонарушения общий, это может быть как и физическое лицо, например, как в вышеописанных примерах, так и юридические лица. За совершение подобного правонарушения виновное лицо может быть подвергнуто административному штрафу в зависимости от наличия организационно-правовой формы, минимально – на 3000 рублей, максимально – до 50000 рублей.
Характеристика преступления
Родовым объектом преступления выступают общественные отношения в сфере законной экономической деятельности, подрывающие нормальное функционирование государства.
Видовым объектом признается порядок оборота валюты и ценностей в государстве.
Непосредственным предметом преступного деяния будут выступать драгоценные камни согласно установленному перечню, жемчуг, драгоценные металлы. Не будут относиться к предметам преступления предметы бытового назначения, бижутерия, ювелирные изделия, а также лом драгоценных металлов.
Субъектом преступления является любое физическое лицо (гражданин, иностранец, лицо без какого-либо гражданства), достигшее возраста уголовной ответственности. В России в данном случае таким возрастом является достижение 16-летия. Специальный субъект не предусмотрен.
Опасность данного состава преступления заключается в том, что незаконный оборот драгоценных камней и металлов в России, а также вывоз их за пределы страны, может значительным образом повлиять на курсы валют, стать причиной обесценивания материалов, которые считаются золотым запасом страны, подорваться стабильные рыночные отношения.
Чтобы контролировать процессы, происходящие с металлами и камнями, имеющими ювелирную ценность, в России необходимо получить лицензию на такой вид деятельности. Более того, сделкам с драгметаллами государство обеспечило пристальное внимание.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется наличием прямого умысла, т.е. лицо знает, что совершает преступление, предполагает о тех последствиях, которые могут наступить, но, ни смотря ни на что, желает их наступления.
Цель совершения преступления чаще всего корыстная. Цель и мотивы не влияют на квалификацию преступления.
С объективной стороны незаконные действия с драгоценными металлами заключаются в совершении одного или нескольких из альтернативных деяний:
- заключение сделок (как в устной, так и в письменной форме);
- незаконное хранение;
- незаконная перевозка или пересылка(контрабанда).