Выделение уголовного дела в отдельное производство согласно статьи 155 УПК РФ


Ст. 155 УПК РФ устанавливает правила, по которым действует дознаватель, следователь, если входе расследования он получил сведения, указывающие на возможное совершение другого преступления, напрямую не связанного с данным делом. На практике нередко возникает подобная необходимость, так как формирование мотива правонарушения у одного человека зачастую обусловлено незаконной деятельностью других людей. При качественной работе сыщиков факты вскрываются и требуют правовой оценки. Выделение материалов уголовного дела – разумное и справедливое решение для подобной ситуации: сроки выдержаны, сигналы не остались без внимания, права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего соблюдены.

Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

Москва и область: +7 (495) 662-44-36

Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Порядок оформления

Выделение материалов – процедура несложная. Из уголовного дела берутся улики, указывающие на потенциальное злодеяние и направляются соответственно руководителю следственного органа либо дознания для принятия распоряжений.Но при этом должен быть соблюден определённый порядок.

Дознаватель, начальник органа дознания, следователь или руководитель следственной группы, действует по плану:

  1. Анализирует сведения, поступившие в его распоряжение,и принимает решение о выделе некоторых из них в обособленное производство.
  2. Составляет на бланке специальное постановление. Копию подшивает к уголовному делу. Образец постановления не закреплен официально, но должен содержать все обязательные реквизиты, используемые при написании уголовно-процессуальных актов.
  3. Снимает дубликатыпротоколов, других письменных свидетельств,подшивает к ним оригинал постановления.Подлинники, как правило, остаются в деле, но иногда прилагаютсяк материалу.
  4. Передает оформленные документы соответствующему руководителю.
  5. Копию постановления отправляет прокурору.

Если руководитель следственного органа сам ведёт расследование по основному делу, то в постановлении он сразу назначает лицо, которому поручает провести проверку. При этом направление документов вышестоящему руководству не производится.

Чётко выполненные правила – залог соблюдения законности и полноценного расследования.

Привлечение к ответственности несовершеннолетнего вместе с совершеннолетним


Вам будет интересно:Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке

Это основание закреплено пунктом 2 части 1 154 статьи УПК. Выделение уголовного дела в данном случае позволяет нивелировать отрицательное влияние на несовершеннолетнего, исходящее от совершеннолетних соучастников. При этом создаются условия для реализации особого порядка рассмотрения дел, закрепленного в главе 50 Кодекса.

Сроки вынесения решения

Выделение в отдельное производство обязывает выполнить проверку быстро. Материалов уголовного дела может быть достаточно, чтобы принять решение в течение трех дней.

Допускается продление этого времени:

  1. По общему правилу принятие решения происходит в течение трёх суток с момента получения следователем или дознавателем поручения от руководителя.
  2. Начальник следствия или дознания по ходатайству лица, проводящего проверку, имеет право продлить период выяснения обстоятельств до десяти суток. Такой вариант встречается довольно часто, но причина продления должна быть обоснованной.
  3. До тридцати суток имеет право увеличить срок прокурор по просьбе дознавателя или начальник следственного органа – по просьбе следователя. Для этого требуется серьёзное основание в виде проведения инвентаризаций, ревизий, развернутых исследований с привлечением специалистов. Причины продления обязательно указываются в специальном постановлении.

По результатам работы принимается решение о возбуждении нового уголовного дела либо об отказе в нём. Возможна передача материала в соответствующие органы для наложения административного взыскания, по делам частного обвинения – в суд.Выделенный материал нельзя оставить без изучения и правовой оценки.

Отсутствие связи между преступлениями или гражданами, их совершившими

Выделение уголовных дел в таких случаях более чем обосновано. Дело в том, что речь идет о различных субъектах, которые совершили преступления, друг с другом не связанные. Другими словами, отсутствуют всякие основания для объединения эпизодов в рамках одного производства в силу того, что нет между ними общих элементов: ни фактов, ни лиц, подлежащих преследованию.

Однако такое положение дел становится понятным далеко не сразу: не в момент открытия производства (иначе было бы возбуждено несколько разных дел), не при принятии решения о соединении материалов (в противном случае оно не было бы принято вообще). Необходимость выделения уголовных дел становится явной по ходу расследования, в процессе собирания доказательств.

Вряд ли в таких случаях можно говорить о следственной ошибке. Скорее всего, необходимость выделения уголовных дел обуславливается нормальным движением от малоизвестного или неизвестного (в момент открытия дела) к известному (по результатам расследования).

Последствия для подозреваемого (обвиняемого)

У участников процесса часто возникают вопросы, какие изменения могут произойти, и ухудшится или улучшится их положение в связи с началом отдельной проверки. Важно уяснить, что процедура не имеет обвинительного уклона и осуществляется с единственной целью: качественное и всестороннее расследование.
Нужно знать:

  • срок расследования по уже возбужденному делу не увеличивается;
  • выделенные документы продолжают сохранять статус улик.

Действия в порядке статьи 155 уголовно-процессуального кодекса РФ предпринимаются в отношении фактов, не имеющих прямого отношения к подозреваемому (обвиняемому) и не могут ухудшать положения последнего, если только в ходе проверки не будет выявлено фактов его причастности к совершению других преступлений.

Соучастие

Выделение уголовного дела в отдельное разбирательство осуществляется, если предполагается совершение деяний в соучастии в случаях, предусмотренных пунктами 1-4 1 части 208 статьи УПК.


Вам будет интересно:Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании: порядок, инструкция

В указанных ситуациях возникает необходимость приостановить предварительное следствие в отношении или неустановленного субъекта, или подозреваемого/обвиняемого, причастного к групповому преступлению. Это условие выделения уголовного дела в отдельное разбирательство согласуется с процессуальной логикой движения материалов. Оно предотвращает неоправданные задержки при отправлении правосудия в случаях, связанных с возникновением объективных препятствий для расследования и разрешения дела в отношении сразу всех причастных к преступлению лиц.

Дополнительные основания

В процессуальном законодательстве предусмотрены и другие обстоятельства, обуславливающие выделение дел. Они связаны не с ходом развития предварительного расследования, а со спецификой последующего судебного разбирательства. К числу таких оснований относят:

  • Совершение деяния в соучастии, когда хотя бы один из подозреваемых является военнослужащим или проходящим сборы. Уголовные дела в отношении указанных субъектов подсудны военным судам и, следовательно, подлежат выделению. Вместе с тем, если сделать это не представляется возможным, приоритет в разбирательстве остается за военным судом.
  • Совершение деяния, рассмотрение которого может осуществлять суд с участием присяжных, если один или сразу несколько обвиняемых выразили отказ от такого судопроизводства. Если в отношении таких лиц невозможно осуществить выделение уголовных дел, суд присяжных также обладает приоритетом в разбирательстве. Соответствующее положение вытекает из п. 1 ч. 5 217 статьи УПК РФ.

Сокращенная форма дознания

Выделение дела допускается в отношении отдельных обвиняемых/подозреваемых, расследование деяний которых осуществляется в порядке, установленном для сокращенной формы дознания. При этом должно выполняться одно важное условие. В отношении прочих подозреваемых/обвиняемых предварительное расследование должно осуществляться по общим правилам.

Закрепление этого основания для выделения уголовного дела в законе обуславливается введением упрощенного досудебного разбирательства с ограниченным перечнем фактов, подлежащих доказыванию.

Наличие досудебного соглашения

Это условие выделения уголовного дела было закреплено в законе сравнительно недавно. Оно связано с введением института соглашения о сотрудничестве со следствием. В таких случаях не только само судопроизводство приобретает специфические черты, но и досудебное производство, предшествующее ему.

Необходимо сказать, что вопрос о том, считается ли выделение дела в отношении лица, заключившего соглашение о сотрудничестве, факультативным или обязательным, остается спорным.

Если принимать преобладающую в практике позицию о его обязательности, то принципиальным будет тот факт, что предварительное следствие сосредоточено не столько на выявлении обстоятельств преступления по общим правилам доказывания, сколько на активности самого обвиняемого/подозреваемого. Действия этого лица должны быть направлены на выполнение обязательств, закрепленных в досудебном соглашении. Среди них, в частности, содействие в розыске материальных ценностей, изобличение остальных участников преступления, содействие в раскрытии деяния.


Вам будет интересно:Имущественные права как объекты гражданских прав: понятие, юридическое определение, виды имущественных прав, законодательная база и советы юристов

Соответственно, разбирательство по выделенному делу будет сводиться преимущественно к проверке выполнения субъектом обязательств, взятых при заключении соглашения. В таких случаях производство должно осуществляться в упрощенном (ускоренном) порядке.

Вместе с тем институт досудебного сотрудничества сам по себе в современных условиях вызывает множество нареканий, расхождений в подходах к реализации и неоднозначных оценок.

Выделение уголовного дела. Выделение в отдельное производство материалов дела.

Выделение уголовного дела означает изъятие из основного производства части его материалов в качестве самостоятельного уголовного дела (ст. 154 УПК). Выделение прямо противоположно соединению дел. Выделение дел обеспечивает: а) объективность расследования путем создания специального режима производства (индивидуализации) для отдельных категорий лиц; б) быстроту расследования и его «процессуальную экономию», т. е. возможность продолжать или завершить досудебное производство, несмотря на возникшие препятствия.

По общему правилу, выделение уголовного дела допускается в отношении обвиняемых. Как исключение предусматривается выделение дела в отношении подозреваемых (например, при производстве дознания, где нет обвиняемого, но может иметься подозреваемый).

Основания для выделения уголовных дел можно разделить на две группы. К первой относятся основания для выделения дела в отношении определенных лиц

:

· наличие определенных оснований для приостановления уголовного дела в отношении некоторых из установленных соучастников (п. 2–4 ч. 1, ч. 3 ст. 208);

· несовершеннолетний возраст обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности за совершение преступления в соучастии со взрослым (ст. 422);

· отсутствие связи деяний иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не связанных с деяниями, которые вменяются в вину по расследуемому уголовному делу, если об этом стало известно в ходе предварительного расследования. Например, по делу, возбужденному по факту поджога, установлено, что подозреваемые в поджоге либо иные лица ранее совершали разбойные нападения;

· отказ некоторых обвиняемых от рассмотрения их дела судом с участием присяжных заседателей при ходатайстве о рассмотрении дела с участием присяжных других обвиняемых, если это не наносит вред всесторонности и объективности рассмотрения дела (п. 1 ч. 5 ст. 217);

· невменяемость кого-либо из соучастников или наступление у него психического расстройства после совершения преступления (ст. 436);

· возражения обвиняемых, не являющихся военнослужащими или гражданами, проходившими военные сборы, против рассмотрения их дела военным судом (когда в отношении других обвиняемых по данному делу оно подсудно военному суду — ч. 7 ст. 31 УПК).

· заключение досудебного соглашения о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство (п. 4 ч. 1 ст. 154).

Вторая группа оснований выделения уголовного дела в отношении преступлений (фактов)

включает в себя, во-первых, необходимость завершения расследования по части эпизодов преступной деятельности или в отношении отдельных обвиняемых. Здесь имеются в виду такие ситуации, когда некоторые эпизоды уже полностью расследованы, а другие еще нет. Чтобы избежать затягивания сроков дознания, следствия и содержания под стражей, дело в «готовой» его части может быть выделено для направления в суд. Этот институт реализует международно-правовой принцип на доступ к правосудию без неоправданной задержки (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах). Условием для выделения уголовного дела по этому основанию является обеспечение
всесторонности и объективности расследования
и разрешения дела (ч. 2 ст. 154 УПК), которое должно соблюдаться в силу значения принципа истины в уголовном процессе.

Во-вторых, уголовное дело может быть выделено и для расследования нового преступления

, совершенного теми же лицами, или в отношении
нового лица
. При этом в постановлении может быть принято решение и о возбуждении дела в порядке ст. 146 УПК. Вопрос о необходимости возбуждения дела при выделении надо решать с учетом того, по какому основанию возбуждалось основное, первоначальное дело. Выделяемое дело надо возбуждать, если: а) расследуемое в нем деяние не является составной частью преступлений, по которым ранее уже было возбуждено первоначальное уголовное дело. При этом необходимо руководствоваться пространственно-временными признаками тех событий, которые описаны в постановлении о возбуждении основного уголовного дела. Например, если уголовное дело возбуждено по фактам ряда краж, совершенных в течение определенного месяца на территории дачного поселка, то выделение уголовного дела в связи новым хищением, совершенным за пределами этого месяца и (или) поселка, требует возбуждения; б) оно выделяется в отношении тех лиц, которые не были указаны в постановлении о возбуждении основного дела, возбужденного против конкретного лица. Например, если уголовное дело возбуждено по факту причинения вреда здоровью (неизвестным лицом), то установление новых соучастников не требует возбуждения новых дел. Если же дело возбуждено в отношении конкретного подозреваемого, то выявление новых соучастников обычно требует нового решения о возбуждении дела.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, если дело выделяется по новому преступлению или в отношении нового лица. В прочих случаях срок следствия по выделенному делу исчисляется с момента возбуждения основного уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ч. 6 ст. 154). Срок содержания под стражей при этом исчисляется в общем порядке, установленном ст. 109.

Действующий УПК наряду с выделением уголовного дела допускает выделение в отдельное производство материалов уголовного дела

(ст. 155). Это возможно при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, выделение материалов допускается только в отношении еще не установленных лиц, либо лиц, еще не привлеченных в качестве подозреваемых или обвиняемых (иначе необходимо выделять уголовное дело по п. 3 ч. 1 ст. 154). Во-вторых, решение о выделении материалов принимается лишь при очевидном
отсутствии связи
между «основным» преступлением и выделяемым фактом. Если имеется вероятность, что такая связь существует, то расследование продолжается в рамках единого дела.

О выделении материалов выносится мотивированное постановление, которое вместе с материалом направляется следователем — руководителю следственного органа, а дознавателем – прокурору в качестве повода для возбуждения дела.

3. Начало, срок и окончание предварительного следствия.

Быстрота расследования обеспечивается его своевременным началом, определенным сроком производства и предусмотренными законом формами окончания.

Стадия предварительного расследования начинается с момента вынесения постановления о возбуждении дела, на котором согласно требованиям ч. 2 ст. 146 УПК кроме даты должно быть указано время его вынесения.

Срок предварительного расследования обеспечивает: а) контроль за ходом следствия (в том числе со стороны потерпевшего и обвиняемого); б) международно-правовой принцип на доступ к правосудию без неоправданной задержки (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах); в) максимальное сокращение времени между наказанием и преступлением как условие эффективности наказания; г) время действия мер процессуального принуждения. Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223), для предварительного следствия (ст. 162).

По общему правилу, срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток (ст. 128). Для исчисления срока следствия неважно, какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157), а также время проведенного дознания (ст. 223) после направлении дела для производства следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226).

Окончание срока предварительного следствия происходит в день: а) вынесения постановления о прекращении дела (ст. 213, п. 1 ч. 1 ст. 439) либо б) направления уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением — ч. 6 ст. 220 или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера — п. 2 ч. 1 ст. 439). Сроки дальнейшей деятельности прокурора установлены отдельно (10 суток с возможностью продления до 30 суток по обвинительному заключению — ч. 1 ст. 221 и 2 суток по обвинительному акту — ч. 1 ст. 226). В отличие от срока предварительного следствия срок дознания оканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

Процессуальный закон допускает возможность только двух перерывов в течении срока следствия: во-первых, на время приостановления дела в связи с невозможностью участия в деле подозреваемого или обвиняемого, когда его место нахождения известно (п. 3 ч. 1 ст. 208), или в случае его тяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208); во-вторых, — на время обжалования следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221). Все время ознакомления участников процесса с материалами оконченного предварительного следствия включается в срок предварительного следствия (ст. 216, 217).

Продление исходного 2-месячного срока предварительного следствия может происходить в 3 этапа (ч. 4–5, 7 ст. 162):

1) до 3 месяцев (еще на 1 месяц) — руководителем следственного органа районного уровня, в том числе его заместителем (п. 38.1 ст. 5);

2) до 12 месяцев — руководителем следственного органа уровня субъекта РФ и его заместителями. Основанием продления является особая сложность расследования, например связанная с необходимостью производства значительного количества следственных действий, выезда в другую местность, направления запроса о правовой помощи в иностранное государство, помещения обвиняемого в медицинский стационар для проведения экспертизы и др.;

3) дальнейшее продление срока следствия возможно в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. Верхний предел срока следствия ограничен сроком давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ).

Продление срока допускается для продолжения

следствия, т. е. когда следователь до такого продления вел по делу работу и есть
необходимость
и
возможность
для совершения в будущем новых процессуальных действий (собирание дополнительных доказательств, ознакомление участников процесса с материалами уголовного дела, оконченного расследованием, и т. д.). Такой механизм продления срока признан соответствующим Конституции РФ, поскольку он ограничивает произвольные и безосновательные решения.

При возвращении прокурором или руководителем следственного органа уголовного дела следователю в связи с отменой постановления о приостановлении следствия, прекращении дела, возвращением дела на дополнительное расследование срок для исполнения указаний прокурора или срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. (Срок дополнительного дознания не должен превышать 10 суток (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК).) Дальнейшее продление срока предварительного следствия возможно на общих основаниях (ч. 6 ст. 162).

Для продления срока предварительного следствия следователь выносит мотивированное постановление и представляет его не позднее 5 суток до дня истечения срока руководителю следственного органа (ч. 7 ст. 162), который свое решение выражает в виде заверенной надписи на этом постановлении. О продлении срока следователь письменно уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и его представителя. Для обеспечения права обжалования решения о продлении срока следствия об этом решении нужно уведомлять и других заинтересованных лиц (стороны): гражданского истца, ответчика и их представителей. В целях обеспечения надзора за законностью продления срока в уведомлении об этом решении нуждается и прокурор.

Если руководитель следственного органа отказывает в продлении срока следствия или суд удовлетворяет жалобу о незаконности или необоснованности решения о продлении срока, то уголовное дело должно быть либо направлено в суд (если оно по части эпизодов уже окончательно подготовлено), либо прекращено по мотивам недоказанности обвинения (в связи с непричастностью лица к совершению преступления, отсутствием события или состава преступления).

Производство предварительного расследования не может продолжаться неопределенно долго, ибо это отрицательно сказывалось бы на общественной стабильности и спокойствии. Однако, поскольку верхнего предела для продления сроков расследования УПК не устанавливает, конечный момент предварительного расследования определяется также и установлением оснований, при наличии которых оно во всяком случае должно быть закончено в предусмотренной законом форме.

4. Недопустимость разглашения данных (тайна) предварительного расследования.

Такое общее условие, как недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161), или его тайна, не противоречит ни принципу гласности судебного производства, ни принципу состязательности. Требование гласно­сти в полном объеме может быть реализовано только в судебных стадиях процесса, предназначенных для публичного рассмотрения дел (так называемая внешняя гласность — см. об этом § 10 гл. 4 учебника). На предварительном расследовании гласность проявляет себя лишь в ограниченных пределах, выражаясь в частичном или полном (в момент окончания расследования) ознакомлении сторон с материалами дела (внутренняя гласность). Состязательность судопроизводства вовсе не означает, что стороны обвинения и защиты обязаны немедленно раскрывать друг перед другом собственные «карты», т. е. знакомить своего процессуального противника с материалами проводимой ими досудебной подготовки. Напротив, как и всякое состязание, судебный спор предполагает, что обе стороны

до определенного времени соблюдают конфиденциальность накопленных ими аргументов для ведения судебной борьбы. Тайна расследования является необходимым ограничением гласности в целях наиболее эффективного достижения на этой стадии процесса общественных и частных интересов. Недопустимость разглашения данных расследования обеспечивает: а) быстрое и полное раскрытие преступления; б) эффективную защиту от подозрения и обвинения; в) соблюдение охраняемых федеральными законами тайн; г) честь, достоинство и деловую репутацию обвиняемого, других физических и юридических лиц; д) безопасность участников уголовного процесса (свидетелей, потерпевших).

Основным средством обеспечения неразглашения данных предварительного расследования является отобрание органом предварительного расследования подписки в этом у лиц, участвующих в процессе. Тайна предварительного расследования по общему правилу не может ограничивать процессуальные права участников процесса на ознакомление с материалами дела, на юридическую помощь (поэтому сообщение свидетелем своему адвокату сведений об обстоятельствах дела не является разглашением). В специально предусмотренных случаях о некоторых обстоятельствах дела должны быть поставлены в известность третьи лица (обязательное уведомление родственников несовершеннолетнего задержанного — ч. 4 ст. 96).

Данное общее условие расследования кроме подписки о неразглашении обеспечивается и другими дополнительными процессуальными мерами: засекречивание данных о личности свидетеля, потерпевшего (ч. 9 ст. 166); мерами неразглашения частных данных, предпринимаемыми при обыске (ч. 7 ст. 182); мерами по неразглашению данных государственной тайны, содержащихся в материалах дела (ч. 2 ст. 217). Для неразглашения данных расследования используются и непроцессуальные меры (режим хранения уголовных дел; оформление допуска для лиц, ведущих расследование; оперативно-розыскные мероприятия).

Тайна предварительного расследования не абсолютна. Пределы гласности определяет орган расследования. Следователь или дознаватель вправе разрешить предание гласности некоторых данных предварительного расследования, если этим не будет причинен ущерб интересам дела, а также правам и законным интересам его участников. При этом необходимо учитывать, что разглашение информации о частной жизни участников процесса без их письменного согласия не допускается (ч. 3 ст. 161 УПК). Обязательность такого согласия предусмотрена ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и является гарантией неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции РФ).

В свете состязательности процесса и принципа равенства сторон в понятие тайны предварительного расследования следует, на наш взгляд, включать и положения закона, касающиеся адвокатской тайны

. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.02 г. № 63-ФЗ адвокатской тайной считаются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Так, адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля против интересов его подзащитного об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Проведение оперативно-розыскных мероприятий (а в случаях, предусмотренных УПК, — и ряда следственных действий в отношении адвоката), в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности, допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей (за исключением орудий преступления, а также предметов, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен).

В то же время адвокат и защитник вправе по своему ходатайству давать показания в интересах своего подзащитного, например по факту фальсификации материалов дела следователем.

Соединение дел

Оно предполагает формирование одного производства по двум и более преступлениям. Дела по таким деяниям возбуждаются, как правило, в разное время и зачастую разными органами.

Соединение допускается исключительно по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством. К ним относят следующие обстоятельства:

  • Обвинение нескольких лиц в соучастии в одном или нескольких деяниях. Расследование преступления, совершенного несколькими субъектами, в рамках одного производства позволяет правильно определить роли участников, верно квалифицировать их деяния.
  • Обвинение одного гражданина в совершении нескольких посягательств.
  • Соединение дел также допускается при не обещанном заранее укрывательстве преступлений либо недонесении о них. Раздельное расследование и судебное разбирательство таких деяний невозможно в силу того, что сопутствующее посягательство может быть совершено, если наличие основного факта является доказанным.

    Соединение дел осуществляется на основании постановления органа, ведущего производство одного из них. По общим правилам, материалы присоединяются к делу, по которому ведется расследование более тяжкого преступления или по которому выполнена работа в большем объеме.

    Срок расследования начинает течь с даты возбуждения первого производства.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]