Почему России стоит чаще изымать незаконно нажитое госслужащими имущество
Международная группа по борьбе с отмыванием рекомендовала России активнее применять против госслужащих конфискацию имущества, если законность владения им не подтверждается, а также расширить перечень изымаемых активов
Фото: Красильников Станислав / ТАСС
Россия должна расширить перечень активов депутатов, сенаторов, федеральных и региональных чиновников, руководителей госкомпаний и судей, которые могут быть конфискованы как незаконное богатство. Такую рекомендацию дала международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) по итогам комплексной оценки российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Выездная миссия FATF в Москве состоялась с 11 по 29 марта 2019 года и стала четвертой по счету проверкой, предыдущая состоялась десять лет назад — в 2008 году. Эксперты учрежденной «Большой семеркой» (G7) межправительственной организации оценили уровень борьбы России с отмыванием преступных средств. 18 октября стали известны первые результаты, теперь FATF опубликовала расширенный доклад.
Мизерные изъятия
Россия не является крупным центром отмывания, а главным образом выступает источником преступных доходов, значительная часть которых отмывается за рубежом, отмечают эксперты FATF. Больше всего преступных доходов приносят хищения из бюджета, уход от налогов, коррупция, мошенничество в финансовом секторе и наркоторговля.
- Ущерб от расследованных случаев получения преступных доходов достигает 220 млрд руб. ежегодно за период 2014–2018 годов.
- 85% выявленных преступлений по легализации преступных доходов связаны с наркоторговлей и хищением бюджетных средств.
- 30% всех преступных доходов, или $1 млрд, приходится на хищения из бюджета.
- Всего у преступников изъяли почти 318,5 млрд руб. (штрафы не включены) с 2014 по 2021 год за счет применения всех механизмов конфискации, возмещения ущерба и удовлетворения гражданских исков; доля изъятых активов в рамках всех уголовных дел об отмывании средств составила менее 1,5% от общего количества изъятых активов.
Суммы конфискаций в уголовном порядке гораздо скромнее общих объемов компенсации ущерба, отмечает FATF. Сумма добровольного возмещения ущерба в 8,5 раз превышает суммы конфискаций по приговору — 75 млрд против 8,8 млрд руб. за 2021 год. Это объясняется тем, что добровольная компенсация может привести к снисхождению при вынесении приговора.
Конфискация имущества: основания, признаки и условия для проведения процедуры
В уголовном и административном законодательстве конфискация собственности выступает качестве дополнительной меры наказания. Всего УК РФ предусматривает более 70 оснований для мер наказания с конфискацией имущества, в числе которых: убийства, торговля людьми наркотическими препаратами, террористическая деятельность и другое. Главным условием такой меры, как конфискация собственности, является законность процедуры, то есть она должна четко соответствовать всем нормам и требованиям действующего законодательства. Все имущество, подверженное конфискации, переходит в собственность государственных органов и в дальнейшем выставляется для реализации на публичные торги. Однако, здесь есть и исключения – случаи, если на гражданина, совершившего преступное деяние, наложен ряд определенных обязательств (возмещает моральный или материальный ущерб, осуществляет выплату алиментов на детей после развода или кредита). Конфискация, как дополнительная мера наказания, применима как к физическим, так и к юридическим лицам, и может представлять полное, частичное или специальное отчуждение имущества. Основным признаками конфискации являются:
- отсутствие самостоятельности;
- совместимо с любой мерой пресечения;
- не является альтернативой наказанию;
- признается мерой предупредительной;
- способствует восстановлению общественных отношений.
Как конфискуют незаконное богатство в России
В декабре 2012 года президент России Владимир Путин подписал закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который внедрил механизм конфискации состояний чиновников, чьи расходы превышают их официальные доходы. По закону правоохранительные органы должны обратить внимание на госслужащего, если он или его семья тратит больше задекларированных за последние три года доходов. Генпрокуратура может потребовать от чиновника обосновать его расходы. Если чиновник не сможет доказать законность происхождения средств и собственности, он должен быть уволен со службы, а состояние обращено в доходы государства.
В ноябре Конституционный суд разрешил изымать средства у дальних родственников и знакомых коррупционеров. Вопрос рассматривался в связи с делом бывшего полковника полиции Дмитрия Захарченко.
Изъятые средства и доходы от продажи активов перечисляются в федеральный бюджет. Минфин получает наличные и средства с продажи конфискованного имущества и предметов роскоши, а Гохран — драгоценные металлы и камни, ювелирные изделия и слитки.
Однако у чиновников конфискуют необоснованное богатство лишь в случаях значительных расхождений между официально задекларированными доходами и расходами, отмечает FATF. По последним данным за 2021 год, которые приводит FATF, у российских чиновников было конфисковано 8,8 млрд руб. необъяснимого богатства.
Генпрокуратура в 2021 году направила в суды иски с требованием изъять купленное на нелегальные доходы имущество чиновников на 500 млн руб., сообщил в марте генпрокурор РФ Юрий Чайка.
Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
29 мая 2021 Согласно действующему законодательству (гл. 15.1 Уголовного кодекса) конфискации подлежит имущество:
- полученное в результате совершения ряда преступлений (закрытый перечень содержится в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ);
- используемое или предназначенное для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества;
- являющееся орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления и принадлежащее обвиняемому.
Некоторые разъяснения по вопросам применения этой меры (напомним, конфискация является мерой уголовно-правового характера, но не мерой наказания) содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, посвященных конкретным составам преступлений. В частности: преступлениям террористической направленности (Постановление Пленума ВС РФ от 9 февраля 2012 г. № 1), контрабанде (Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 2021 г. № 12), легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (Постановление Пленума ВС РФ от 7 июля 2015 г. № 32), и др. Тем не менее, по словам судьи ВС РФ Юрия Ситникова, назрела необходимость принятия отдельного постановления по вопросам, связанным с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве, тем более что им уделяется особое внимание в рамках регулирования межгосударственных отношений. Проект соответствующего постановления (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ) обсуждался в ходе сегодняшнего заседания Пленума ВС РФ.
В частности, Суд считает необходимым напомнить: поскольку конфискация может быть связана с ограничением конституционного права частной собственности, применение этой меры возможно только в прямо предусмотренных законом случаях. Таким образом, не допускается изъятие денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения не указанных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФпреступлений. При этом имущество, использованное в качестве средства совершения преступления, может изыматься без ограничений, но при одном условии: оно должно принадлежать обвиняемому (п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Поэтому в данном случае установление собственника имущества обязательно, подчеркивается в Проекте. При конфискации же средств, предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, а также незаконных группировок и организаций, не имеет значения, кто ими владеет, – имущество изымается вне зависимости от принадлежности, указывает Суд. По его мнению, к такому имуществу могут быть отнесены и мобильные телефоны, компьютеры, а также другие средства связи, которые использовались как непосредственно для подготовки к совершению преступления (обучения, распространения литературы террористической и экстремистской направленности и т. д.), так и для размещения в СМИ и телекоммуникационных сетях материалов, содержащих призывы к террористической деятельности или оправдание терроризма.
Важным является разъяснение о конфискации имущества, находящегося на территории иностранного государства. Согласно Проекту его изъятие возможно, если уголовное дело рассматривается на основании международного договора Российской Федерации. Однако при доработке документа это положение может быть скорректировано – присутствовавший на заседании заместитель Генерального прокурора РФ Леонид Коржиек считает, что основанием для конфискации имущества, находящего вне пределов России, может быть и принудительное исполнение приговора российского суда на основе принципа взаимности. Он напомнил, что именно таким образом в отсутствие международного договора решается вопрос о конфискации находящихся на территории РФ доходов, полученных преступным путем, на основании приговора или постановления иностранного суда. Российский суд, рассмотрев запрос компетентного органа иностранного государства и соответствующее решение иностранного суда, вправе вынести постановление о признании и принудительном исполнении этого решения (ст. 473.1 Уголовно-процессуального кодекса).
По общему правилу арест – в целях обеспечения возможной конфискации – налагается на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих материальную ответственность за их действия (ч. 1 ст. 115 УПК РФ). Однако допускается наложение ареста и на имущество, находящееся у третьих лиц, – когда есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого или обвиняемого, было использовано для совершения преступления или предназначалось для финансирования терроризма или экстремизма либо запрещенных организаций (ч. 3 ст. 115 УПК РФ, ч. 3 ст. 104.1 УК РФ). В этом случае не имеет значения, установлена личность подозреваемого или обвиняемого по делу или нет, подчеркивается в Проекте.
ВС РФ намерен обратить внимание судов на то, что, принимая решение о конфискации имущества, они в первую очередь должны решать вопрос о возмещении вреда, причиненного его законному владельцу. В то же время стоит учитывать, что конфискованное имущество не может быть возвращено его законному владельцу, если данное лицо участвовало в совершении преступления, отмечает Суд. Например, не подлежат возврату предметы контрабанды, владелец которых способствовал их незаконному перемещению через границу. Кроме того, не возвращаются переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа деньги или иные ценности – даже тогда, когда взяткодатель или совершившее коммерческий подкуп лицо освобождены от уголовной ответственности в связи с тем, что совершили преступление из-за вымогательства со стороны должностного лица, или добровольно сообщили о преступлении, или активно способствовали его раскрытию (то есть на основании примечаний к ст. 291 и ст. 204 УК РФ). Однако это правило не должно применяться, когда деньги передаются в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа в рамках оперативного эксперимента или иных мероприятий, направленных на задержание вымогателя с поличным.
В Проекте указано: суд может принимать решение о конфискации имущества не только при постановлении обвинительного приговора, но и при прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Причем отмечается, что само по себе такое прекращение дела возможно только при условии разъяснения обвиняемому всех возможных последствий, в том числе о конфискации имущества, и отсутствии его возражений. Данное разъяснение соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации по этому вопросу (Постановление КС РФ от 7 марта 2021 г. № 5-П).
Кроме того, ВС РФ призывает судей не принимать решения о конфискации имущества, которое хотя и относится к одной из перечисленных в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ категорий, но является запрещенным к обращению либо изъятым из незаконного оборота. В таких ситуациях следует выносить акты о передаче этих предметов в соответствующие учреждения или об их уничтожении (п. 2-2.1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ), поясняет Суд.
Также в Проекте разъясняется ряд других процессуальных вопросов. Например, указано, каким образом учитывается мнение сторон о возможной конфискации имущества, если решение по делу принимается в особом порядке (гл. 40 и 40.1 УПК РФ), определены условия, при соблюдении которых апелляционный суд может изменить решение суда первой инстанции в части конфискации имущества в сторону ухудшения положения осужденного.
Стоит отметить, что Проект принципиально поддержан и судейским сообществом, и представителями заинтересованных ведомств. Тем не менее редакционной комиссии предложено рассмотреть возможность внесения в документ некоторых изменений. Так, заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов считает необходимым более подробно разъяснить, какое имущество может признаваться средствами совершения преступления (в текущей версии Проекта приведено лишь несколько конкретных примеров), и уточнить предмет экспертизы, которая, согласно Проекту, может быть назначена в случае, когда вместо подлежащего конфискации предмета изымается иное имущество (в соответствии со ст. 104.2 УК РФ).
Мария Шувалова
Какие активы чиновников могут быть изъяты
Конфискации по закону подлежат лишь некоторые виды активов: недвижимость, автомобили, яхты и ценные бумаги. Под действие закона не подпадают наличные и деньги со счетов в банках, драгоценности и активы в иностранных трастах, хотя высокопоставленным госслужащим технически запрещено иметь иностранные счета или зарубежные финансовые инструменты.
Минюст в июне 2021 года заявил о планах установить механизм для обращения в доход государства денежных средств, полученных чиновниками, в случае если их сумма превышает общий доход госслужащего и его супруги (супруга) и ими не представлены сведения, подтверждающие получение этих денежных средств на законном основании.
4.Права судебного пристава и должника
Права судебного пристава:
- приставы могут производить опись имущества по месту регистрации или месту фактического проживания должника;
- разрешенное время произведения процедуры – рабочие дни с 6.00 до 22.00. В «экстренных» случаях это условие может нарушаться.
- приставы имеют право вскрывать двери должника для возможности доступа в жилье и произведения обыска, а затем и описи имущества. Производить такие действия можно в присутствии понятых, а также местного участкового;
- приставы в своей работе могут совершать запросы в банки о счетах неплательщика, а также делать запросы в Росреестр и другие организации для получения информации о недвижимости должника;
- кроме суммы долга судебный пристав-исполнитель взыскивает исполнительский сбор, размер которого составляет 7% от суммы задолженности;
Права должника:
- должник имеет право присутствовать при производстве процедуры описи имущества;
- при производстве описи имущества должник может оговорить, какие вещи могут быть включены в акт описи в первую очередь. Судебный пристав-исполнитель обязан удовлетворить это требование должника. Однако, если суммы, полученной от реализации указанного имущества будет недостаточно, то опись имущества продолжается до полного погашения долгового бремени;
- должник вправе за свой счет нанимать оценщика, если он не согласен с суммой оценки своего имущества.
Получить бесплатную консультацию
Рекомендации FATF
FATF рекомендовала России законодательно расширить перечень активов и круг лиц, подпадающих под действие закона о контроле за соответствием расходов госслужащих. Аналогичное поручение было дано правительству. Кабмин с участием Генпрокуратуры и Верховного суда должен был подготовить предложения о расширении видов имущества для конфискации, следует из Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы.
Пресс-служба Минюста не ответила на вопросы РБК про инициативы об ужесточении наказания чиновников за незаконное обогащение, сообщив, что проекты нормативных актов разрабатываются в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции.
Список активов, которые могут быть изъяты, и так достаточно объемный, прокомментировал РБК партнер Дмитрий Горбунов. «В Госдуму регулярно поступают различные инициативы по ужесточению правового положения чиновников. Однако какого-либо глобального законопроекта пока не наблюдается, а проблема коррупции на законодательном уровне не решена даже при наличии достаточно суровых мер ответственности», — считает адвокат.
Прокуратура не проявляет должного внимания к проблеме имущества чиновников, которое им явно не по карману, считает партнер юридической компании LDD, адвокат Владислав Шкурихин, отмечая, что механизм конфискаций без обвинительного приговора применяется крайне редко. «Как правило, органы более детально проверяют чиновников уже в рамках расследования уголовных дел. Тогда и всплывает имущество оформленное на третьи лица», — указывает адвокат.
Примеры дел по изъятию имущества
Из обзора судебной практики Верховного суда от 2021 года следуют, что суды в зависимости от обстоятельств дел принимают разные решения по вопросам изъятия имущества при несовпадении доходов и расходов. В документе приводятся несколько случаев из региональной практики:
- Супруг чиновницы районной администрации в Башкирии купил автомобиль Daewoo Novus за 2,8 млн руб., в то время как весь доход семьи за предыдущие три года не превысил 2,7 млн руб. Суд конфисковал у чиновницы 97,6 тыс. руб. — разницу в 3,5% между официальными доходами и стоимостью авто;
- Прокуратура потребовала конфисковать имущество областного депутата, который купил недвижимость на сумму более 28 млн руб. при официальных доходах за три года в 5,4 млн руб. Суд отклонил довод депутата, что положение о конфискации при несоответствии расходов и доходов на него не распространяется, поскольку он выполняет депутатские полномочия без отрыва от основной деятельности;
- Суд отказался изъять у чиновницы городской администрации с доходами 1,6 млн руб. за три года новую квартиру стоимостью 1,9 млн руб. Она доказала в суде, что жилье куплено на деньги с продажи квартиры матери и помощь родственников.
Нормы о конфискации
Конфискация имущества рассматривается положениями административного, уголовного, таможенного, гражданского законодательства. Главная особенность — конфискация имущества осуществляется, согласно решению суда в качестве санкции по отношению к нарушителю.
Изъятие имущества применяется в качестве правового последствия сделки, которая противоречит нормам нравственности и правопорядка. Конфискация имущества представляет способ защиты прав лица, пострадавшего в ходе противоправной сделки, которая была невыгодна пострадавшему, совершена под влиянием примуса, силы, психологического или физического давления.