Новая редакция Ст. 234 УК РФ
1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.
4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта
Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта
[Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел IX] [Глава 25]
. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок.
. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.
. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учёта, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Примечание. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.
Вопросы привлечения к ответственности по ст. 233, 234 УК
Беседуем с ПАВЛОВСКИМ Дмитрием Александровичем по итогам Международной научно-практической конференции «Противодействие лжепредпринимательству и незаконной предпринимательской деятельности».
Актуальна ли для Беларуси тема лжепредпринимательства и незаконной предпринимательской деятельности?
Незаконная предпринимательская деятельность и лжепредпринимательство традиционно являются одним из серьезных факторов угрозы экономической безопасности Беларуси.
Деятельность лжепредпринимательских структур и наличие теневого рынка товаров, работ и услуг пагубно влияют на легальную экономику и отрицательно сказываются на размерах поступлений в республиканский и местный бюджеты.
Статистические данные последних лет свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению количества выявленных правоохранительными органами фактов лжепредпринимательства и незаконной предпринимательской деятельности, а также числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за подобные деяния.
Что, по Вашему мнению, повлияло на снижение уровня преступности в этой сфере?
Необходимо понимать, что в силу высокого уровня латентности такого рода преступной деятельности статистика далеко не всегда дает возможность верно оценить масштабы и степень вовлеченности в нее граждан и хозяйствующих субъектов.
Так, сокращение в последние годы количества выявленных фактов незаконного предпринимательства и лжепредпринимательства можно объяснить относительной стабильностью белорусской экономики. Не стоит сбрасывать со счетов и элементарную пробуксовку в деятельности силовых структур, обусловленную сменой руководителей, структурными преобразованиями в системе правоохранительных органов и другими субъективными причинами.
В условиях системных политических и экономических кризисов, которым подвержена любая открытая система, баланс между легальной и теневой экономикой может быть нарушен в пользу последней. Наглядным примером может служить ситуация в Украине, где резкая смена государством экономического курса и ряд структурных реформ привели к масштабному и повсеместному уходу в тень малого и среднего бизнеса.
Однако успешное противодействие рассматриваемому феномену и сдерживание в неопасных для общества масштабах составляет для государства вполне посильную задачу.
Статистика привлечения к ответственности за лжепредпринимательство довольно низкая. Может, стоит изменить или декриминализировать состав, предусмотренный ст. 234 УК?
Как показывает правоприменительная практика, возможности органов уголовного преследования в данной сфере крайне ограничены. Причина этого кроется в том числе в несовершенстве уголовного закона.
Например, главный недостаток ст. 234 УК – отнесение ее законодателем к числу материальных составов, окончание преступления по которым связывается с определенными последствиями.
Вместе с тем юридическая регистрация едва ли может повлечь какой-либо ущерб как следствие деятельности, которую виновное лицо прикрывало созданием и регистрацией хозяйствующего субъекта.
С этой точки зрения нынешняя редакция ст. 234 УК малоэффективна. Расследование каждый раз будет сводиться к доказыванию совершения виновным лицом конкретного преступления, но с использованием банковских счетов и реквизитов лжефирм. А это сложнейший и малопродуктивный труд. Установить причинную связь между созданием лжепредприятия и последствиями в виде крупного ущерба от совершения с использованием данного инструмента другого преступления – связь в традиционном ее понимании – невозможно.
Выход из сложившейся ситуации видится либо в отнесении ст. 234 УК к числу формальных составов, как это было в УК 1960 г., либо в ее полной декриминализации.
Существуют ли аналогичные проблемы с квалификацией незаконной предпринимательской деятельности по ст. 233 УК?
При расследовании незаконного предпринимательства органы предварительного следствия сталкиваются с тем, что у органов дознания, следствия и судов нет единого подхода к определению запрещенной предпринимательской деятельности. Нет его и при квалификации действий должностных лиц, которые в гражданском обороте действуют от имени субъектов хозяйствования, но не связаны с ними де-юре гражданскими либо трудовыми правоотношениями.
Вместе с тем следует понимать, что сугубо репрессивные меры уголовно-правового характера не могут быть единственным оружием в арсенале средств борьбы с лжепредпринимателями и теневым рынком товаров, работ и услуг.
Более того, непродуманность в вопросах использования репрессивных по своей сути уголовно-правовых средств в этой сфере может привести к дестабилизации определенных сегментов социально-экономических отношений.
Необходимо значительно шире использовать методы оперативно-экономического анализа, совершенствовать механизмы обмена информацией между государственными институтами уголовного преследования и органами, осуществляющими контроль и надзор, повышать роль финансового мониторинга, вводить в практику материальное поощрение лиц, сообщивших достоверную информацию о фактах незаконной предпринимательской деятельности и лжепредпринимательства, даже если эта информация будет анонимной.
Еще один фактор, способный устранить основу для многих правонарушений, включая экономические преступления, – последовательное и полноценное проведение в жизнь экономических реформ в полном соответствии с их целями и внутренней природой.
Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2021, № 10
Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 234 УК РФ
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2021 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
- Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2021 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2021 г. N 18 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ,…
- Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
- Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2021 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
- Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2021 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
- Решение Верховного суда: Определение N 38-АПУ17-2 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №38-АПУ17-2 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 марта 2021 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда…
Федеральный закон от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Принят Государственной Думой 17 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Статья 1
Абзац восьмой части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2005, № 1, ст. 20; № 30, ст. 3104; 2007, № 41, ст. 4845; 2009, № 7, ст. 771; 2021, № 48, ст. 7631; 2021, № 18, ст. 3050) дополнить словами «, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2009, № 1, ст. 14; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4573; № 49, ст. 7014, 7067; № 50, ст. 7352; 2012, № 31, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1657; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099; № 19, ст. 2331; № 52, ст. 7543; 2015, № 10, ст. 1411, 1427; № 48, ст. 6706; 2021, № 1, ст. 13, 45, 64; № 11, ст. 1493; 2021, № 22, ст. 3070; № 31, ст. 4761; № 47, ст. 6847; 2021, № 8, ст. 715; № 10, ст. 894; № 31, ст. 4446; № 46, ст. 6421; 2021, № 1, ст. 34) следующие изменения:
1) пункт 4 статьи 4 дополнить словами «, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации)»;
2) часть 141 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания: «Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства также разъясняет должнику-гражданину его право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.»;
3) статью 69 дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:
«51. Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. В заявлении должника-гражданина указываются:
1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;
2) реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);
3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.
52. При наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник-гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).»;
4) статью 70 дополнить частью 53 следующего содержания:
«53. Банк или иная кредитная организация не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;
5) часть 31 статьи 81 изложить в следующей редакции:
«31. В целях обеспечения сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), а также в случае, если должник-гражданин является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.»;
6) в статье 99:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. В случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.»;
б) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 11 настоящей статьи, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.».
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2022 года.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
29 июня 2021 года
№ 234-ФЗ